Урок окружающего мира на тему «Жизнь в пресных водах» (4 класс)
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Работать в паре: описывать водоȅм по фотографии, определять с помощью атласа – определителя растения пресного водоȅма, узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод, выявлять экологические связи в пресном водоȅме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона, осуществлять взаимопроверку. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану в учебнике, обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни к воде, извлекать из книг «Зелȅные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресных вод, о поведении людей и обсуждать еȅ.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать основные правила поведения в окружающей среде, понятие – природное сообщество «водоȅм».
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.
Р. – различать способ и результат действия.
К. – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Основные понятия и определения
Основные правила поведения в окружающей среде, понятие – природное сообщество «водоȅм».
Подготовка к усвоению нового материала
Познакомимся с природным сообществом пресных вод. Будем учиться бережному отношению к водным растениям и животным
Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?
1.Опишите водоём по фотографии.
2.Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа- определителя.
3.По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
4.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.
Изучение нового материала
ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕСНЫХ ВОД
Живые организмы пресных вод (растения, животные, бактерии) образуют природное сообщество
Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной
Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.
Понаблюдаем за животными. Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.
В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.
Ряска
1.Утка-кряква: самка (а) и самец (б).2.Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Карась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водоросли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрелолист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.
Карась питается растениями, личинками насекомых. Щука относится к хищным рыбам.
На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млекопитающие — бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-опреде-
лителе.
На водных растениях живут другие моллюски — растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные раковины.
Перловица Беззубка Прудовик Катушка
В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.
Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
ЧЕЛОВЕК У ВОДЫ
Ты уже знаешь, как вредит всему живому загрязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься
Многие красивые, интересные растения и животные, обитающие в пресных водах или на берегах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем беречь лягушек и головастиков!
Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участвовать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду порой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе — спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёдрах в безопасные места.
Осмысление и понимание полученных знаний
По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
Обсудим!
Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Проверь себя
Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество? 2. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?
Вывод
В пресных водах обитают разнообразные живые организмы (растения, животные, бактерии). Они составляют природное сообщество. Многие растения и животные пресноводного сообщества нуждаются в охране.
Задания для домашней работы
1.В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
2.В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
3.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
Пресные водоемы и особенности жизни в них
Жизнь пресного водоёма
Пруд. Экскурсия для школьников.Обитатели прудов, рек и озёр Кто живет в пруду, интересные обитатели водного мира
Пресные водоёмы Значение и охрана пресных водоёмов
Водная растительность
презентация болото и его обитатели
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html