Разработка урока по русскому языку «Словообразование имён прилагательных» (6 класс)
Разработка урока по русскому языку
«Словообразование имен прилагательных»
6 класс
Цели урока:
- Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имен прилагательных.
- Тренировать учеников в опознавании разных способов образования имен прилагательных и определении словообразовательного значения словообразовательных суффиксов.
- Совершенствовать умения анализировать текст.
- Закрепить понятие тема, стиль, тип текста, изобразительно-выразительные средства языка.
- Совершенствовать навыки многостороннего языкового анализа слов на основе словообразовательной модели.
- Продолжить работу по развитию речи, техники чтения, грамотного письма.
Оборудование:
Учебник по русскому языку 6 класс под редакцией М.М. Разумовской.
Рабочие тетради, школьные словари, памятки для учащихся, раздаточный материал, ПК, экран, схемы, таблицы в электронном виде, классная доска.
План урока:
Организационный момент.
Тема и цели урока.
ЗСП №5.
Проверка домашнего задания.
Способы словообразования имен прилагательных.
Выполнение упр. № 153.
Анализ текста (фронтально).
Работа с памяткой.
Подведение итогов.
Домашнее задание. Упр. № 152 или № 154 на выбор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и цели урока.
3. Практическое упражнение.
А) После объявления темы урока и разъяснения его задач, выполняем практическое упражнение. Под диктовку учителя имен существительных учащиеся записывают имена прилагательные и разбирают их по составу ( работают в тетрадях). Один учащийся работает на закрытом крыле доски.
Могущество/могущественный
Пародия/пародийный
Политика/политический
Полемика/полемический
Дискуссия/дискуссионный
Б)Работа с толковым словарем С.И.Ожегова(индивидуальное задание):
могущество (большая сила, власть, мощь, влияние)
пародия (комическое или сатирическое подражание)
политика (деятельность органов государственной власти, вопросы и события государственной и общественной жизни)
полемика (спор при обсуждении каких-либо вопросов, проблем)
дискуссия (обсуждение каких-либо вопросов, проблем на собрании, в печати).
В) Затем следует проверка:
- Назовите слова, которые у вас получились.
- Каким способом образованы прилагательные? (суффиксальным)
- Какие имена прилагательные образовались у вас? (относительные)
- Какие разряды вы знаете? (качественные, относительные и притяжательные)
Проверка домашнего задания.
Проводим проверку домашнего задания фронтально. Упр. 147, вопрос №2.
Учащиеся отвечают на вопрос:
- расскажите о суффиксальном способе образования качественных и относительных имен прилагательных.
Способы словообразования имен прилагательных.
- Какие еще способы словообразования имен прилагательных вы знаете?
Выполнение упр. № 153.
Один учащийся работает на закрытом крыле доски.
Проверка: ученик у доски открывает крыло, а другие ученики исправляют ошибки.
Раз (рас), без (бес)
Повторяем орфограмму: “Правописание приставок, оканчивающихся на С-З”.
7. Анализ текста (фронтально).
Читаю текст (он лежит на партах у учащихся).
- Назовите тему. (О коростели)
- Какое может быть название? (Коростель)
- Назовите стиль, докажите. (Художественный)
- Какие изобразительно-выразительные средства использовались? (эпитет, сравнение)
- Как относится автор к тому, что изображает? (с любовью)
- Какие стилистические особенности вы заметили в данном тексте? Докажите. (Слова разговорного стиля, неполные предложения)
- Какие особенности художественного стиля? (соединять в себе все стили)
- Какой тип текста? (описание)
Выполнение в тетрадях задания.
- Попробуйте образовать из слов одно прилагательное при помощи О (Е). (фронтально)
Работа с памяткой.
Анализ словообразовательной модели. На проверку вызываются учащиеся.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание. Упр. № 152 или № 154 на выбор.