12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44430
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
28

Урок 3. Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). (11 класс)

Урок 3. Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). (11 класс)

Тема

Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение).

Тип урока

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Цель

Систематизация предметных знаний по теме «Синтаксис», универсальных учебных действий (решение предметных задач).

Задачи

Образовательные:

1) повторить основные понятия синтаксиса,

2) повторить синтаксический разбор словосочетания и предложения,

3) повторить синтаксические нормы,

4) совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения.

Развивающие:

1) развивать умения определять значение по лексическому значению слова,

3) развивать умение строить монологические высказывания научного стиля, анализировать, сравнивать делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к изучению русского языка,

2) способствовать воспитанию самостоятельности и уважения к труду окружающих,

3) воспитывать коммуникативную культуру обучающихся.


Планируемый результат Метапредметные результаты.

-умение работать с источниками информации

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты:

-уметь выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения;

-знать основные понятия синтаксиса.

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.


Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно,  оценивать и корректировать полученный результат.


Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием лингвистических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий.

Основные лингвистические понятия темы

Словосочетание, предложение, грамматическая основа, односоставные предложения, виды сложных предложений, виды придаточных, осложненное предложение, союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова, синтаксическая горма.

Источники информации

1.Валгина, Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. Учебник/Н.С. Валгина.- 4-е изд., испр. - М. Высшая школа, 2003 - 416 с.

2.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М., 1980. – с. 8-23.

3. Лиханов А. Звезды в сентябре.

https://libking.ru/books/child-/child-prose/69737-albert-lihanov-zvezdy-v-sentyabre.html



Ход урока


1. Организационный этап.


2. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Слово учителя

Уч-ль: Легенда о Вавилонской башне рассказывает, что давным-давно все люди говорили на одном языке и поэтому прекрасно понимали друг друга. Благодаря этому они активно совершенствовались, приобретали новые знания и умения. И в один прекрасный день решили построить огромную башню, которая по высоте была бы выше облаков. На небесах эта идея не вызвала одобрения, и поэтому боги лишили людей того самого единственного языка, заставив их говорить на разных наречиях. Люди утратили возможность действовать сообща и разошлись по земле. Мы с вами пониманием, что изучение языка возвращает нам то самое взаимопонимание, пусть и не в масштабах всего земного шара, пусть в масштабах одной страны. Будем же ближе друг к другу. И первым шагом к сближению станет терминологический диктант.

Терминологический диктант

1) Сочетание двух знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматичечки. -Словосочетание.

2) Предложение с одним главным членом подлежащим. – Назывное.

3) Способ связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, когда одному главному подчиняются все придаточные, одинаковые по значению. –Однородное подчинение.

4) Сказуемое, в котором вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение, а основная часть – именная- выражает лексическое значение.-Составное именное.

5) Односоставное предложение с глаголом –сказуемым в форме множественного числа третьего лица настоящего времени или множественного яисла прошедшего времени.-Неопределенно-личное.

6) Греческое слово, обозначающее «составление», «построение». – Синтаксис.

7) Такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. –Согласование.

8) Определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет.- Приложение.

9) Предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.- Сложносочиненные.

10) Придаточные предложеня, которые прикрепляются к главному союзом так что, относятся ко всему главному предложению и отвечают на вопрос что из этого следует?-Следствия.


3. Целеполагание.


Целеполагание


Действие учителя

Действия учащихся

Должны сформулировать тему урока

-Какой темой объединены слова терминологического диктанта?

-Что изучает синтаксис?


Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

4. Актуализация знаний.

-Какие другие синтаксические понятия, не вошедшие в наш диктант, вам известны?

-Что такое синтаксическая норма?

-Какие синтаксические нормы проверяются в задании 8 на ЕГЭ?


Прием «Лови ошибку»

Выпишите цифры, соответствующие ошибочным утверждениям. Подготовьтесь устно объяснить суть ошибки, отредактируйте утверждение.

https://урок.рф/library/priem_lovi_oshibku_na_uroke_russkogo_yazika_pri_iz_171045.html


5. Обобщение и систематизация знаний

Анализ текста

Прочитайте текст. Определите тему, идею, стиль, тип прочитанного текста.

(Тема-дети на войне, война глазами детей и т.п.

Идея- война-самое страшное, что может случиться с человеком, с ребенком.

Стиль-художественный.

Тип-повествование.)

1) Все это приключилось после второго урока, на перемене. 2) Сашка был ответственным за флажки и сам всегда передвигал их. 3) Где флажок, там и наши. 4) Мария Андреевна сказала Сашке, что сегодня флажок надо передвинуть чуть правее. 5) Она сказала это, закуталась в свою пуховую шаль и ушла из класса.

6) Ребята притихли, и в тишине Сашка передвинул флажок в сторону голубой жилки на географической карте. 7) Это была Волга. 8) Мария Андреевна говорила, что Волга – великая русская река и мы не отдадим ее немцам. 9) А сегодня сама же сказала, что флажок надо передвинуть туда, прямо к голубой ниточке. 10) Это значит, немцы сильнее наших.

11) Жирная черная муха билась в стекло и жужжала, как самолет. 12) Лека помнил, как жужжат самолеты, а потом что-то свистит, и, когда свистит, надо обязательно падать, где ты стоишь, и закрывать голову руками. 13) Мама всегда говорила, что надо падать, и они, заслышав жужжание, все выпрыгивали из вагона и, пробежав несколько шагов, обязательно слышали свист. 14) И тогда они падали, и Лека падал вместе со всеми и закрывал голову руками, а потом ему будто кто-то затыкал уши и что-то гремело сзади, или спереди, или сбоку и кто-то страшно кричал. 15) Лека все хотел посмотреть, кто это так кричит, но мама хватала его на руки и прижимала лицо к своей телогрейке, к своей грязной телогрейке, потому что они лежали на земле или даже в грязи.16) А потом мама бежала к вагону, прятала Леку в угол и не давала ему смотреть по сторонам, закрывая собой дверь и улицу, где кто-то кричал все так же страшно, а потом все-таки успокаивался.

Синтаксический анализ текста

1. Выпишите словосочетание со связью управление из предложения 1.

2.Укажите вид подчинительное связи словосочетания СЕГОДНЯ СКАЗАЛА из предложения 9.

3.Укажите грамматическую основу предложения 7.

4. Укажите вид придаточного в предложении 4.

5. Укажите вид подчинения придаточных в предложении 8.

6. Выполните синтаксический разбор предложения  9.


Вопросы к тексту

Составьте свои вопросы для синтаксического анализа по 3 абзацу текста.

(Работа в парах).


5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Решение тестовых заданий.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  нарушение в построении сложного предложения

Б)  неправильное построение предложения с причастным оборотом

В)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  неправильный выбор предложно-падежной формы существительного

Д)  нарушение в построении предложения с однородными членами

1. Не успел Лека опомниться, как Санька дал ему не только в нос, но и тут же побежал за дверь.

2. Шуршит Лека по листьям, смотрит под ноги, а в глазах рябит.

3. Стоял рядом, прислоненный Дрын к воротам, и Лека удивился: значит, есть кто-то дома.

4. Дед Антон говорил иногда, в свободную минутку, что, как померла его старуха, так с тех пор никто и не дотрагивался до этих икон.

5. Старухи стояли вокруг, глядя под ноги, и лишь одна та тетка, что увела беженку с ребенком, уходила вдоль улицы, прямо по лужам, не оборачиваясь назад.

6. Леку удивляло то, что старик радуется, и мальчик долго думал об этом, но никак не мог понять, чему тут радоваться.

7. Приходя вечером, матери хотелось отдохнуть, но дед просил ее написать химическим карандашом письмо сыну.

8. Лека вспомнил, как Нюська говорила ему, будто Христя поет и у нее красивый голос. Лека не верил и смеялся с Нюськи.

9. Дождик стеклянно колючил воду в лужах, и Лека, посмотрев на лужу, увидел ноги, обутые в лапти.


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д







6. Рефлексия, обсуждение домашнего задания

Домашнее задание: выполнить задание 8 вариантов 4, 5, 6 (сентябрьские варианты) на сайте Решу ЕГЭ.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Кияйкина Наталья Федоровна, 06.08.23 в 19:59 6Ответить Пожаловаться
Содержательный и ценный ресурс, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.08.23 в 22:45 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна, за Ваше внимание.
Красина Лидия Александровна, 06.08.23 в 20:12 4Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна! Спасибо за содержательную разработку урока.
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.08.23 в 22:46 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лидия Александровна, за Ваше внимание.
Ирина Владимировна Казарцева, 06.08.23 в 21:14 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо, отличная работа!
Легоцкая Вера Сергеевна, 06.08.23 в 22:46 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ирина Владимировна, мне приятно Ваше внимание.
Юлия Васильевна Воробьева, 07.08.23 в 09:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Вера Сергеевна, за постоянную, ожидаемо качественную помощь коллегам!
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.08.23 в 15:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Юлия Васильевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.