12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна53192
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика класса, классификация земноводных: отряд Безногие, отряд Бесхвостые, отряд Хвостатые, представители, значение в природе и жизни человека.

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

Начало формы

1. Когда появились древнейшие хвостатые?

кебрий

юр

мел

2. Где обитают хвостатые?

севернее экватора, западное и восточное полушарие

южнее экватора, западное и восточное полушарие

севернее экватора, восточное полушарие

3. У кого из этих хвостатых нет задних конечностей?

сирена

асколотль

саламандра

4. Что обеспечивает дыхание хвостатым?

легкие и кожа

кожа, легкие, жабры

кожа, легкие, слизистая ротовой полости

5. Как называется часть тела хвостатых, похожая на перистые веточки у основания головы?

рожки

воротник

наружние жабры

6. Сколько длиться развитие яиц хвостатых?

2-3 месяца

3-4 месяца

4-5 месяцев

7. Сколько подотрядов у хвостатых?

3

4

5

8. Какой части скелета нет у хвостатых?

позвонка

ключиц

черепа

9. К какому подклассу земноводных относятся хвостатые?

беспанцирные

рептиломорфные

темноспондильные

10. Как называется состояние земноводных при котором достижение половозрелости и окончание онтогенеза происходит на ранних стадиях развития, например, на личиночной стадии?

анабиоз

диапауза

неотения Конец формы

Изучение нового материала

Отряд бесхвостых земноводных

Лягушка: внешние характеристики Настоящие лягушки являются наиболее многочисленными представителями класса земноводных. Различные в размерах (длина тела от 30 до 250 мм), они распространены по всему миру, за исключением разве что Антарктиды и Австралии

Относящиеся к семейству бесхвостых земноводных, лягушки насчитывают более чем 3500 разновидностей, которые имеют общие внешние характеристики. Это зубы на верхней челюсти, слабовыраженная бугорчатость кожи, плавательные перепонки на задних лапках. Голова лягушки - с двумя огромными вытаращенными глазами, которые защищены тремя веками (нижним, верхним и прозрачной мигательной перепонкой) и на порядок подвижнее, чем у рыб. Перед глазами располагаются сквозные ноздри, оснащенные клапанами и открывающиеся в ротовую полость.

Лягушка - это животное или насекомое? Такое своеобразное строение головы помогает лягушке незаметно выслеживать добычу: погружаясь в воду, животное выставляет наружу глаза и ноздри, дышит таким способом и, рассматривая все вокруг, терпеливо поджидает свой потенциальный обед. Органом слуха квакушки является расположенная позади глаз барабанная перепонка. Стеклянная лягушка с ее совершенно прозрачной кожей является самым ярким примером, по которому можно изучать внутреннее строение органов тела земноводных. Через совершенно прозрачную кожу можно четко наблюдать все внутренности. Судя по вышеприведенному описанию, на вопрос «лягушка – это животное или насекомое?», можно дать четкий и уверенный ответ: конечно же, животное!

Размеры земноводных имеют широкий диапазон. Самой маленькой является представительница Кубы: ее длина составляет 8,5-12 мм. Наиболее крупная особь из разряда земноводных – лягушка-голиаф, жительница Камеруна. Вес наиболее выдающейся пойманной представительницы вида составлял 3 кг 660 грамм при общей длине (с вытянутыми лапами) 87 см. Такой крупный экземпляр и жить любит "по-крупному", предпочитая кристально чистую воду и по-королевски, словно на постаменте, восседая на выступах скал.

Особенности кожного покрова лягушек У всех лягушек тонкая голая кожа покрыта слизью, способствующей дыхательному процессу и предотвращающей высыхание кожного покрова. Слизь на коже лягушек содержит вещества, защищающие их от вредных микроорганизмов. У некоторых видов это вещество даже ядовито и является своего рода оберегом лягушек от поедания их другими животными. Так, древолазы и листолазы, обитающие в Центральной и Южной Америке, выделяют самые смертельные токсины на планете.

При нахождении на суше содержащаяся в слизи влага испаряется, в результате чего амфибии теряют ее большое количество. Именно по этой причине средой обитания лягушек является максимально комфортная для них влажная местность. Жизнь лягушки в природе занимательна; интересным фактом является то, что земноводные не пьют воду, восполняя недостаток ее количества через кожу. Среди всей этой гладкокожей братии заметно выделяется волосатая лягушка; самцы этого вида в период размножения покрываются кожными лоскутками, напоминающими волосы. Характерной особенностью волосатой лягушки также является способность выпускать во время опасности коготки, которые, протыкая кожу, образуют косточки на пальцах.

Кожа лягушек ядовита? К слову, кожа ядовитых лягушек в давние времена служила основным компонентом при изготовлении яда для стрел; одной особи было достаточно для смазывания 500 единиц. О ядовитости лягушек можно судить по яркой, прямо-таки кричащей окраске. Так, яд лягушки-древолаза – обитателя Южной Америки - даже в количестве 2 миллиграммов способен убить человека. Окраска также служит для маскировки животного; лидером в данной сфере считается мшистая лягушка, которая практически полностью сливается с окружающей средой, даже глаза ее на фоне мха еле различимы.

Удивительные факты из жизни лягушек Температура тела амфибий аналогична температуре окружающей среды. Зафиксирован следующий факт: обитающая на Аляске древесная лягушка в зимний период замерзает до такой степени, что превращается в ледышку. В таком замороженном состоянии амфибия не дышит, кровообращение и работа сердца останавливаются. С наступлением весны животное натуральным образом оттаивает, постепенно возвращаясь к нормальной жизни. Таких уникальных земноводных, способных переносить низкую температуру, на планете существует лишь несколько видов, большинство представителей этого класса не способны выживать в таких условиях. - Лягушки обладают повышенной способностью к выживанию; примеры этого не раз были зафиксированы. В 1835 году некий англичанин стал свидетелем того, как на землю с платформы рухнула и раскололась посередине глыба песчаника, а из ее полости выскочила лягушка. И таких вполне достоверных сообщений о замурованных внутри полых глыб лягушках существует большое количество; это лишь подтверждает уникальную способность лягушек выживать в экстремальных условиях.

Умеет ли летать лягушка? Это земноводное в процессе эволюции научилось летать, спасаясь таким способом от врагов. Характеризуются летающие экземпляры, умеющие даже менять траекторию полета (порой достигающего 12 метров), растопыренными длинными пальцами с перепонками. Лягушки, не без помощи человека, способны устанавливать мировые рекорды.

Обыкновенная серая жаба

Серая жаба – самый крупный вид семейства жаб, обитающих в Европе. Случайно увидев ее в парке, саду или огороде, люди обычно не очень радуются этой встрече.

Однако, несмотря на свою непривлекательную внешность, это земноводное приносит большую пользу человеку, уничтожая многих вредных насекомых.

Внешний вид

У неё широкое и приземистое тело, длина которого составляет от 5 до 13 сантиметров, самки крупнее самцов, ее размеры могут достигать 20 сантиметров. Спина серая, коричневая или бурая, брюхо светлое. Сухая кожа, покрытая бугорками, защищает организм от обезвоживания. За глазами у серой жабы находятся железы, выделяющие токсичную слизь.

Место обитания. Среда

Жаба обитает и распространена в Евразии и на северо-западе Африки. Населяет леса, поля и степи. Ее можно встретить в парках, садах и огородах. Земноводное живет на суше, а пруды и озера посещает только в период размножения.

Образ жизни. Питание

Она живет по одиночке, собираясь по парам только на время размножения. Ночью добывают корм, а днем прячутся в естественных укрытиях. Эти земноводные наиболее активны во время сырой погоды.

Обыкновенная жаба питается садово-огородными вредителями и их личинки, а также маленьких змей и новорожденных мышей. Главным охотничьим инструментом серой дабы служит ее длинный клейкий язык, к которому прилипают гусеницы, жучки, клопы и пауки. Жаба не прочь полакомиться муравьями, она отыскивает оживленные тропинки, по которым передвигается, и начинает их ловить.

Если жертва слишком крупная, в ход идут сильные челюсти, которыми жаба хватает и удерживает добычу, помогая себе лапами. Несмотря на хороший аппетит не употребляет в пищу мертвых животных. Из всех своих сородичей жаба лучше всех переносит холод. Период зимней спячки начинается в середине осени, серая жаба укрываясь под старой листвой, в норах мелких животных, в трубах, в толще прибрежного ила. Проснувшись она в начале весны, направляется к водоемам, в места размножения.

Главными врагами жабы являются:

совы 2. вороны 3. крысы 4.змеи 5. ежи

Защищаться от них амфибии помогает маскирующий окрас тела и токсичная слизь, которая выделяет из специальной железы позади глаз.

При попытке хищника проглотить жабу срабатывает механизм выделения яда, что вызывает у противника мгновенный рвотный рефлекс. Ядовитый секрет безвреден для человека, яд используется при производстве лекарственных средств.

Защищаясь от нападения обыкновенная жаба не крупного хищника вполне способна напугать его сама, раздуваясь и принимая агрессивный вид. В экстренных случаях приподнимается на лапы, пытаясь отпугнуть противника. Жаба в спокойном состоянии передвигается шагом. Заметив человека или крупное животное, земноводное замирает, а при попытке приблизиться к ней способна прыгать как лягушка.

Размножение. Для размножения она выбирает один и тот же водоем в течение всей жизни. Она откладывает от нескольких сотен до четырех тысяч икринок. Собранные вместе икринки по виду напоминают длинные шнурки, которые прикрепляются на стебли водных растений или коряги.Отложив икру, земноводные уходят обратно к местам обитания, но один из самцов серой жабы остается на берегу водоема для того, чтобы охранять икру. Маленькие икринки имеют длину около 2,5 сантиметров. Головастики обитают в водоеме в течение 2 – 3 месяцев, за это время они успевают подрасти до 1 сантиметра в длину. После этого окрепшие молодые головастики перебираются на сушу.

Продолжительность жизни. В естественных среде обыкновенная серая жаба живет в среднем 10 – 15 лет, в неволе способна прожить больше 30 лет.

Как лягушки переносят зиму (рассказывает биолог Николай Поярков)

 

 

 

Необычные лягушки и жабы.Unusual frogs and toads.

 

 

 

Лягушки на грани исчезновения 2009

 

 

 

Лягушки и жабы | All About

 

 

 

Жаба обыкновенная (Bufo bufo)

 

 

 

Серая жаба

 

 

 

Земляная жаба

 

 

 

Жаба Ага

 

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Всё о диких животных https://wild-animals.ru/article/amphibious-animal/seraya zhaba.html

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.