Урок окружающего мира на тему «Когда и где?» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 31 August 2017 в группе

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать понятия о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени».

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково – символические средства (модели, схемы) для решения задач.

Р. – различать способ и результат действия.

К. – формулировать свои затруднения, задавать вопросы, слушать собеседника.

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.

Способность к оценке своей учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Век. Тысячелетие. Летосчисление. Эра. Историческая карта.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как ведётся счёт лет в истории, что такое историческая карта. Будем учиться соот­носить дату исторического события с веком, на­ходить место события на «ленте времени», чи­тать историческую карту.

Вспомни, какие исторические события ты зна­ешь. Когда и где они происходили?

Изучение нового материала

При изучении истории нельзя обойтись без ответа на вопрос «когда?». Действительно, очень важно выяснить, когда были те или иные исто­рические события, какое из них случилось рань­ше, а какое — позже

Как обозначаются даты исторических событий?

О тех из них, которые произошли в недавнем прошлом, мы говорим: «Это было в таком-то месяце такого-то года». Например: «Впервые человек побывал в космосе 12 апреля 1961 го­да». Слова «месяц», «год» привычны нам. А как сказать о событиях, которые случились сотни и тысячи лет назад? В таких случаях приходят на помощь слова «век», «тысячелетие».

Век, столетие — сто лет.

Тысячелетие — тысяча лет, или 10 веков

В истории годы принято обозначать с помо­щью арабских цифр, века — с помощью римских.

Эта табличка поможет тебе установить соот­ветствие между арабской и римской нумерацией.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

I II III IV V VI VII VIII IX X

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

У разных народов был различный счёт лет — летосчисление. Древние египтяне вели счёт лет по годам правления царей. Каждый раз со смертью одного царя и воцарением другого приходилось начинать новый счёт лет. Жители Древнего Рима считали первым годом своей истории год основания города Рима.

Сейчас в России и многих других странах принято летосчисление от Рождества Христова. При этом счёте лет начальной датой принят год, в который, как считают христиане, родился основатель христианской веры Иисус Христос.

Счёт лет от Рождества Христова в нашей стране установил царь Пётр Первый. Произошло это примерно 300 лет назад.

События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы гово­рим, что это случилось до нашей эры.

 

             

IV

III

II

.1

II

III

IV

 

 

До нашей эры Наша эра

Вы знаете, что век равен 100 годам.

Значит, век нашей эры длился ровно сто лет и за­кончился в 100 году нашей эры. II век нашей эры начался в 101 году нашей эры и завер­шился в 200 году нашей эры... Отрезок време­ни между 1501 и 1600 годами приходится на XVI (16-й) век, между 1601 и 1700 годами — на XVII (17-й) век.

Годы 1-100 101- -200 201-300 301-400

Века 1 II III IV

901-10001 1001-1100 1101-1200

X XI XII

ЛЕНТА 1601-1700 1701-1800 1801-1900

ВРЕМЕНИ XVII XVIII XIX

Определи, в каком веке произошло каждое из этих событий: первое упоминание в летописи о Москве—1147 год; основание Санкт-Петер бурга — 1703 год; твоё рождение.

КАРТА-ПОМОЩНИЦА

Знать, когда произошло событие, очень важно. Но не менее важно и представлять себе? где оно происходило. В этом может помочь историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно изучить условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены окрещёнными мечами. Важную роль на исторической карте играет цвет.
В разные цвета окрашены территории различных государств. Если разобраться во всём этом, то историческая карта станет вашей верной по-
мощницей в познании прошлого.

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чём она может рассказать вам?

 

Обсудим!

Как вы дополните свой рассказ о мире с точ­ки зрения историка, используя знания, получен­ные на уроке?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «летосчисление», «наша эра», «до нашей эры»? 2. С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Вывод

Для обозначения дат событий используют слова «век» («столетие»), «тысячелетие». За­писывают даты арабскими и римскими циф­рами. Помощницей при изучении истории является историческая карта

Задания для домашней работы

Узнай по году век: 1242 год — Ледовое по­боище; 1380 год — Куликовская битва.

Найди в энциклопедии даты жизни извест­ных тебе великих людей. По этим датам опре­дели век (века).

Русское летоисчисление от Сотворения мира

 

 

 

Летоисчисление Славян до Петра 1

 

 

 

Летоисчисление на Руси

 

 

 

КАК СЧИТАЛИ НА РУСИ.

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА (Видеовариант презентации)

 

 

 

Как читать исторические карты

 

 

 

Как не путаться в веках

 

 

 

Старинные карты

 

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций окружающий мир

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.