Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Работать в паре: определять с помощью атласа – определителя растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество по плану в учебнике, обсуждать рассказы о лесе из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно – следственные связи.
Р. – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. – формулировать свое мнение и позицию.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения
Основные понятия и определения
основные правила поведения в природе
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, что такое лес, какие организмы составляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообщества по плану.
Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?
1.Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа- определителя.
2.По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
4.Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
Изучение нового материалаЧТО ТАКОЕ ЛЕС
Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дятел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: бабочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд.
Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лесная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.
Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.
В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.
Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.
Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве живут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,—бактерии. Они — важная часть лесного сообщества.
Осмысление и понимание полученных знаний
1.По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края
2.Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель
3.Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.
План изучения природного сообщества
1.Название сообщества.
2.Какие организмы составляют сообщество.
3.Экологические связи в сообществе.
4.Значение сообщества для человека.
5.Влияние человека на сообщество.
6.Охрана сообщества.
Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль
в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу.
Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в
лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений пере-гнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда
набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их ли-
чинки, а в другом — только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно
долго.
По приведённому плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
Обсудим!
Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
Проверь себя
Что такое лес? 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы? 3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса? 4. Как обитатели леса связаны между собой?
Вывод
Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.
Задания для домашней работы
1Запиши в словарик: природное сообщество.
2.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
3.Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
Лесная природная зона
Природное сообщество. Этажи леса
Сообщество леса. Часть 1
Невидимые нити природы
Пищевые связи между организмами
Цепи питания
Цепи питания Поток энергии
Лес и человек
Мероприятия по охране леса
Охрана лесов!!!
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html