12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гостюхина Юлия Михайловна76
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург


Презентация к урокуPPTX / 5.48 Мб

/data/files/m1702543606.pptx (Презентация к уроку)Гостюхина Ю.М.

учитель и преподаватель биологии

ГАПОУ СО “УОР №1 (колледж)”



УРОК БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ: «СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ”

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Класс: 10

УМК: В.В Пасечник. Биология 10 класс.

Оборудование: инструктивные карты (приложение 1), презентация, письменные принадлежности, проектор, экран, лабораторное оборудование (микроскоп).

Цели:

Обучающие:

Планируется, что в процессе урока обучающиеся:

изучение специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявление общих структур и различий в их строении;

углубить знания о клеточном строении организмов;

закрепить знания о строении эукариотических клеток.


Цели личностного развития обучающихся:

Воспитательные:

совершенствовать системное представление об организации живых существ;

развивать самостоятельность в учебной деятельности;

воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.

Развивающие:

способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления;

продолжить выработку навыков самостоятельной работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.







Результаты:

Личностные:

Формирование осознанного отношения к своей учебной деятельности, способности и готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД :


Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Познавательные УУД:


Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.


Выявлять причины и следствия простых явлений ( подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)


Коммуникативные УУД:


Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.


Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.


Умение воспринимать устную форму информации.


Определять важность знаний о строении и многообразии клеток эукариот, осознавать и оценивать свою учебную деятельность.



Предметные:

Базовый уровень: сравнение клеток растений, животных и грибов.

Повышенный уровень: уметь распознавать принадлежность клеток к разным царствам (растения, животные, грибы).

Высокий: применять навыки практической деятельности при выполнении лабораторной работы, обобщение и систематизация знаний при выполнении заданий из базы ЕГЭ.

Методы:

синтез, сравнение, поисковый, обобщение, анализ.



Этапы урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Результаты урока

I.Организационно-мотивационный этап 1-2 минуты

Включить в учебную деятельность

Проверяет готовность к уроку. Организует дискуссию.

Приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: способность к волевому усилию

Коммуникативные:

выражение своих мыслей

Личностные:

знание моральных норм

II.Актуализация новых знаний

6-8 минут

Организация деятельности по актуализации опорных знаний

Организует деятельность по ранее изученному материалу. Актуализирует полученные знания по строение клеток разных организмов. Сегодня наш урок превратится в научно-исследовательскую лабораторию по распознаванию клеток различных организмов. Но прежде чем приступить к нашим исследованиям, давайте вспомним о строении клеток и их особенностях.

Выполняют работу по повторению знаний в виде индивидуальных карточек (путевой лист). По окончании работы идет взаимопроверка (обмениваются работами).


Познавательные: знание особенностей строения клеток и их функций

Коммуникативные: развитие коммуникативной компетенции

Личностные: знание моральных норм и принципов

III. Формулирование темы и целей урока 2-3 минуты

Организация деятельности по формулированию темы и целей урока

Предлагаю посмотреть на экран, рассмотреть слайд и подумать, что же мы будем сегодня изучать,….. сформулируйте тему урока?

(сравнивать строение клеток растений, грибов и животных)

-Правильно тема нашего урока:

«Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов»

(запись темы урока в тетрадь)

-Ребята, а какая цель нашего урока?


Формулируют тему и цель урока записывают в инструктивную карту

Познавательные: следствие, вывод, воспринимать речь учителя на слух.

Регулятивные:

умение оценивать поле своего незнания, ставить учебные цели и задачи (с помощью учителя определять, что необходимо узнать по данной теме).

Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний.

IV.Открытие нового знания.

15-20 мин.


Организация действий по выполнению лабораторной работы

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы. Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных. И в строении клеток этих организмов имеется много общего, как вы думаете, почему?

-Но они абсолютно сходны, или нет? (нет)

-Правильно! В их строении есть и различия.

- А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем выполнять лабораторную работу с использование микроскопов и готовых микропрепаратов. Перед вами на столах находятся микропрепараты (названия микропрепаратов скрыты), а также все необходимое оборудование для наших с вами исследований.

Вашей задачей будет рассмотреть микропрепараты и определить клетки каких организмов вы рассмотрели, зарисовать их в инструктивной карте. Далее заполнение сравнительной таблицы по сравнению клеток.А также сделать вывод о различиях в строении клеток разных организмов.


Отвечают на вопросы заданные учителем.

Выполняют лабораторную работу, заполняют сравнительную таблицу и формулируют выводы по итогам проведения лабораторной работы.

Познавательные

умение самостоятельно проводить исследование

на основе применения методов наблюдения.

Регулятивные: умение делать сравнительный анализ по строению клеток

Коммуникативные:

умение работать в группе

Личностные: ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности.

V.Обобщение и систематизация изученного материала

4-5 мин.

Организация деятельности по применению полученных знаний.

Организует работу учащихся закреплению знаний в виде заданий экзаменационного характера по типу ЕГЭ.


Я думаю, что наш урок прошел плодотворно, и вы расширили свои знания о клетке.

Материал урока поможет вам справиться с заданиями развернутого типа из контрольно- материалов ЕГЭ. Давайте ответим на некоторые из них.

Выполняют задания по изученному материалу в инструктивных картах.

Познавательные: синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев отличий.

Регулятивные:

умение представить результаты работы.

Личностные: понять значимость полученных результатов.

VI. Рефлексивный 1-2 минуты.

Проверить психологическое состояние учащихся и создать условия для оценки своей деятельности на уроке.


Проверка психологического состояния учащихся после урока, а также возвращение к оценочной линейке и сравнение уровня знаний в начале и в завершении урока.

Оценивает свою деятельность.


Регулятивные:

оценивать свою деятельность, волевая саморегуляция к преодолению препятствий.

Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.


VII. Домашнее задание 1-2 минуты.

Домашнее творческого характера,

Задает домашнее задание и комментирует особенности выполнения. Попробуйте представить себя в качестве исследователя клеток и написать 5 вопросов о клетке, которые Вы хотели бы задать учителю или своим одноклассникам.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: построение речевого высказывания







Приложение 1

Оценочная линейка (самооценка) (заполняется в начале и конце урока)

Инструктивная карта

1.Актуализация опорных знаний

1. Найдите «лишнее» звено из списка, дайте объяснение своему выбору.

а) рибосома, лизосома, митохондрия.

б) хлоропласт, оболочка, ядро, цитоплазма.

в) растения, животные, бактерии, грибы.

2. Выберите из списка органоидов те, которые входят только в состав растительных клеток и подчеркните их: гладкая ЭПС, комплекс Гольджи, вакуоль, митохондрии, хлоропласты.

3. Записать первую букву отгаданного слова

а) органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы

б) органоид, в котором происходит образование АТФ

в) органоид растительной клетки, выполняющий защитную функцию и состоящий из целлюлозы

г) небольшие округлые тельца, содержащие ферменты, которые способны расщеплять поступающие в клетку питательные вещества

д) составляющие части клетки

е) жгутики, ложноножки, миофибриллы-это органоиды…..

ж) шестая буква алфавита

з) часть клетки между наружной мембраной и ядром называется…

Составьте предложение из первых букв каждого слова (Составленное предложение: Я молодец)


2.Тема урока


Цель урока:



3. Практическая часть

Кто первым обобщил знания о клетке и сформулировал клеточную теорию?

Какие основные положения теории вы можете назвать?

Лабораторное работа № 1

«Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам»

Цель: Рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, животных и грибных организмов.

Оснащение:

- микроскопы

- готовые микропрепараты растительной, животной клеток и грибов.

Ход работы:

Задание:

1 Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных, животных. грибных клеток. Зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп. Сравните строение растительной, животных и грибных клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения. Сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Рисунок растительной клетки



1.2 Рисунок животной клетки



1.3. Рисунок грибной клетки



1.4Таблица «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки»

Сравнительная характеристика растительной, животной и грибной клеток.

Части клетки

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

























Вывод:


4.Обобщение и систематизация полученных знаний:

1.О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных и грибов?

2.О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры


5.Рефлексия:

Продолжите предложение

Меня удивило…

У меня получилось….

Было трудно…

Было интересно…

5.Домашнее задание

Составить 5 вопросов по теме «Строение клеток различных организмов»



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.