Урок окружающего мира на тему «Мир древности далёкий и близкий» (4 класс)
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, составлять алфавиты древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать историю древнего мира, понятия - Древний мир,
иероглифы, пирамиды.
Уметь извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Учиться высказывать своё предположение.
К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.
Личностные результаты
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Основные понятия и определения
историю древнего мира, понятия - Древний мир, иероглифы, пирамиды
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о некоторых древних государствах, городах, сооружениях. Осознаем, в чём значение изобретения письменности. Сравним источники по истории первобытности и по истории Древнего мира.
Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древнего Египта. Какой счёт лет был у древних египтян и у древних римлян?
Изучение нового материала
Мир древности: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ
Выберите для изучения одно из древних государств. Познакомьтесь с ним по учебнику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Египет называли «дар Нила». Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Поэтому в долине Нила собирали обильные урожаи.
Древние египтяне считали, что миром управляют боги (1). Многие боги египтян были похожи на животных. Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себёк представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот. Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы и научил людей вести счёт времени. К чудесным дарам Тота относились также арифметические вычисления и письмо.
Египтяне считали священными многих животных. Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скорпиона, жука-скарабёя.
Писали египтяне особыми знаками — иероглифами (2). В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет. Например, 0 — солнце, ^- — звезда, I I — дом.
Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением относились египтяне к тем, кто овладел грамотой.
Древнеегипетские храмы
Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки — храмы и пирамиды. Храмы считались жилищами богов, а пирамиды, как ты уже знаешь, были гробницами царей Египта — фараонов.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим. В ту пору появились города, которые и сегодня никого не могут оставить равнодушными, — Афйны и Рим!
Уже много веков сердцем Афин является Акрбполь. Так называется расположенный на высоком холме с обрывистыми склонами неповторимый архитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. И сегодня это одна из самых высоких точек современных Афин.
Время и люди не пощадили храмы Акрополя, в том числе самый знаменитый — Парфенон. Когда-то внутри храма стояла мраморная статуя богини Афины — покровительницы города. Парфенон и сегодня производит удивительное впечатление. Мы можем восхищаться лёгкими, стройными колоннами, которые чётко вырисовываются на фоне неба, видеть прекрасный город, лежащий у подножия холма, море и горы вдали. И возникает удивительное чувство — всё это и есть сама красота, в которой нераздельны природа и творение человеческих рук.
Древняя Греция — родина Олимпийских игр. Соревнования проводились один раз в четыре года в городе Олимпия. На них съезжались спортсмены со всей Греции. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.
Уже в древности появилась более простая и удобная письменность, чем письмо древних египтян. Жители Финикии' придумали такой алфавит, в котором каждый знак (буква) передавал определённый согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.
Финикия — в древности страна на восточном побережье Средиземного моря
ДРЕВНИЙ РИМ
Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали огромные территории, на которых основывали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы
В современном городе Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Тебе уже известен Колизей. Очень интересен Римский форум (1), который был центром общественной жизни города. Здесь
располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Огромное впечатление производит Пантеон — храм всех богов (2). О том, как выглядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях (3). Археологи открыли этот город, который в древности был погребён под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.
История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.
Обсудим!
Сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему?
Проверь себя
1.Какие государства Древнего мира ты знаешь? 2. Приведи примеры знаменитых сооружений Древнего мира. 3. Как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?
Вывод
История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий. Тогда существовало много разных государств. О тех временах рассказывают знаменитые постройки. Великим изобретением стала письменность.
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: Древний мир, иероглифы, пирамиды.
2.Попробуй придумать «визитную карточку» одной из древних стран.
Презентация Мир древности: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ 4класс
Развивающие мультфильмы - Древний Египет
Развивающие мультфильмы Совы - Искусство древнего Египта - Всемирная картинная галерея
Чудеса Света - Пирамиды Египта
История Древней Греции (документальный фильм)
Наследие древних цивилизаций - Карфаген и финикийцы
Финикия (рус.) История древнего мира.
Финикия
ДРЕВНИЙ РИМ
Древний Рим. Рассвет и закат империи. История Рима. Документальный фильм
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html