12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. – вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны степей. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесны­ми зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

 Зона степей

Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

 

Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Изучение нового материала

ЦАРСТВО ТЕПЛА И СУХИХ ВЕТРОВ

Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а за­тем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом — зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжитель­ное, засушливое лето. Часто дуют горячие су­хие ветры — суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и боль­шая часть воды, не успевая напоить почву, по­токами стекает в низины и испаряется

Степная зона славится самой плодородной почвой — чернозёмом.

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника

   Тюльпан             Ирис                 Ковыль                    Типчак

2.С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи. Инфор­мацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи

3

 

1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка.

6.Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик.

11. Шмель. 12. Кобылка.

ЖИЗНЬ В СТЕПИ

В степной зоне растут разнообразные травя­нистые растения. Некоторые из них — тюльпа­ны, ирисы — цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отми­рают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения — ковыль и типчак — иначе приспособлены к степным условиям. Они пере­носят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Разнообразны насекомые степной зоны. Осо­бенно много здесь кобылок и кузнечиков — отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у ко­былок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечи­ки в основном поедают мелких насекомых.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, жу­равль-красавка, дрофа.

Красавка — самый мелкий из журавлей. Дро­фа — одна из самых крупных птиц нашей стра­ны, её называют степным великаном.

В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь — открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе кры­льев, хищная птица — степной орёл — настоя­щее украшение природы! Довольно часто встре­чается ловкий хищник степной хорёк.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. На­секомыми питаются ящерицы, грызунами — степ­ная гадюка.

СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную кни­гу России внесено очень красивое растение пи­он тонколистный-1. На страницах Красной книги мы найдём степного орла-2, журавля- красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку-3 .

Почему же эти растения и животные оказа­лись в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Сте­пи почти повсюду распаханы. На их месте рас­кинулись поля. Распашка степей — главная эко­логическая проблема этой зоны.

На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство — ещё одна экологическая проб­лема в этих краях.

Очень важная задача — сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и жи­вотным миром!

Некоторые участки степей охраняются в запо­ведниках. Так, в степной зоне расположены запо­ведники Ростовский, Оренбургский, Даурский

Некоторые степные животные вынуждены пе­реселяться на поля. Так поступают журавль-кра­савка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи пред­положение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры

2.Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зону степей. 2. Дай крат­кую характеристику зоны степей по плану, при­ведённому в учебнике (с. 71).

Вывод

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их
место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и
животным миром необходимо оберегать

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе степь

2.Найди в дополнительной литературе, Ин­тернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение

3.С помощью Интернета соверши вообража­емое путешествие в один из степных заповед­ников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

Природная зона степей

 

 

 

презентация зона степей

 

 

 

животный мир зоны степей

 

 

 

Фильм "Живая природа степи"

 

 

 

 

Растения и животные зоны степей

 

 
 

Степные травы...

 

 

 

 

пейзажи степи

 
 

Весна в степи.

 
 

 

Живая природа степи

 
 

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.