12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72114
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять самопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и еȅ освещенности солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. – формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

зона арктических пустынь

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны арктических пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану

Вспомни, почему северные районы нашей стра­ны получают от Солнца очень мало тепла. Что ещё ты знаешь о природе этих районов?

Изучение нового материала

 Зона арктических пустынь

Найди на карте природных зон России арк­тические пустыни. Каким цветом они обозначе­ны? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне? Научись показывать её на карте: со­ответствующие участки суши следует плавно об­водить указкой. Попроси соседа по парте прове­рить тебя.

ЦАРСТВО СНЕГА И ЛЬДА

Арктика... От этого слова веет суровым холо­дом. Арктика — район Земли, примыкающий к Се­верному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины ма­териков. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда.

Не только океан, но и острова покрыты тол­стым ледяным панцирем. Лишь кое-где на ост­ровах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктиче­ских островах почти совсем не образуется.

Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколь­ко месяцев подряд солнце совсем не показыва­ется — темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния — словно разноцветный, пе­реливающийся занавес колышется в тёмном не­бе. Очень суровое это время года. Дуют силь­ные ветры, часто бушует пурга, температура нередко опускается до -60°...

Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля

Осмысление и понимание полученных знаний

1.С помощью рисунка на с. 78—79 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.

2.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.

 

 
 

1.Чайка. 2. Белый медведь. 3. Кайра. 4. Тю­лень. 5. Лишайники. 6. Полярный мак. 7. Га­гарка. 8. Сайка. 9. Рачки. 10. Водоросли.

ЖИЗНЬ В ЛЕДЯНОЙ ПУСТЫНЕ

К суровым условиям арктических пустынь при­способились немногие живые организмы.

На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи, поляр­ный мак и некоторые другие растения.

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами.

Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками — рыбы, а рыба­ми — птицы.

Рыбой кормятся и тюлени. Эти звери — пре­красные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защи­щает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. В Арктике обитают моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки.

Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть за­щищает его от холода, широкие лапы помогают плавать, белый цвет меха скрывает среди сне­гов и льдов, позволяет незаметно подобраться к добыче. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежа­та, которые не крупнее котят! В берлоге моро­зы и ветра не страшны медвежатам. Мать кор­мит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из бер­логи, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

Выскажи предположение, какую роль клыки играют в жизни моржа. Проверь себя на «Стра­ничках для самопроверки».

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК

Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические пробле­мы. Долгие годы люди охотились на белых мед­ведей и моржей. В результате эти звери стали редкими, и их занесли в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени, особен­но их детёныши. Необходимо защищать живот­ных от истребления!

В морях Арктики люди занимаются рыболов­ством. Это делают зачастую хищнически, не за­ботясь об охране рыбных богатств.

С различных судов в воду и на берега попа­дает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов. В на­стоящее время ведётся работа по их устране­нию — «генеральная уборка Арктики».

Охота на редких животных ледяной зоны запре­щена. Под охрану взяты многие птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедни­ки, например заповедник «Остров Врангеля».

Сейчас в нашей стране осуществляется не­сколько специальных проектов по защите живот­ных, которые находятся под личным контролем Президента России Владимира Владимировича Путина. Среди этих проектов «Программа «Бе­лый медведь». Её цель — всестороннее изучение, сохранение и восстановление численности белых медведей в российской Арктике.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Покажи на карте зону арктических пустынь.

2.Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведённому на с. 71

Вывод

Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики. К жизни в суровых услови­ях приспособились немногие живые организ­мы. Природа этой зоны нуждается в охране

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Найди в дополнительной литературе, Интер­нете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нём сообщение.

Зона арктических пустыньурок

 

Зона Арктических пустынь 4 класс

 
Арктика
 

Россия: От Края До Края - Арктики

Факты: животные Арктики
Арктика и Антарктида
В чем разница между Арктикой и Антарктикой
Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.