12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Плотникова Елена Петровна20 |
Урок биологии по теме «Значение хвойных растений в природе и жизни человека» (7 класс)
Урок Значение хвойных растений в природе и жизни человекаPPTX / 21.66 Мб
/data/files/e1704453263.pptx (Урок Значение хвойных растений в природе и жизни человека)
Технологическая карта урока в 7 классе
по теме «Значение хвойных растений в природе и жизни человека»
Плотникова Елена Петровна,
учитель биологии
МОБУ «Гимназия №3» г.Кудымкара
Пермский край
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока – развитие функциональной грамотности при решении учебных задач в рамках изучения значения хвойных растений в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о глобальном значении и экологических проблемах хвойных лесов.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру в вопросах сохранения лесов.
Развивающие: развивать функциональную грамотность обучающихся через решение экологических задач, обсуждение экологических проблем, работу с биологической текстовой информацией.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание экологических проблем и путей их решения, готовность к природоохранной деятельности.
Метапредметные:
познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия процессов, определять пути решения проблем, самостоятельно делать выводы, выбирать необходимую информацию из предложенного источника для решения учебной задачи.
коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, высказывать идеи по решению поставленной задачи, оценить качество своего вклада в общую работу.
регулятивные: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, использовать биологические знания; давать оценку приобретенному опыту, владеть умениями самоконтроля, самоорганизации и рефлексии.
Предметные: обоснование роли голосеменных растений (на примере хвойных) в природе и жизни человека, владение приемами работы с информацией, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
Оборудование и материалы:
для учителя: презентация, компьютер, проектор,
для учащихся: тетрадь, карточки для парной и групповой работы, калькулятор
№ | Название этапа | Время | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
| Знакомство, игровая учебная задача: отгадать ребусы, определить предмет изучения. | Знакомится с детьми. Создает позитивный настрой на урок. | Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на работу. Решают ребусы, определяют предмет разговора. | фронтальная |
2 | Актуализация знаний, постановка учебной задачи |
| Учебная задача по проверке усвоения знаний на предыдущем уроке: «Допустим, что в нашем муниципальном округе принято решение о строительстве еще одного загородного лагеря. Для этого предложили два участка: один в березовом лесу, а другой в сосновом. Какой выбор сделать и почему?» | Ставит вопрос: Можете ли вы применить полученные знания по теме «Хвойные растения» в жизненной ситуации? Ставит учебную задачу, поощряет активность ребят. | Отвечают на вопросы, предлагают решение учебной задачи. Ответ: выбрать участок соснового леса, так как хвойные деревья выделяют фитонциды, уничтожающие микроорганизмы. | фронтальная |
3 | Постановка целей и задач урока |
| Вы в решении учебной задачи проявили свою функциональную грамотность. Как вы думаете, что это такое? Знакомство с определением функциональной грамотности и с видами. Постановка развивающей задачи: Сегодня на уроке будем развивать функциональную грамотность в рамках изучаемой темы. А в конце урока проанализируем наши успехи. | Знакомит с понятием функциональная грамотность. | Дают ответы на вопросы. | Работа в паре |
4 | Усвоение новых знаний |
| Решение экологических задач, определение тему урока (Приложение №1) Вопрос: Какая проблема представлена в этих задачах? Постановка учебной задачи: проанализировать экологическую проблему, определить причинно-следственные связи и заполнить схему (Приложение №2). Использовать текст (Приложение №3) Самостоятельно продумать пути решения проблемы. | Ставит учебную задачу, объясняет задание по решению экологических задач. Проверяет выполнение. Ставит учебную задачу по заполнению схемы. | Решают экологические задачи. Определяют тему урока. Заполняют схему. | Групповая работа |
5 | Первичная проверка усвоения знаний |
| Обсуждение результатов выполненной работы. Обсудите в группе высказывание Эйнштейна: «Мир будет разрушен не теми, кто творит зло, а теми, кто наблюдает за ними, ничего не делая» | Организует обсуждение результатов работы. Дополняет ответы. Предлагает обсудить высказывание. | От каждой группы выступает один человек. Обсуждают высказывание. | Отчет групповой работы |
6 | Первичное закрепление |
| Вопрос: Каким может быть твой вклад в проблему сохранения лесов? Демонстрация видеоролика экологического отряда «Лидер», обсуждение их вклада в проблему сохранения лесов. Ссылка на видеосюжет | Задает вопрос. Зачитывает ответы. Демонстрирует видеоролик, организует обсуждение. | Пишут на листочках, сдают педагогу. Смотрят и анализируют видеоролик. | фронтальная |
7 | Рефлексия |
| Какой вид функциональной грамотности мы развивали на уроке? | Демонстрирует вопрос и виды ФГ | Отвечают на вопрос. | фронтальная |
8 | Самооценка за урок |
| Даны критерии оценки, оцените свою работу на уроке (Приложение №4) | Объясняет критерии оценки | Проводят самооценку | Индивидуальная работа |
Приложение №1
1. Из Пермского края в 2021 году в другие регионы России и в страны ближнего зарубежья было вывезено более 255 тысяч новогодних деревьев, а в 2022 году -215 тысяч штук. Сколько за два года вывезено деревьев?
Ответ: ____________________
2. В 2023 году площадь лесных пожаров в России составила 4,3 млн гектаров.
1 га хорошего леса в год выделяет около
5 т кислорода. Какой объем кислорода могли бы выделить эти деревья в течение года?
Ответ: ________________
3. В гимназии №3 города Кудымкара в октябре во время Всероссийской акции «Бум-Батлл» ребята собрали 2142 кг макулатуры. Сколько деревьев срубили для получения этой бумаги, если из 1 дерева получают 60 кг бумаги? Сколько деревьев ребята сохранили от вырубки?
Ответ: ________________
Приложение №2
Причины Пути решения проблемы
Проблемаа
Глобальные последствия
Приложение №3
Тайгу часто называют «лёгкими планеты». Почему? Во-первых, хвойные деревья поглощают углекислый газ, который является парниковым газом. Увеличение углекислого газа в атмосфере приводит к потеплению климата. Во-вторых, деревья активно снабжают планету кислородом. Хвойные леса - это дом для многих видов животных: насекомых, пауков, птиц, зверей и т.д. Большое значение имеет лес и для человека: использование в промышленности, строительстве, медицине, производстве бумаги, озеленении населенных пунктов и т.д.
Однако в последние годы человеческая деятельность поставила под угрозу таежные леса, и на повестке дня появились экологические проблемы тайги. В настоящее время вырубается леса намного больше, чем высаживается. 20% древесины, заготавливаемой в Российской Федерации – это незаконная вырубка леса. Из-за нелегальной вырубки, которая неизбежно является беспорядочной и даже варварской, страдают растительный и животный мир – беднеют флора и фауна, происходит обмеление малых рек, заболачивание почв. Когда происходят пиратские вырубки, то зачастую выбирается хорошая древесина, а все остальное не утилизируется, а просто остается в лесу и захламляет его. Потом она высыхает и провоцирует пожары. Это еще одна причина гибели тайги, пожары способны уничтожить большие площади лесов за короткое время.
Приложение №4
Оцени свою работу
| Критерии | Моя оценка |
Ответы на вопросы учителя | Не отвечал на вопросы | 0 |
Ответил на один вопрос | 1 | |
Ответил 2-3 раза | 2 | |
Ответил 4-5 раз | 3 | |
Работа в паре | Не выполнял работу в группе | 0 |
Частично выполнил, так как не захотел помогать | 1 | |
Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением | 2 | |
Активно помогал выполнить все задания | 3 | |
Работа в группе | Не выполнял работу в группе | 0 |
Частично выполнил, так как не захотел помогать | 1 | |
Помогал выполнить, понял задание, но встретился с затруднением | 2 | |
Активно помогал выполнить все задания | 3 | |
Активно помогал выполнить все задания, выступил от группы | 4 | |
Итог |
|
|
Оценка |
|
|
«5» – 9-10 баллов, «4» - 8-6 баллов, «3» - 6-4 баллов «2» - 3 и меньше
Урок Значение хвойных растений в природе и жизни человекаPPTX / 21.66 Мб