12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плотникова Елена Петровна20
5

Урок биологии по теме «Значение хвойных растений в природе и жизни человека» (7 класс)


Урок Значение хвойных растений в природе и жизни человекаPPTX / 21.66 Мб

/data/files/e1704453263.pptx (Урок Значение хвойных растений в природе и жизни человека)

​​​​​​​Технологическая карта урока в 7 классе

по теме «Значение хвойных растений в природе и жизни человека»

Плотникова Елена Петровна,

учитель биологии

МОБУ «Гимназия №3» г.Кудымкара

Пермский край

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока – развитие функциональной грамотности при решении учебных задач в рамках изучения значения хвойных растений в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о глобальном значении и экологических проблемах хвойных лесов.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру в вопросах сохранения лесов.

Развивающие: развивать функциональную грамотность обучающихся через решение экологических задач, обсуждение экологических проблем, работу с биологической текстовой информацией.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.

Метапредметные:

познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи.

коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу.

регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации и рефлексии.

Предметные: обоснование роли голосеменных растений (на примере хвойных) в природе и жизни человека, владение приемами работы с информацией, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.

Оборудование и материалы:

для учителя: презентация, компьютер, проектор,

для учащихся: тетрадь, карточки для парной и групповой работы, калькулятор


 


 


 

Название этапа

Время

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Знакомство, игровая учебная задача: отгадать ребусы, определить предмет изучения.

Знакомится с детьми. Создает позитивный настрой на урок.

Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на работу. Решают ребусы, определяют предмет разговора.

фронтальная

2

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

 

Учебная задача по проверке усвоения знаний на предыдущем уроке: «Допустим, что в нашем муниципальном округе принято решение о строительстве еще одного загородного лагеря. Для этого предложили два участка: один в березовом лесу, а другой в сосновом. Какой выбор сделать и почему?»

Ставит вопрос: Можете ли вы применить полученные знания по теме «Хвойные растения» в жизненной ситуации?

Ставит учебную задачу, поощряет активность ребят.

Отвечают на вопросы, предлагают решение учебной задачи.

Ответ: выбрать участок соснового леса, так как хвойные деревья выделяют фитонциды, уничтожающие микроорганизмы.

фронтальная

3

Постановка целей и задач урока

 

Вы в решении учебной задачи проявили свою функциональную грамотность.

Как вы думаете, что это такое?

Знакомство с определением функциональной грамотности и с видами.

Постановка развивающей задачи:

Сегодня на уроке будем развивать функциональную грамотность в рамках изучаемой темы. А в конце урока проанализируем наши успехи.

Знакомит с понятием функциональная грамотность.

Дают ответы на вопросы.

Работа в паре

4

Усвоение новых знаний

 

Решение экологических задач, определение тему урока (Приложение №1)

Вопрос: Какая проблема представлена в этих задачах?

Постановка учебной задачи: проанализировать экологическую проблему, определить причинно-следственные связи и заполнить схему (Приложение №2).

Использовать текст (Приложение №3)

Самостоятельно продумать пути решения проблемы.

Ставит учебную задачу, объясняет задание по решению экологических задач.

Проверяет выполнение.

Ставит учебную задачу по заполнению схемы.

Решают экологические задачи.

Определяют тему урока.

Заполняют схему.

Групповая работа

5

Первичная проверка усвоения знаний

 

Обсуждение результатов выполненной работы.

Обсудите в группе высказывание Эйнштейна: «Мир будет разрушен не теми, кто творит зло, а теми, кто наблюдает за ними, ничего не делая»

Организует обсуждение результатов работы.

Дополняет ответы.

Предлагает обсудить высказывание.

От каждой группы выступает один человек.

Обсуждают высказывание.

Отчет групповой работы

6

Первичное закрепление

 

Вопрос: Каким может быть твой вклад в проблему сохранения лесов?

Демонстрация видеоролика экологического отряда «Лидер», обсуждение их вклада в проблему сохранения лесов.

Ссылка на видеосюжет
https://vk.com/wall-175971814_863

Задает вопрос. Зачитывает ответы.

Демонстрирует видеоролик, организует обсуждение.

Пишут на листочках, сдают педагогу.

Смотрят и анализируют видеоролик.

фронтальная

7

Рефлексия

 

Какой вид функциональной грамотности мы развивали на уроке?

Демонстрирует вопрос и виды ФГ

Отвечают на вопрос.

фронтальная

8

Самооценка за урок

 

Даны критерии оценки, оцените свою работу на уроке (Приложение №4)

Объясняет критерии оценки

Проводят самооценку

Индивидуальная работа


 

Приложение №1

1. Из Пермского края в 2021 году в другие регионы России и в страны ближнего зарубежья было вывезено более 255 тысяч новогодних деревьев, а в 2022 году -215 тысяч штук. Сколько за два года вывезено деревьев?

Ответ: ____________________

 

2. В 2023 году площадь лесных пожаров в России составила 4,3 млн гектаров.

1 га хорошего леса в год выделяет около

5 т кислорода. Какой объем кислорода могли бы выделить эти деревья в течение года?

Ответ: ________________

 

3. В гимназии №3 города Кудымкара в октябре во время Всероссийской акции «Бум-Батлл» ребята собрали 2142 кг макулатуры. Сколько деревьев срубили для получения этой бумаги, если из 1 дерева получают 60 кг бумаги? Сколько деревьев ребята сохранили от вырубки?

Ответ: ________________


 

Приложение №2


 

 

Причины Пути решения проблемы


 

t1704452996aa.gif

Проблемаа

 

t1704452996ab.jpg

 

Глобальные последствия


 


 

Приложение №3

Тайгу часто называют «лёгкими планеты». Почему? Во-первых, хвойные деревья поглощают углекислый газ, который является парниковым газом. Увеличение углекислого газа в атмосфере приводит к потеплению климата. Во-вторых, деревья активно снабжают планету кислородом. Хвойные леса - это дом для многих видов животных: насекомых, пауков, птиц, зверей и т.д. Большое значение имеет лес и для человека: использование в промышленности, строительстве, медицине, производстве бумаги, озеленении населенных пунктов и т.д.

Однако в последние годы человеческая деятельность поставила под угрозу таежные леса, и на повестке дня появились экологические проблемы тайги. В настоящее время вырубается леса намного больше, чем высаживается. 20% древесины, заготавливаемой в Российской Федерации – это незаконная вырубка леса. Из-за нелегальной вырубки, которая неизбежно является беспорядочной и даже варварской, страдают растительный и животный мир – беднеют флора и фауна, происходит обмеление малых рек, заболачивание почв. Когда происходят пиратские вырубки, то зачастую выбирается хорошая древесина, а все остальное не утилизируется, а просто остается в лесу и захламляет его. Потом она высыхает и провоцирует пожары. Это еще одна причина гибели тайги, пожары способны уничтожить большие площади лесов за короткое время.


 

Приложение №4

Оцени свою работу

 

Критерии

Моя оценка

Ответы на вопросы учителя

Не отвечал на вопросы

0

Ответил на один вопрос

1

Ответил 2-3 раза

2

Ответил 4-5 раз

3

Работа в паре

Не выполнял работу в группе

0

Частично выполнил, так как не захотел помогать

1

Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением

2

Активно помогал выполнить все задания

3

Работа в группе

Не выполнял работу в группе

0

Частично выполнил, так как не захотел помогать

1

Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением

2

Активно помогал выполнить все задания

3

Активно помогал выполнить все задания, выступил от группы

4

Итог

 

 

Оценка

 

 

«5» – 9-10 баллов, «4» - 8-6 баллов, «3» - 6-4 баллов «2» - 3 и меньше

Урок Значение хвойных растений в природе и жизни человекаPPTX / 21.66 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.