Урок биологии в 7 классе «Класс Птицы. Отряд Пингвины»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Общая характеристика птиц, происхождение птиц, особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полётом. Общая характеристика отрядов птиц, особенности строения в связи с образом жизни.
Ход урока
Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)
1.Сравнение головного мозга птиц и пресмыкающихся
Отделы мозга |
Особенности строения |
|
Птиц |
Пресмыкающихся |
|
Обонятельные доли |
||
Большие полушария |
||
Мозжечок |
||
Средний мозг |
||
Продолговатый мозг |
2.Какие отделы головного мозга птиц особенно хорошо развиты? С чем это связано? Как это отражается на поведении птиц? ' -
3.Как летают птицы? Полет птиц очень разнообразен. На рисунке показаны: полет дикой утки (машущий), полет; канюка (парящий). Назовите другие вид птиц, которым свойственны машущий или парящий поле. В чем выражается механизм этих полетов?
Ответ. Машущим полетом летают куропатки, вороны, лебеди, гуси; парящим и смешанным полетом могут летать чайки, аисты, альбатросы, голуби, ласточки, стрижи.
4.Пищеварение у птиц очень быстро. Мелкие совы переваривают мышь за 4часа, серый сорокопут-3час. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8-10 мин. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5- раз в сутки, зерновые –дважды. Один –два раза в сутки едят хищники.
Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения у птиц.
Ответ. Быстрый процесс пищеварения у птиц заставляет их часто наполнять свой желудок. В природном сообществе прожорливые насекомоядные птицы уничтожают много насекомых-вредителей.
5. Как известно, куры с наступлением сумерек перестают видеть, - а совы, наоборот, лучше видят вечером и почти не видят днем. Объясните такие особенности зрения у этих птиц.
Ответ. Сетчатка глаз покрыта изнутри пленкой, состоящей из множества мелких ячеек — колбочек и палочек; Колбочки позволяют видеть днем, а палочки — ночью. Особенности зрения кур и сов обусловлены тем, что сетчатка глаз у кур состоит из колбочек, а у сов — из палочек.
6. Ответьте кратко на вопросы о развитии птиц:
1.Какие условия. необходимы для развития зародыша птицы?
2.Почему птенец не задыхается внутри яйцевой скор лупы?
3.Какие особенности развивающегося куриного зародыша говорят о происхождении наземных позвоночных о рыбообразных предков?
4.Какие особенности зародышей птиц и пресмыкающихся указывают на родство между этими группами позвоночных?
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Отряд Пингвины
Пингвины - хорошо обособленная группа птиц, имеющая древнее происхождение. В настоящее время в надотряде насчитывают 6 родов и 16 видов, образующих одно семейство - пингвиновые (Spheniscidae). В ископаемом состоянии известно 36 видов. Самые древние остатки пингвинов найдены в Новой Зеландии (нижний миоцен).
Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. Например, очковые пингвины ныряют на глубину до 130 м, плавают со скоростью 6,6 км/ч; за день во время кормежки птицы проплывают около 27 км, причем на глубине более 3 м проводят в среднем около 80 мин в сутки. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми четырьмя конечностями. Скорость передвижения 3-6 км/ч.
Передние конечности пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые благодаря особому устройству скелета находятся в полурастянутом состоянии и во время плавания под водой вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев-ластов. У некоторых видов пингвинов грудная мускулатура составляет четверть всей массы тела, что значительно больше, чем у многих летающих птиц. Кости, образующие скелет крыльев, доскообразно уплощены. По плотности костей пингвины сильно отличаются от других птиц и похожи на морских млекопитающих.
По размерам пингвины различны. Самый крупный - императорский пингвин (массой 35-40 кг) - достигает в длину 117 см. Самый мелкий - малый пингвин имеет длину 40 см. Телосложение у пингвинов плотное, тело немного сжато в спинно-брюшном направлении. Ноги короткие, толстые, имеют по 4 пальца, соединенных плавательными перепонками. Ноги отнесены далеко назад, благодаря чему обеспечивается вертикальное положение туловища на суше. В строении короткого хвоста, состоящего из 16-20 перьев, на который опирается стоящая птица, есть черты, сходные со строением хвоста дятлов. Шея толстая и гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Оперение очень густое, аптерии отсутствуют. Мелкие перья напоминают плотно прилегающие к телу чешуйки. Окраска у большинства видов сходная: темная (черная) спина и белое брюхо.
Пингвины распространены в холодных частях южного полушария, главным образом в Антарктике и Субантарктике. Некоторые виды встречаются у южных оконечностей Австралии, Африки, Южной Америки, а там, где в тропики вторгаются холодные течения, они встречаются до экватора (Галапагосские острова). Географическое распространение пингвинов в значительной мере связано с температурой вод океана, в котором птицы проводят две трети жизни. Считают, что один из основных факторов, формирующих ареалы того или иного вида пингвинов, - это способность птенцов данного вида переходить к жизни в воде определенной температуры. Например, для птенцов королевского пингвина необходимо, чтобы вода на поверхности моря прогрелась до +5 °С. Северная граница распространения большинства видов пингвинов находится в пределах морской изотермы +15 - 16 °С, проходящей примерно между 47° 30' и 41°30' ю. ш.
Все пингвины - моногамы, пары у них постоянны. В море они обычно держатся стаями, на суше во время размножения - колониями, размер которых может достигать сотен тысяч пар. Гнездовые колонии у большинства видов расположены на низких каменистых берегах. Одни виды делают на поверхности земли простые гнезда, другие гнездятся в норах или углублениях скал. Обычно в кладке бывает 2 яйца, реже одно, очень редко 3. Насиживают обычно оба родителя. Насиживание, как правило, длится около месяца (30-39 дней), у императорского пингвина 62- 66 дней, у королевского 54 дня. Только что вылупившийся птенец императорского пингвина весит 315 г, пингвина Адели 80-90 г. Птенцы покрыты густым пухом и до конца второй недели жизни слепы. У птенцов температура тела выше, чем у взрослых птиц. В воду птенцы идут только после линьки. Смертность птенцов очень высока: от голода, холода и хищников (поморников) часто погибает до 70% всех вылупившихся птенцов.
Примерно до трехнедельного возраста с птенцами постоянно держится одна из взрослых птиц. Затем родители покидают птенцов и только изредка возвращаются их кормить. С этого времени птенцы начинают объединяться в своеобразные тесные группы - «ясли». В яслях может быть от 3 до 64 птенцов (обычно их около десятка). Массовое образование ясель совпадает с другим явлением: в это же время в колонию с моря возвращаются не размножающиеся в данном году птицы - неполовозрелые 2-3-летние пингвины и птицы, потерявшие кладки. Этот период носит название «реоккупации». Реоккупация играет большую роль в жизни колонии и повышает выживаемость птенцов, так как неразмножающиеся взрослые птицы, обычно располагающиеся по периферии колонии, вместе с родителями активно отгоняют поморников, от которых гибнет до четверти всех птенцов. Поморники нападают почти исключительно на одиночных птенцов, и образование ясель также снижает гибель последних. Если в колонии взрослых птиц больше, чем птенцов, то ясли обычно не образуются.
Взрослые пингвины кормятся мелкими рыбами, некрупными головоногими моллюсками и планктонными ракообразными, главным образом рачками-эвфаузиидами (криль). По данным последних исследований, у хохлатого и златовласого пингвинов за время выкармливания птенцов, которое длится 70 дней, взрослые приносят птенцам пищу примерно 30 раз. Птенец хохлатого пингвина получает за одно кормление до 0,65 кг, а за все время выкармливания до 15 кг криля, птенец златовласого пингвина - соответственно 2 кг и 33 кг.
Линька у пингвинов происходит раз в году. Новые перья вырастают под старыми, выталкивая их, и старое оперение сходит с тела лохмотьями. Во время линьки пингвины живут на суше, в укрытом от ветра месте, и ничего не едят.
В негнездовое время стаи пингвинов странствуют по морю, удаляясь от мест гнездования на много сотен (до 1000) километров. Большинство птиц возвращается на прежние места гнездовий.
Врагов у пингвинов немного. В море для них опасны морской леопард и касатка, на суше для птенцов - поморник. Там, где пингвины соприкасались с человеком, местные жители в небольшом количестве использовали их мясо в пищу, собирали яйца. Во время развития китобойного промысла в Антарктике пингвинов стали истреблять китобои. Постепенно заселялись субантарктические острова, на них завозили наземных животных, которые перешли на питание пингвинами, их яйцами и птенцами. В последние десятилетия многочисленные научные базы в Антарктике и развитие туризма также нанесли большой урон численности пингвинов, особенно видам с ограниченным ареалом.
Самые крупные из пингвинов относятся к роду Aptenodytes: это пингвины императорский и королевский. Кроме размеров, они отличаются от других пингвинов оранжевыми или желтыми пятнами по бокам верхней части шеи.
Императорский пингвин - самый крупный из пингвинов и самый высоко-антарктический вид среди птиц. Он был открыт Ф. Ф. Беллинсгаузеном во время его путешествия в Антарктику в начале прошлого века. Длина тела самцов до 117 см, самок до 114 см. Максимальная масса самцов, у которых физиологическое голодание, связанное с выведением птенцов, вдвое продолжительнее, чем у самок,-35-40 кг, самок – 28-32 кг. Мускульная масса максимальна среди других видов птиц (в основном за счет грудных мускулов). Верхняя сторона тела темная, серовато-синеватая, нижняя - белая. Птенцы покрыты длинным белым или сероватым пухом.
Общая численность императорских пингвинов в начале 60-х гг. превышала 200 тыс. птиц, которые были сосредоточены на гнездовье примерно в 20 крупных колониях вокруг Антарктического побережья.
В связи с медленным развитием птенцов императорский пингвин вынужден гнездиться в разгар суровейшей антарктической зимы. Его гнездовые колонии располагаются на морских прибрежных льдах, изредка на континентальном льду. Самая северная колония находится севернее Южного, полярного круга, на острове Хасуэлл ("66°33' ю. ш.), самая южная - на мысе Крозье, в глубине моря Росса (77°29' ю. ш.). Колонии располагаются в местах с благоприятным микроклиматом - в основном в плане защиты от жестоких ветров, дующих зимой из глубины Антарктического материка. Они располагаются в ветровой тени за утесами, ледниками или неровностями льда.
Второе необходимое условие - это существование зимой вблизи колоний участков открытого моря или хотя бы полыней и трещин, которые нужны взрослым птицам для регулярного питания и выращивания птенцов. Такие «водные точки» возле Антарктического побережья образуются зимой в результате движения ледников и формирования айсбергов и в связи с деятельностью морских течений. Все колонии императорских пингвинов расположены неподалеку от таких полыней. При сильных морозах пингвины собираются в тесные группы, образуя «черепаху». Ученые считают, что у них развит механизм социальной терморегуляции. В противоположность, например, пингвинам Адели, имеющим строго определенные гнездовые участки и защищающим их от окружающих птиц, императорские пингвины имеют очень низкую внутривидовую агрессивность. Они более пугливы, чем пингвины Адели. Попытки французских ученых кольцевать их во время гнездования были безуспешны: при приближении человека птицы пугались и убегали, бросая партнеров, яйца и птенцов.
Пребывание птиц у побережья Антарктиды длится около 10 месяцев и делится на 6 периодов.
Первый период - образование колонии. Максимальный размер колонии около 10 тыс. птиц, минимальный - 300 птиц. Первые птицы появляются на местах гнездования в конце антарктического лета (середина марта - середина апреля), когда море только начинает покрываться льдом. Прибыв на место, птицы объединяются в пары, что сопровождается криком и драками.
Второй период - откладка яиц и насиживание. В это время птицы спокойно стоят парами днем, а вечером собираются вместе, образуя «черепаху», в которой проводят большую часть ночи. Яйца откладывают в течение мая - начала июня. Яйцо всегда одно, крупное (масса 450 г, размер 12 х 9 см; средняя температура яйца +31,4° С). Как только яйцо снесено, самка с помощью клюва кладет его себе на лапы и накрывает особой складкой кожи, имеющейся на нижней стороне брюха (наседная сумка). Появление яйца родители приветствуют громкими криками. Через несколько часов яйцо передается самцу, а самка, после 45- 50-дневной голодовки, уходит в море на кормежку. Оставшиеся с яйцами самцы, несмотря на затрудненность передвижения, при малейшем ухудшении погоды собираются в «черепаху». Не гнездящиеся птицы составляют в это время 4-8% всех птиц колонии. Обычная продолжительность насиживания 62-66, иногда до 100 дней.
Третий период - возвращение самок, уход на кормежку самцов и вылупление птенцов. Самки возвращаются в колонию, начиная с 20 июня и до середины июля, после примерно 70-дневного отсутствия. По голосу они находят своих самцов в толпе птиц колонии. Самцы передают им яйца или вылупившихся птенцов и, в свою очередь, уходят в море на кормежку. Физиологическая голодовка самцов длится 3 месяца и более, в результате чего они теряют около 40% массы тела. Средняя масса птенца при вылуплении 315 г. Если птенец вылупляется раньше, чем возвращается самка, то самец, несмотря на трехмесячную голодовку, кормит его «молоком»- секретом эзо-фагиальной железы, который содержит гликоли-лопротеиновое вещество, имеющее более 50% протеинов. Это позволяет птенцу просуществовать несколько дней до возвращения с моря самки. Когда самка возвращается и самец передает ей птенца, она кормит его кашицей из криля и рыб.
Четвертый период - выкармливание птенцов - начинается в июле и заканчивается во время вскрытия льдов в декабре, во время антарктического лета. Сначала (в июле - сентябре) птенец находится в наседной сумке родителей, затем переходит к жизни в яслях, продолжая получать корм от родителей.
Пятый период - период линьки, который длится 30-35 дней, птицы проводят почти неподвижно в укромном месте, ничего не едят и сильно худеют.
В середине декабря, когда начинают таять прибрежные льды, колония перестает существовать, и пингвины уходят в море (шестой период).
Королевский пингвин (A. patagonica) живет в основном в пределах Субантарктики. Его гнездовые колонии расположены на островах Южная Георгия, Штатов, Южные Сандвичевы, Марион, Крозье, Кергелен, Херд, Маккуори. Этот пингвин немного мельче императорского (длина тела 91—96 см), а оперение у него несколько ярче
Антарктический пингвин (P. antarctica), вопреки названию, далеко к югу не распространяется. Центр распространения антарктического пингвина - американский сектор Антарктики. Он гнездится на мелких островках у Антарктического материка, на островах Южная Георгия, Буве, Южных Шетландских, Южных Оркнейских, Южных Сандвичевых, Баллени. К северу заплывает до Фолклендских (Мальвинских) островов. Верхняя сторона тела и головы у этого пингвина темно-серые, нижняя сторона и большая часть головы белые. Через горло, от уха к уху, идет тонкая черная полоска.
Субантарктический пингвин (Р. papua), темно-серый сверху, отличается от других видов белой полосой, проходящей через верх затылка от одного глаза к другому. Субантарктический пингвин распространен на антарктических и субантарктических островах и не встречается южнее Южного полярного круга.
Очковый пингвин (S. demersus) прежде широко населял мелкие острова и побережье Южной Африки к северу до Анголы и Наталя. В результате усиленного сбора яиц численность его в начале XX в. резко сократилась. Примером нерациональной эксплуатации колоний очкового пингвина может служить история его истребления на острове Дассен, на котором еще в 20-х гг. гнездилось примерно 1,5 млн. птиц. В среднем за период 1900-1930 гг. на этом небольшом острове собирали в год по 450 тыс. яиц, в 1919 г. было собрано 600 тыс. яиц; в середине 50-х гг. еще собирали по 100 тыс. яиц. В 1956 г. гнездовая популяция насчитывала лишь 145 тыс. особей, в 1978 г. - 22,4 тыс. Очковый пингвин занесен в Красную книгу ЮАР.
Магелланов пингвин (S. magellanicus) населяет берега Южной Америки к северу до Коквимбо (Чили) и Рио-де-Жанейро. Гнездится на Огненной Земле, острове Штатов, Фолклендских (Мальвинских) островах, острове Хуан Фернандес и южных побережьях Патагонии и Чили. Птицы гнездятся в норах. Колонии этого вида исследованы недавно на острове Магдалена в Магеллановом проливе. Здесь индейцы издавна в небольшом числе ловили пингвинов для питания; численность птиц при этом оставалась стабильной. В XVIII-XIX вв. пингвины стали важным источником пищи для многочисленных европейских экспедиций, которые заготавливали только на этом острове до 14 тыс. птиц в год. Численность вида стала падать. Сейчас на островах Магдалена и Марта создан национальный парк пингвинов. Несмотря на это, их численность остается низкой, так как сбор яиц местным населением продолжается, а многочисленные туристы беспокоят гнездящихся птиц и разрушают их норы, вырытые в мягком грунте.
Пингвин Гумбольдта (S. humboldti) распространен на узкой полосе западного побережья Южной Америки, в зоне действия холодного Перуанского течения, от Корраля (Чили) на юге до Паиты (Перу) на севере. Гнездится на островах вдоль побережья от Вальпараисо до Паиты. Когда-то этот вид играл существенную роль в накоплении гуано. Теперь численность его низка.
Галапагосский пингвин (S. mendiculus). Длина его тела - не более 50 см. Он хорошо лазает по скалам, помогая себе плавниками, как руками. Самка откладывает 2 яйца в расщелины скал. Численность галапагосских пингвинов низка. Размножаются они не каждый год: периодически у западных берегов Южной Америки появляется теплое течение, вызывающее резкое снижение биологической продуктивности вод и, как следствие, массовую гибель рыбоядных птиц. В годы, когда проявляется это течение, пингвины не размножаются. У этого вида, как адаптация к резкой смене пищевых условий, существует необычная для большинства птиц последовательность линьки и размножения: галапагосский пингвин линяет перед началом сезона размножения.
Группа златовласых пингвинов относится к роду Eudyptes. Она включает птиц среднего размера (длина тела 60-75 см) с удлиненными желтыми перьями на голове. Златовласые пингвины населяют преимущественно субантарктические острова в южной части Атлантического и Индийского океанов. Два вида - хохлатый пингвин (Е. chrysocome) и златовласый пингвин (Е. chrysolophus) распространены более широко: они гнездятся на островах Южная Георгия, Буве, Принс-Эдуард, Маккуори, Марион, Кергелен, Херд, на Фолклендских (Мальвинских) островах и некоторых других, первый из них - также на Огненной Земле. Другие виды этого рода - пингвин Виктории (Е. расhyrhynchus) и болъшехохлый пингвин (Е. sclateri) - гнездятся в австралийском секторе Антарктики, первый - на берегах Новой Зеландии, островах Стьюарт и Снейрс, второй - на Оклендских островах, островах Антиподов и Баунти.
Самые мелкие из пингвинов (длина тела 40 см) - малый пингвин (Eudyptula minor) и белокрылый пингвин (Е. albosignata). Эти виды населяют моря близ Австралии; первый гнездится на южных берегах Австралии, на Тасмании, Новой Зеландии, на островах Стьюарт и Чатем; второй встречается лишь на восточном побережье Южного острова Новой Зеландии, гнездится на полуострове Банкс. Окраска верхней стороны тела у малых пингвинов темно-серая, нижней - белая.
пингвины (мир животных) императорский пингвин
Удивительные существа (Королевский пингвин)
Антарктический пингвин
Пингвины эльфы. Мельбурн. Австралия
Рубрика «Знаете ли вы, что…»
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций