12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Брюшина Мария Сергеевна18

Урок обществознания в 8 классе

Тема: Безработица, ее причины и последствия

Цели и задачи: познакомить с причинами и последствиями безработицы; характеризовать роль государства в процессе обеспечения занятости населения.

Планируемые результаты

предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий безработица, занятость; выделять и характеризовать причины безработицы в условиях рыночной экономики; оценивать занятость населения в условиях конкуренции; характеризовать сущность безработицы; анализировать на конкретных примерах последствия безработицы; описывать роль государства в обеспечении занятости граждан; 

метапредметные УУД: 

1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; 

личностные УУД: формирование и развитие заинтересованности в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.



Этап мотивации к учеб­ной дея­тельно­сти

Приветствие, настрой на урок

II. Акту­ализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Интеллектуальная цепочка (обучающиеся задают термин однокласснику, его задача сформулировать определение и продолжить цепочку терминов )



III. Этап выявления места и причины затруднения

Что общего между данными примерами? Какой процесс отражен?

А) Выпускник вуза не может найти работу по специальности.

Б) Менеджер решил найти более высокооплачиваемую работу, после увольнения с прежней находится в поиске выгодного предложения.

В) Сотрудники парка аттракционов в приморском городе вынуждены искать источники дополнительного дохода в холодное время года.

Г) Строители дачных домиков не могут найти работу в зимний период.

Д) Секретарь-референт уволилась, чтобы пройти курсы переквалификации и найти работу специалиста.


Безработица. Для каждого из людей безработица становиться испытанием. Сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины и последствия безработицы.



IV. Целеполагание

Тема урока

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Тема урока: «Безработица».

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Причины безработицы, виды

IV. Этап реализации построенного проекта

1. Безработица — спутник рыночной экономики

Давайте попробуем описать успешного человека. Работа, здоровье, семья, успех, деньги, отдых, друзья, образование, карьера…

Почему для человека работа является важной ценностью?

Сравним положение работающего и безработного.

Работающий

безработный









Что говорит закон о труде?

Работа с Конституцией РФ статья 37

Труд в рыночной экономике. Работа с документом стр. 226 учебник «Обществознания» 8 класс, Л.Н. Боголюбов

Вывод: Труд в рыночной экономике добровольный. Существует конкуренция работников и конкуренция работодателей в сфере труда.


2. Работа с понятиями

Безработица – это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.

-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособной)


Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.

Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.

К занятым относятся граждане, работающие в качестве наемных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений

Рабочая сила страны = занятые + безработные

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.


Заполнение схемы


t1572894170aa.gif


Уровень безработицы

Уровень безработицы = Количество безработных / рабочая сила * 100%


Решение задачи: Если численность безработных в стране равна 5 млн человек, численность занятых — 45 млн человек, то уровень безработицы равен

 

1) 10% 2) 11% 3) 15% 4) 20%


Решение задачи:

Если чис­лен­ность занятых в стра­не равна 29 млн человек, чис­лен­ность рабочей силы — 30 млн человек, то уро­вень безработицы равен

 

1) 10% 2) 8% 3) 5,5% 4) 3,3%


Решение задачи: Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

 

1) строитель, утративший трудоспособность в результате производственной травмы

2) многодетная мать, которая не работает и не ищет работу

3) бухгалтер, который не работает, но ищет работу

4) электромонтер, работающий неполный рабочий день



3. Виды безработицы

t1572894170ab.jpg













Решение задачи. Установите со­от­вет­ствие между видом без­ра­бо­ти­цы и ее признаками

ПРИЗНАКИ

 

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) воз­ни­ка­ет при спаде производства

Б) охва­ты­ва­ет все сферы производства

В) вы­зы­ва­ет­ся из­ме­не­ни­я­ми в струк­ту­ре спро­са и тех­но­ло­гии про­из­вод­ства

Г) не формирует естественный уровень безработицы

Д) ведет к не­об­хо­ди­мо­сти по­яв­ле­ния новых профессий

 

1) циклическая

2) структурная



Решение задачи: Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и со­от­вет­ству­ю­щи­ми им ви­да­ми безработицы

 

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) в связи с из­ме­не­ни­ем спро­са на энер­го­ре­сур­сы мно­гие шахты закрылись, а шахтёры оста­лись без работы

Б) вы­пуск­ни­ки твор­че­ских вузов ищут ра­бо­ту по специальности, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую

В) пол­го­да жи­те­ли го­род­ка на мор­ском по­бе­ре­жье об­слу­жи­ва­ют туристов, а в осталь­ное время боль­шин­ство из них не могут найти себе работу

Г) в служ­бе за­ня­то­сти без­ра­бот­ные от­ка­зы­ва­ют­ся от ра­бо­чих ва­кан­сий и про­сят по­до­брать ра­бо­ту ме­не­дже­ров

Д) в связи с эко­но­ми­че­ским кри­зи­сом фирмы, про­из­во­дя­щие раз­лич­ные то­ва­ры и услуги, со­кра­ти­ли чис­лен­ность персонала

 

 

1) сезонная

2) структурная

3) фрикционная

4) цик­ли­че­ская


4. Роль государства в обеспечении занятости


Работая с учебником стр. 230-231 «Обществознание» Л.Н Боголюбов выделите роль государства в обеспечении занятости, борьбе с безработицей (составление перечня мер)


1. Создание Федеральной государственной службы занятости

2.Создание условий для переподготовки и повышения квалификации

3. Предоставление информаций о потребности в работниках (ярмарки вакансия, биржи труда).

4. Профессиональное обучение безработных.

5. Организация стажировок молодых специалистов.

6. Выплата пособий по безработице.

7. Программы поддержки предпринимательства.

8.Льготы фирм, принимающих на работу молодых специалистов.

VI. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Решение заданий 1, 2, 3 стр. 232



Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Безработица представляет собой ___________ (А) явление, которое наступает в случае превышения ___________ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень ___________ (В), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.___________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ___________ (Д) безрабо тицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям,___________ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величиной. Она зависит от уровня развития экономики страны: Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) сезонный

2) социально-экономический

3) общество

4) научно-технический прогресс

5) спрос

6) предложение

7) естественный уровень

8) полная занятость

9) производственный

 

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.



VII. Этап включения в систему знаний и повторения

Домашнее задание п. 27, задание 4 стр. 233

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Объяснить высказывание

В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту.
Джон Гэлбрей

- С каким основным понятием познакомились на уроке? В чём его суть?

Назовите основные виды безработицы.
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.