Урок окружающего мира на тему «Человек и мир» (3 класс)
Отдел образования, спорта и туризма
Краснопольского райисполкома
Учреждение образования
«Краснопольская районная государственная гимназия»
Урок «Человек и мир» 3 класс
Тема: «Формы земной поверхности. Равнины и горы как основные формы поверхности земли»
учитель начальных классов
Леонченко Е.А.
г.п. Краснополье
2017
Тема: «Формы земной поверхности. Равнины и горы как основные формы поверхности земли»
Цели: формировать представление о разнообразии форм поверхности, их особенностях; развивать умения работы в парах, группах, а также самостоятельной работы с учебным пособием, самоконтроля и самооценки.
Оборудование: компьютерная презентация , карточки с заданиями, карта полушарий.
Ход урока
I.Организационный момент.
Психологический настрой: Звучит музыка.
- Сегодня мы вместе проведем 45 полезных минут. Я верю в ваши силы и возможности. Вместе нам не страшен ни снег, ни мороз, ни даже дождик проливной, потому что вы со мной, а я с вами.
II.Проверка домашнего задания.
Что собой представляют океаны? Покажите океаны на карте. Какой океан самый большой? Что представляют собой материки? Назовите и покажите на карте материки. На каком материке расположена Республика Беларусь? Кака называется самый большой материк? Самый маленький?
(3 сообщения учащихся : «Самый большой океан», «Самый большой материк», «Самый маленький материк».)
III.Изучение нового материала.
Эвристическая беседа.
-Вспомните свои наблюдения на экскурсии и скажите, какие формы поверхности вы знаете. На земле выделяют две основные формы поверхности- горы и равнины.
(Презентация: «Горы и равнины, холмы».)
Физкультминутка «Гора»
-Люди с самого рожденья жить не могут без движенья.
1.Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.
2.Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
3.Представьте, что ваше тело- гора. Одна половина горы (плечо,рука) говорит: «Сила во мне»- и тянется вверх. Другая говорит: «Нет , сила во мне» - и тоже тянется вверх.
4. «Нет!- решили они.- Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». –Потянулись обе вместе, сильно- сильно.
5.Медленно опустите руки и улыбнитесь!
IV.Самостоятельная работа.
Работа в парах
Каждая пара получает программы работы на технологических карточках
определенного цветового сигнала. В карточках две части. В первой части программа по самостоятельному изучению текста учебного пособия. Во второй части задания для самоконтроля на применение знаний по образцу.
Карточка №1. Холм.
1.Задания для самостоятельной работы.
Прочитай на страницах 18,19 учебного пособия текст о холмах.
1.Найди в тексте, что такое холм. Назови части холма.
2.Что такое подножие? Вершина? Склон?
3.Рассмотрите рисунок на странице 19 учебного пособия. Покажи на нем части холма: вершину, пологий и крутой склоны, подножие.
4.Найдите в тексте, какую самую большую высоту может иметь холм.
2.Задания для самоконтроля.
1.Подпиши части холма на рисунке (рисунок)
2.Найди правильный ответ:
Холм- это возвышение:
а)высота которого над окружающей местностью до 300;
б)высота которого от подножия к вершине до 200м.
3.Ответь «да» или «нет»: будет ли холмом возвышение, высота которого над окружающей местностью 175м? 15м?
Карточка №2.Равнина, равнины холмистые и плоские.
1.Задания для самостоятельной работы.
1.Прочитай первую часть текста учебного пособия «Какие бывают равнины?» (о равнинах).
2.Найдите в тексте, что такое равнина. Верно ли , что равнина- это пространство на земной поверхности с небольшими возвышениями и понижениями?
3.Найдите в тексте, как называются равнины: 1. Без заметных понижений и повышений. 2.На которой встречаются холмы.
4.Дополни схему:
равнины
2.Задания для самоконтроля
1.Найди правильный ответ.
Равнина- это:
а)небольшой участок земли с небольшими возвышениями и понижениями;
б)большое пространство со значительной разницей высот.
2.Закончи предложения.
Равнины бывают плоские и …
Равнины без заметных понижений и повышений – это…
Равнины, на которых встречаются холмы, -это…
3.Ответь на вопросы:
Как называется равнина, на которой расположен наш населенный пункт?
Как называется форма поверхности , на которой расположена наша страна?
Задания самоконтроля выполняются каждым учеником самостоятельно. После выполнения заданий карточки ученики прорабатывают с соседом свою карточку (объясняют ему усвоенный материал)- 1 часть, потом ученики обмениваются карточками и выполняют 2 часть карточки. Ученики обсуждают результаты, оказывают помощь друг другу и оценивают друг друга ( 1 задание-2б., 2 задание- 3б., 3 задание-4б.)
V.Закрепление.
-Видели ли вы горы? Где? Чем горы отличаются от холмов?
Рассмотрите иллюстрации учебного пособия «Низкие и высокие горы». Прочитай текст учебного пособия «Горы». Найди в тексте , чем похожи гора и холм. Верно ли, что гора и холм имеют одинаковые части? Какие? Чем гора отличается от холма? Какие бывают горы? Чем они отличаются?
VI. Задание для самоконтроля (на экране):
1.Укажите правильный ответ.
Гора- это возвышение , высота которого над окружающей местностью:
а)выше 200м
б)выше 150м
в)выше 5000м.
2. Закончите предложения.
Гора, как и холм, имеет подошву, …, ….
Высокие горы обычно имеют острые …, крутые ….
3.Сделайте правильный вывод: гора и холм похожи тем, что имеют подошву, ….
(1 задание-2б., 2 задание-3 б., 3 задание -4б.)
Самопроверка и самооценка.
Итоговый контроль
Домашнее задание |
карточка |
самоконтроль |
1-2 |
1-2 |
|
2-3 |
2-3 |
|
3-4 |
3-4 |
|
10б. |
9б. |
9б. |
Оценивание
1-0
2-3б.
3-6б.
4-9б.
5-12б.
6-15б.
7-18б.
8-21б.
9-24б.
10-28б.
Домашнее задание.
Удовлетворительный уровень. Прочесть текст учебного пособия «Какие бывают равнины», «Горы».
Достаточный уровень. Ответить на вопросы к тексту. Узнать у родителей, какие формы поверхности преобладают в нашей местности.
Высокий уровень. Творческое задание: нарисовать рисунок «Равнины» или «Горы».