Урок окружающего мира в 4 классе «Жизнь луга»
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения леса в гербарии, знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника, выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах встречаются своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану в учебнике, сравнивать природные особенности леса и луга, приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей, предлагать пути их решения. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне», составлять памятку «Как вести себя на лугу». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать основные правила поведения в окружающей среде понятие – природное сообщество «луг».
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К. – формулировать свои затруднения, задавать вопросы.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния для преодоления интеллектуальных затруднений
Основные понятия и определения
основные правила поведения в окружающей среде понятие – природное сообщество «луг».
Подготовка к усвоению нового материала
Познакомимся с природным сообществом луга, сравним луг и лес. Будем учиться правильно вести себя на лугу.
Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
1.Опишите луг по фотографии.
2.Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа- определителя.
1.Тысячелистник. 2. Нивяник. 3. Мышиный горошек. 4. Мятлик. 5. Тимофеевка. 6. Лисохвост.3.С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.4.По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.
Изучение нового материала
ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ЛУГА
На лугу очень красиво и интересно. Нужно только внимательно понаблюдать. Луг, как и лес, — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество
В отличие от леса, на лугу главные растения-травы. Крупные животные на лугу не живут — им негде прятаться. Зато очень разнообразны насекомые. На цветках — пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов. В зелени трав — питающиеся растениями гусеницы бабочек. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков.
На лугу можно встретить жаб, ящериц. Они питаются насекомыми. Насекомые являются основной пищей и для луговых птиц — перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой
«пить-полоть», а коростель — громким скрипучим криком «дёрг-дёрг». Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.
На лугу живут полёвки и мыши, которые, как ты знаешь, питаются растительной пищей. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных бактерий
Жизнь лугового сообщества, как и лесного, невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий
1. Трясогузка. 2. Цветочные мухи. 3. Гусеница махаона. 4. Махаон. 5. Шмель. 6. Перепел. 7. Голубянка и её гусеница. 8. Пчела. 9. Дождевой червь. 10. Кобылка. 11. Кузнечик. 12. Полёвка. 13. Коростель. 14. Шмель в гнезде. 15. Навозник обыкновенный и его норка. |
ЛУГА И ЧЕЛОВЕК
Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. Как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей!
Бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ловят бабочек, разоряют гнёзда шмелей. Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей у многих растений не произойдёт опыления — не будет плодов и семян. Некоторые виды шмелей внесены в Красную книгу России!
Иногда ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их вредными. Не нужно этого делать! Большинство гусениц никакого вреда человеку не приносят. Зато в каких красивых бабочек они превращаются!
Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую прошлогоднюю траву.
Не делайте этого! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнёзда шмелей, птиц. Кроме того, почва становится менее плодородной. Ведь отмершая трава должна попасть в почву и превратиться в перегной, а если её сжечь, этого не произойдёт.
Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. На лугах пасут домашних животных и заготавливают сено.
Осмысление и понимание полученных знаний
По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края.
Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель
По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.
Обсудим!
1.Сравните лес и луг.
2Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?
Вывод
Луг — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество. К лугу и его обитателям нужно относиться бережно
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него? 2. Какие организмы составляют луговое сообщество? 3. Как нужно вести себя на лугу?
Задания для домашней работы
В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом-определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми-опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.
С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.
Что такое луг?
Презентация Животные луга
Природное сообщество -луг.
Жизнь луга Луг – природное сообщество
Сообщество луга –травы
Травы луга. Названия трав и лекарственных растений.
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html