Урок окружающего мира на тему «Когда и где?» (4 класс)
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать понятия о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени».
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково – символические средства (модели, схемы) для решения задач.
Р. – различать способ и результат действия.
К. – формулировать свои затруднения, задавать вопросы, слушать собеседника.
Личностные результаты
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Основные понятия и определения
Век. Тысячелетие. Летосчисление. Эра. Историческая карта.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, как ведётся счёт лет в истории, что такое историческая карта. Будем учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту.
Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?
Изучение нового материала
При изучении истории нельзя обойтись без ответа на вопрос «когда?». Действительно, очень важно выяснить, когда были те или иные исторические события, какое из них случилось раньше, а какое — позже
Как обозначаются даты исторических событий?
О тех из них, которые произошли в недавнем прошлом, мы говорим: «Это было в таком-то месяце такого-то года». Например: «Впервые человек побывал в космосе 12 апреля 1961 года». Слова «месяц», «год» привычны нам. А как сказать о событиях, которые случились сотни и тысячи лет назад? В таких случаях приходят на помощь слова «век», «тысячелетие».
Век, столетие — сто лет.
Тысячелетие — тысяча лет, или 10 веков
В истории годы принято обозначать с помощью арабских цифр, века — с помощью римских.
Эта табличка поможет тебе установить соответствие между арабской и римской нумерацией.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I II III IV V VI VII VIII IX X
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
У разных народов был различный счёт лет — летосчисление. Древние египтяне вели счёт лет по годам правления царей. Каждый раз со смертью одного царя и воцарением другого приходилось начинать новый счёт лет. Жители Древнего Рима считали первым годом своей истории год основания города Рима.
Сейчас в России и многих других странах принято летосчисление от Рождества Христова. При этом счёте лет начальной датой принят год, в который, как считают христиане, родился основатель христианской веры Иисус Христос.
Счёт лет от Рождества Христова в нашей стране установил царь Пётр Первый. Произошло это примерно 300 лет назад.
События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры.
IV |
III |
II |
.1 |
II |
III |
IV |
До нашей эры Наша эра
Вы знаете, что век равен 100 годам.
Значит, век нашей эры длился ровно сто лет и закончился в 100 году нашей эры. II век нашей эры начался в 101 году нашей эры и завершился в 200 году нашей эры... Отрезок времени между 1501 и 1600 годами приходится на XVI (16-й) век, между 1601 и 1700 годами — на XVII (17-й) век.
Годы 1-100 101- -200 201-300 301-400
Века 1 II III IV
901-10001 1001-1100 1101-1200
X XI XII
ЛЕНТА 1601-1700 1701-1800 1801-1900
ВРЕМЕНИ XVII XVIII XIX
Определи, в каком веке произошло каждое из этих событий: первое упоминание в летописи о Москве—1147 год; основание Санкт-Петер бурга — 1703 год; твоё рождение.
КАРТА-ПОМОЩНИЦА
Знать, когда произошло событие, очень важно. Но не менее важно и представлять себе? где оно происходило. В этом может помочь историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно изучить условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены окрещёнными мечами. Важную роль на исторической карте играет цвет.
В разные цвета окрашены территории различных государств. Если разобраться во всём этом, то историческая карта станет вашей верной по-
мощницей в познании прошлого.
Осмысление и понимание полученных знаний
Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чём она может рассказать вам?
Обсудим!
Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения историка, используя знания, полученные на уроке?
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1. Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «летосчисление», «наша эра», «до нашей эры»? 2. С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?
Вывод
Для обозначения дат событий используют слова «век» («столетие»), «тысячелетие». Записывают даты арабскими и римскими цифрами. Помощницей при изучении истории является историческая карта
Задания для домашней работы
Узнай по году век: 1242 год — Ледовое побоище; 1380 год — Куликовская битва.
Найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век (века).
Русское летоисчисление от Сотворения мира
Летоисчисление Славян до Петра 1
Летоисчисление на Руси
КАК СЧИТАЛИ НА РУСИ.
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА (Видеовариант презентации)
Как читать исторические карты
Как не путаться в веках
Старинные карты
Источники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html