Урок окружающего миру в 4 классе «Зона арктических пустынь»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять самопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и еȅ освещенности солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно – следственные связи.
Р. – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. – формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия и определения
зона арктических пустынь
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о природе и экологических проблемах зоны арктических пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану
Вспомни, почему северные районы нашей страны получают от Солнца очень мало тепла. Что ещё ты знаешь о природе этих районов?
Изучение нового материала
Зона арктических пустынь
Найди на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне? Научись показывать её на карте: соответствующие участки суши следует плавно обводить указкой. Попроси соседа по парте проверить тебя.
ЦАРСТВО СНЕГА И ЛЬДА
Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика — район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.
Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда.
Не только океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.
Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается — темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния — словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко опускается до -60°...
Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля
Осмысление и понимание полученных знаний
1.С помощью рисунка на с. 78—79 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.
2.Расскажите по этому рисунку об экологических связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.
1.Чайка. 2. Белый медведь. 3. Кайра. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Полярный мак. 7. Гагарка. 8. Сайка. 9. Рачки. 10. Водоросли.
ЖИЗНЬ В ЛЕДЯНОЙ ПУСТЫНЕ
К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы.
На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи, полярный мак и некоторые другие растения.
Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами.
Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками — рыбы, а рыбами — птицы.
Рыбой кормятся и тюлени. Эти звери — прекрасные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защищает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. В Арктике обитают моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки.
Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть защищает его от холода, широкие лапы помогают плавать, белый цвет меха скрывает среди снегов и льдов, позволяет незаметно подобраться к добыче. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят! В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.
Выскажи предположение, какую роль клыки играют в жизни моржа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК
Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические проблемы. Долгие годы люди охотились на белых медведей и моржей. В результате эти звери стали редкими, и их занесли в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени, особенно их детёныши. Необходимо защищать животных от истребления!
В морях Арктики люди занимаются рыболовством. Это делают зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств.
С различных судов в воду и на берега попадает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов. В настоящее время ведётся работа по их устранению — «генеральная уборка Арктики».
Охота на редких животных ледяной зоны запрещена. Под охрану взяты многие птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «Остров Врангеля».
Сейчас в нашей стране осуществляется несколько специальных проектов по защите животных, которые находятся под личным контролем Президента России Владимира Владимировича Путина. Среди этих проектов «Программа «Белый медведь». Её цель — всестороннее изучение, сохранение и восстановление численности белых медведей в российской Арктике.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1. Покажи на карте зону арктических пустынь.
2.Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведённому на с. 71
Вывод
Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики. К жизни в суровых условиях приспособились немногие живые организмы. Природа этой зоны нуждается в охране
Задания для домашней работы
1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
2.Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нём сообщение.
Зона арктических пустынь –урок
Зона Арктических пустынь 4 класс
АрктикаРоссия: От Края До Края - Арктики
Факты: животные Арктики Арктика и Антарктида В чем разница между Арктикой и Антарктикой Источники информации:ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html