Урок по ОБЖ «Землетрясение, причины возникновения и его возможные последствия» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 29 April 2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКЯ КАРТА УРОКА                          

 Предмет«Основы безопасности жизнедеятельности»

Тема урока: « Землетрясение, причины возникновения и его возможные последствия» 7 класс

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист урока.

Цели урока:

Деятельностная  цель:

  • формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ;
  • осознание проблемы опасности землятресений для жизнедеятельности человека;
  • содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора обучающихся, проектирование  правил безопасного поведения во время землятресения;
  • совершенствовать навыки поведения при землетрясении.

Образовательная цель:

  • познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения;
  • развивать познавательные интересы, творческие способности, умение действовать самостоятельно;
  • изучение материала по теме «Понятие землетрясения. Виды. Классификация»;
  • ознакомление обучающихся с видами землетрясений и их разрушительным действием.

Подготовка к уроку:

Подбор материала и набор текста для карточек с заданиями для групповой и индивидуальной работы..

Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.

Составление и оформление презентации.

 

ХОД УРОКА

 П./П

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

-Здравствуйте товарищи учащиеся! Вольно!

- Дежурный по классу: Класс становись, равняйсь, смирно! Товарищ преподаватель, 7 а класс для проведения занятий по ОБЖ прибыл, отсутствует __ человек, по болезни __ человек. Дежурный _______________________________

Регулятивные: формировать  взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

Личностные: - смыслообразование (Я должен …)

   

-Для того чтобы наша работа была плодотворной давайте настроимся и выполним несколько дыхательных упражнений, которые активизируют ваше кровообращение и позволят лучше сосредоточиться и легче воспринимать тему сегодняшнего урока.

- Обратите внимание на оценочные листы, которые лежат у вас на столе. В них вы будете выставлять баллы за выполненные задания по шкале оценивания.

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику под руководством учителя!

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию –к преодолению препятствий.

 

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Цель: актуализация ранее изученного материала, подготовка базовой основы для изучения нового

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы изучали ЧС природного характера. Для

более эффективной работы при опросе домашнего задания разделимся на группы. Перед вами таблица с видами заданий. Посмотрите и выберите сами, в какой группе вы хотели бы поработать.

1-я группа устно отвечает на вопрос «Что такое опасное природное явление»? И перечисляет возможные варианты.

2-я группа – заполняют тестовые карточки с вопросом «Какие из перечисленных чрезвычайных ситуаций относятся к стихийным бедствиям»?

3-я группа- работает письменно по индивидуальному заданию, отвечая на один общий вопрос: В чем разница между понятиями стихийное бедствие и ЧС природного характера?, и индивидуальный, записанный на этих цветных бланках. Прошу разобрать эти разноцветные задания. Желаю удачи. На работу с карточками и тестами 5 минут.

Учащиеся разбирают задания, объединяются в группы, выполняют задания

Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: - анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:- целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 

2.1. Устный опрос

2.2. Взаимопроверка письменных ответов

-Приступим к опросу 1-й группы.(учитель даёт оценку, которую учащиеся заносят в оценочный лист)

Время работы с тестами и карточками истекло, прошу 2-ю и 3-ю группы поменяться заданиями.

- Внимание на экран, на мониторе вы видите правильные ответы на тесты, карточки и шкалу оценок. Прошу проверить полученные ответы и выставить соответствующие оценки.

Верните задания.

Выставьте баллы за выполнение первого задания в оценочный лист.

Учащиеся 1 – й группы отвечают на вопрос (опрос домашнего задания)

Учащиеся 2-й и 3-й групп обмениваются заданиями, выполняют взаимопроверку

Логические:- анализ; -синтез;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: - составление плана и последовательности действий;

- предвосхищение результата и уровня усвоения; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

 

Физминутка

Цель: дать возможность расслабиться, отдохнуть

- Давайте немного отдохнем и расслабимся, сядьте поудобнее, расслабьте тело. Начните с мышц лица, затем плечи, спину и опускайте расслабление к стопам ног, контролируйте релаксацию сознанием. Мысленно повторяем за мной: мое тело расслаблено и отдыхает, сознание чистое и ясное, я абсолютно здоров и готов продолжить урок. Открыли глаза, прижали ладони друг к другу и интенсивно потерли их, с усилием прижали ладони, сделали глубокий вдох и медленно выдохнули воздух, расслабляя мышцы шеи, плеч и рук. Спасибо!

Выполнение физических упражнений

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

 

3. «Открытие» нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Цель: знакомство с новым материалом на основе диалога «учитель-ученик»

-Переходим к ознакомлению с темой и вопросами сегодняшнего урока

-Что ещё мы не знаем о землетрясениях? Что хотели бы узнать на уроке?

- Запишите в тетрадь тему урока «Происхождение землетрясений».

Слайд 1.

-Как вы считаете, что такое землетрясение?

- Запишем в тетрадь это определение, вы видете его на слайде.

Слайд 2.

- Сейчас вы узнаете, что такое землетрясения, а помогут нам в этом ваши одноклассники.

- Землетрясения известны людям с древних времен и многие считали, что это явление – наказание от богов.

- Давайте вспомним из курса географии о процессах, происходящих в недрах земной коры.

- Что вам известно из истории землетрясений?

- Землетрясения происходят не во всех частях мира. Они бывают только в определенных районах, которые называют сейсмическими поясами.

Слайды 9-10.

- Запишите названия сейсмических поясов земли: Тихоокеанский и Средиземноморско - Трансазиатский

- При движении тектонических плит возможны следующие типы разломов: сдвиг, взброс и сброс.

Слайд 11.

- Как вы думаете, что происходит с земным рельефом?

Слайд 12.

Запишите новые понятия «Очаг землетрясения» и «Эпицентр землетрясения»

Учащиеся формулируют цели урока

Ответы учащихся (даётся точное определение землетрясения).

Дети записывают определение

Выступления учащихся с сообщениями о землетрясениях сопровождаются показом слайдов 3- 7.

Ответы учащихся сопровождаются показом слайда8

«Карта литосферных плит».

Ответы детей

Дети делают записи в тетрадях

Ответы учащихся (в земле образуются трещины, происходят процессы горообразования, появляются впадины, низины).

Составление словаря

Регулятивные:

- целеполагание , как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: - развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных программ;

 

Реализация и закрепление изученных способов действий.

Цель: Выполнение упражнений, решение поставленных задач. Коррекция знаний и способов действий

- Используя материал учебника 2.1, заполните таблицу «Виды и причины возникновения землетрясения»

Слайд 13.

- А теперь сравните свои записи с таблицей на мониторе. Просмотр слайда.

Исправьте ошибки в своих записях. В оценочный лист внесите соответствующие баллы

- Предсказывать землетрясения люди хотели научиться с самого их появления. Уже много веков подряд человечество бьется над этой проблемой. Первую попытку предприняли, как говорится, всем миром. Организовывались целые группы исследователей, которые изучали не только последствия землетрясений, но и следили за изменениями, которые происходили непосредственно перед ними.

- Сегодня различают несколько видов прогнозов, которые можно давать относительно землетрясений: долгосрочный прогноз, среднесрочный прогноз и краткосрочный прогноз.

- В 2008 году в рамках Международной программы была создана Глобальная сеть прогнозирования землетрясений (GNFE). Основной целью GNFE является краткосрочное прогнозирование землетрясений и оперативное оповещение стран входящих в состав Глобальной Сети о прогнозируемых сильных толчках (Россия в их число не входит).

- В России действуют сейсмологические станции, они в своей работе используют специальные приборы – сейсмографы, которые улавливают колебания земной коры.

Слайд 15.

- Какие же последствия можно ожидать в результате землетрясения?

Правильно, в результате замлятресения ожидается:

1 – материальный ущерб ;

2 – гибель людей;

3 – изменения рельефа.

Сделайте записи в тетрадь

-Степень тяжести этих последствий зависит от силы землетрясения.

Дети читают материал учебника, заполняют таблицу (работают в группах)

Учащиеся сравнивают получившуюся таблицу с эталоном, исправляют ошибки

По ходу рассказа учащиеся делают пометки в тетрадях

Ответы детей

Записи в тетрадь

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение;

- построение логической цепи рассуждения

Регулятивные: - прогнозирование

Логические: - анализ; - синтез;

-сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

 

Обобщение усвоенного и включение его в систему

ранее усвоенных ЗУН и УДД

Цель: обобщить изученный материал

- А сейчас попробуем закрепить полученную информацию.

- Ребята! У вас на столе лежит карточка с кроссвордом. При выполнении этого задания разрешена парная работа. Приступайте, и мы все узнаем, кто лучше всех усвоил материал.

-Внимание на доску. Проверьте правильность заполнения кроссворда за правильно заполненный кроссворд -2 балла

Выставьте баллы за выполнение задания в оценочный лист.

Дети заполняют кроссворд

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения; - структурирование знаний

Регулятивные – саморегуляция, целеполагание, планирование, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

6.

Рефлексия

Цель: повторение основных понятий

- В завершении нашего урока прошу ответить на вопросы:

-Что изучали сегодня на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке вы сможете воспользоваться в жизни?

- В классе есть желающие высказать свое мнение?

Ответы детей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

7.

Контроль и самооценка знаний и способов действия

Подведем итог сегодняшнего урока: подсчитайте баллы.

12 баллов – оценка 5

9 баллов – оценка 4

6 балла – оценка 3

Выставьте полученные оценки в дневник и запишите домашнее задание.

Самооценка, выставление отметок, самоконтроль.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

8.

Домашняя работа

- Прочитать 2.1.

- Ответить на вопрос: Возможно ли в нашей местности землетрясение, и какой силы? Составить историографию землетрясений Ставропольского края.

* Подготовить сообщение о природных предвестниках землетрясений.

Записывают домашнее задание.

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные:  - саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Итог урока

- Спасибо за урок! Вы сегодня молодцы! Надеюсь, что на следующем уроке количество баллов в оценочных листах будет заполнена у всех по максимуму.

.

 
Комментарии
Комментариев пока нет.