Урок по ОБЖ «Землетрясение, причины возникновения и его возможные последствия» (7 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКЯ КАРТА УРОКА
Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема урока: « Землетрясение, причины возникновения и его возможные последствия» 7 класс
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист урока.
Цели урока:
Деятельностная цель:
- формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ;
- осознание проблемы опасности землятресений для жизнедеятельности человека;
- содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора обучающихся, проектирование правил безопасного поведения во время землятресения;
- совершенствовать навыки поведения при землетрясении.
Образовательная цель:
- познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения;
- развивать познавательные интересы, творческие способности, умение действовать самостоятельно;
- изучение материала по теме «Понятие землетрясения. Виды. Классификация»;
- ознакомление обучающихся с видами землетрясений и их разрушительным действием.
Подготовка к уроку:
Подбор материала и набор текста для карточек с заданиями для групповой и индивидуальной работы..
Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.
Составление и оформление презентации.
ХОД УРОКА
№ П./П |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. |
Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу |
-Здравствуйте товарищи учащиеся! Вольно! |
- Дежурный по классу: Класс становись, равняйсь, смирно! Товарищ преподаватель, 7 а класс для проведения занятий по ОБЖ прибыл, отсутствует __ человек, по болезни __ человек. Дежурный _______________________________ |
Регулятивные: формировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; Личностные: - смыслообразование (Я должен …) |
-Для того чтобы наша работа была плодотворной давайте настроимся и выполним несколько дыхательных упражнений, которые активизируют ваше кровообращение и позволят лучше сосредоточиться и легче воспринимать тему сегодняшнего урока. - Обратите внимание на оценочные листы, которые лежат у вас на столе. В них вы будете выставлять баллы за выполненные задания по шкале оценивания. |
Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику под руководством учителя! |
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию –к преодолению препятствий. |
||
Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Цель: актуализация ранее изученного материала, подготовка базовой основы для изучения нового |
- Что мы изучали на прошлом уроке? - На прошлом уроке мы изучали ЧС природного характера. Для более эффективной работы при опросе домашнего задания разделимся на группы. Перед вами таблица с видами заданий. Посмотрите и выберите сами, в какой группе вы хотели бы поработать. 1-я группа устно отвечает на вопрос «Что такое опасное природное явление»? И перечисляет возможные варианты. 2-я группа – заполняют тестовые карточки с вопросом «Какие из перечисленных чрезвычайных ситуаций относятся к стихийным бедствиям»? 3-я группа- работает письменно по индивидуальному заданию, отвечая на один общий вопрос: В чем разница между понятиями стихийное бедствие и ЧС природного характера?, и индивидуальный, записанный на этих цветных бланках. Прошу разобрать эти разноцветные задания. Желаю удачи. На работу с карточками и тестами 5 минут. |
Учащиеся разбирают задания, объединяются в группы, выполняют задания |
Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные:- целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
|
2.1. Устный опрос 2.2. Взаимопроверка письменных ответов |
-Приступим к опросу 1-й группы.(учитель даёт оценку, которую учащиеся заносят в оценочный лист) Время работы с тестами и карточками истекло, прошу 2-ю и 3-ю группы поменяться заданиями. - Внимание на экран, на мониторе вы видите правильные ответы на тесты, карточки и шкалу оценок. Прошу проверить полученные ответы и выставить соответствующие оценки. Верните задания. Выставьте баллы за выполнение первого задания в оценочный лист. |
Учащиеся 1 – й группы отвечают на вопрос (опрос домашнего задания) Учащиеся 2-й и 3-й групп обмениваются заданиями, выполняют взаимопроверку |
Логические:- анализ; -синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -установление причинно-следственных связей. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
|
Физминутка Цель: дать возможность расслабиться, отдохнуть |
- Давайте немного отдохнем и расслабимся, сядьте поудобнее, расслабьте тело. Начните с мышц лица, затем плечи, спину и опускайте расслабление к стопам ног, контролируйте релаксацию сознанием. Мысленно повторяем за мной: мое тело расслаблено и отдыхает, сознание чистое и ясное, я абсолютно здоров и готов продолжить урок. Открыли глаза, прижали ладони друг к другу и интенсивно потерли их, с усилием прижали ладони, сделали глубокий вдох и медленно выдохнули воздух, расслабляя мышцы шеи, плеч и рук. Спасибо! |
Выполнение физических упражнений |
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; |
|
3. «Открытие» нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Цель: знакомство с новым материалом на основе диалога «учитель-ученик» |
-Переходим к ознакомлению с темой и вопросами сегодняшнего урока -Что ещё мы не знаем о землетрясениях? Что хотели бы узнать на уроке? - Запишите в тетрадь тему урока «Происхождение землетрясений». Слайд 1. -Как вы считаете, что такое землетрясение? - Запишем в тетрадь это определение, вы видете его на слайде. Слайд 2. - Сейчас вы узнаете, что такое землетрясения, а помогут нам в этом ваши одноклассники. - Землетрясения известны людям с древних времен и многие считали, что это явление – наказание от богов. - Давайте вспомним из курса географии о процессах, происходящих в недрах земной коры. - Что вам известно из истории землетрясений? - Землетрясения происходят не во всех частях мира. Они бывают только в определенных районах, которые называют сейсмическими поясами. Слайды 9-10. - Запишите названия сейсмических поясов земли: Тихоокеанский и Средиземноморско - Трансазиатский - При движении тектонических плит возможны следующие типы разломов: сдвиг, взброс и сброс. Слайд 11. - Как вы думаете, что происходит с земным рельефом? Слайд 12. Запишите новые понятия «Очаг землетрясения» и «Эпицентр землетрясения» |
Учащиеся формулируют цели урока Ответы учащихся (даётся точное определение землетрясения). Дети записывают определение Выступления учащихся с сообщениями о землетрясениях сопровождаются показом слайдов 3- 7. Ответы учащихся сопровождаются показом слайда8 «Карта литосферных плит». Ответы детей Дети делают записи в тетрадях Ответы учащихся (в земле образуются трещины, происходят процессы горообразования, появляются впадины, низины). Составление словаря |
Регулятивные: - целеполагание , как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: - развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных программ; |
|
Реализация и закрепление изученных способов действий. Цель: Выполнение упражнений, решение поставленных задач. Коррекция знаний и способов действий |
- Используя материал учебника 2.1, заполните таблицу «Виды и причины возникновения землетрясения» Слайд 13. - А теперь сравните свои записи с таблицей на мониторе. Просмотр слайда. Исправьте ошибки в своих записях. В оценочный лист внесите соответствующие баллы - Предсказывать землетрясения люди хотели научиться с самого их появления. Уже много веков подряд человечество бьется над этой проблемой. Первую попытку предприняли, как говорится, всем миром. Организовывались целые группы исследователей, которые изучали не только последствия землетрясений, но и следили за изменениями, которые происходили непосредственно перед ними. - Сегодня различают несколько видов прогнозов, которые можно давать относительно землетрясений: долгосрочный прогноз, среднесрочный прогноз и краткосрочный прогноз. - В 2008 году в рамках Международной программы была создана Глобальная сеть прогнозирования землетрясений (GNFE). Основной целью GNFE является краткосрочное прогнозирование землетрясений и оперативное оповещение стран входящих в состав Глобальной Сети о прогнозируемых сильных толчках (Россия в их число не входит). - В России действуют сейсмологические станции, они в своей работе используют специальные приборы – сейсмографы, которые улавливают колебания земной коры. Слайд 15. - Какие же последствия можно ожидать в результате землетрясения? Правильно, в результате замлятресения ожидается: 1 – материальный ущерб ; 2 – гибель людей; 3 – изменения рельефа. Сделайте записи в тетрадь -Степень тяжести этих последствий зависит от силы землетрясения. |
Дети читают материал учебника, заполняют таблицу (работают в группах) Учащиеся сравнивают получившуюся таблицу с эталоном, исправляют ошибки По ходу рассказа учащиеся делают пометки в тетрадях Ответы детей Записи в тетрадь |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение; - построение логической цепи рассуждения Регулятивные: - прогнозирование Логические: - анализ; - синтез; -сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. |
|
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УДД Цель: обобщить изученный материал |
- А сейчас попробуем закрепить полученную информацию. - Ребята! У вас на столе лежит карточка с кроссвордом. При выполнении этого задания разрешена парная работа. Приступайте, и мы все узнаем, кто лучше всех усвоил материал. -Внимание на доску. Проверьте правильность заполнения кроссворда за правильно заполненный кроссворд -2 балла Выставьте баллы за выполнение задания в оценочный лист. |
Дети заполняют кроссворд |
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения; - структурирование знаний Регулятивные – саморегуляция, целеполагание, планирование, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
|
6. |
Рефлексия Цель: повторение основных понятий |
- В завершении нашего урока прошу ответить на вопросы: -Что изучали сегодня на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке вы сможете воспользоваться в жизни? - В классе есть желающие высказать свое мнение? |
Ответы детей |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
7. |
Контроль и самооценка знаний и способов действия |
Подведем итог сегодняшнего урока: подсчитайте баллы. 12 баллов – оценка 5 9 баллов – оценка 4 6 балла – оценка 3 Выставьте полученные оценки в дневник и запишите домашнее задание. |
Самооценка, выставление отметок, самоконтроль. |
Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
8. |
Домашняя работа |
- Прочитать 2.1. - Ответить на вопрос: Возможно ли в нашей местности землетрясение, и какой силы? Составить историографию землетрясений Ставропольского края. * Подготовить сообщение о природных предвестниках землетрясений. |
Записывают домашнее задание. |
Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные: - саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Итог урока |
- Спасибо за урок! Вы сегодня молодцы! Надеюсь, что на следующем уроке количество баллов в оценочных листах будет заполнена у всех по максимуму. |
. |