12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стихина Юлия Геннадьевна15
0

Урок биологии в 7 классе Тема: «Подцарство многоклеточные. Тип Губки.

Урок биологии в 7 классе

Тема: «Подцарство многоклеточные. Тип Губки.

Эпиграф:

Уйти из этого мира существом
более высоким, чем пришел в него.
А.И. Солженицын

Цель: рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных. Рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности. Показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

- познакомиться с организацией многоклеточных животных

- определить значение возникновения многоклеточности в ходе эволюции

- дать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности губок

-продолжить формирование умений ставить и решать проблемные вопросы, конкретизировать основные понятия


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор


Структура урока:

Организационный момент – 2 мин

Актуализация знаний – 5 мин

Формирование новых знаний:

а) вступление учителя – 3 мин

б) работа групп – 7 мин

в) физминутка – презентация – 1 мин

г) выступления групп – 10 мин

4. Закрепление изученного – 5 мин

5. Подведение итогов, д/з - 2мин

Ход урока.

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний

-Скажите, с какими животными познакомились на прошлом уроке? (одноклеточными).

-Каковы основные признаки этой группы организмов? (тело состоит из одной клетки, водная среда обитания)

-Назовите представителей простейших (амёба, эвглена зелёная, инфузория)

Проверка выполнения домашнего задания

Вариант 1

Амёбы передвигаются при помощи ……..(ложноножек, псевдоподий)

В состав пищи инфузорий – туфелек в основном входят……(бактерии)

У пресноводных простейших продукты обмена веществ и избыток воды выводятся через ………(сократительные вакуоли)

Реакции простейших на действие раздражителей называют ……..(раздражимостью)

Эвглены зелёные ……реагируют на свет.

При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ……..(цисты)

Заболевание малярию вызывает, попавший в кровь …….(малярийный плазмодий, тип Споровики)

Вариант 2.

Инфузория – туфелька передвигается при помощи ……..(ресничек)

Фотосинтез у эвглены зелёной происходит ……….(в хлоропластах)

Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории – туфельки через ...(порошицу)

Амёбы ….. реагируют на свет

Кислород в цитоплазму простейших поступает через ……(всю поверхность тела)

Простейшие размножаются путём …..(деления клетки)

Дизентерийная амёба паразитирует в ……. человека. (в кишечнике)

Формирование новых знаний

Слайд 1. а) Вступление учителя: Сегодня мы переходим к изучению подцарства многоклеточные животные. (Записать дату сегодняшнего урока в тетрадь). Поставьте рядом с датой цифру от 1до 5, характеризующую ваше настроение на данный момент

В воде и на суше, в почве и в воздухе, всюду на Земле живут самые различные многоклеточные животные. В настоящее время насчитывают огромное количество видов. Многоклеточные животные нашей планеты разнообразны по величине и форме тела. Они различаются по строению отделов тела, покровов, конечностей, органов чувств. Большинство из них может передвигаться при помощи ног, крыльев, ласт, плавников. Многие не имеют органов передвижения и ведут прикрепленный или сидячий образ жизни. Животные различаются не только по внешнему облику, но и по внутреннему строению, поведению.

Подцарство многоклеточные – это крупная единица животного царства, которая объединяет большую половину видов животных, разнообразных по внешнему виду, образу жизни и условиям обитания. Их развитие в ходе эволюции обусловливает разнообразие органов, способных осуществлять все жизненно важные функции организма. Совершенствовались органы движения, изменялись покровы тела, развивались органы дыхания, кровообращения, органы чувств и нервная система, регулирующая и контролирующая работу всех систем органов. Но какими бы многообразными не были данные животные все они будут обладать одними признаками на основании которых их отнесли в одно Подцарство – Подцарство многоклеточные животные. Как вы понимаете многоклеточные?


Слайд 2. Царство Животные включает 2 подцарства: Одноклеточные с которыми мы познакомились на прошлом уроке и Многоклеточные. Они состоят из множества клеток, и клетки специализированы по выполняемым функциям.

Слайд 3.

Тело многоклеточных животных состоит из множества клеток, выполняющих различные функции.

Группы клеток, выполняющие сходные функции, формируют ткани и органы



Слайд 4.

Многоклеточные подразделяются на две большие группы:

Беспозвоночные – двухслойные животные с лучевой симметрией, тело которых образовано двумя слоями: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и энтодермой, выстилающей тело изнутри, - это губки и кишечнополостные. К ним также относятся плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие.

Хордовые - все животные имеющие осевой скелет, хорду или позвоночный столб. Это бесчерепные (ланцетники), черепные или позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).

Слайд 5.

Процессы возникновения многоклеточных животных изучал русский ученый Илья Ильич Мечников (1845–1916). Примечательно, что самой первой его научной работой, подготовленной еще в гимназии, стала статья «Некоторые факты из жизни инфузорий». Изучая простейших, губок, гидр, медуз и других водных беспозвоночных во время учебы в Харьковском университете, работы в Одессе и на Средиземном море, И.И. Мечников открыл существо, признанное исходной формой многоклеточных животных. Это была покрытая ресничками двуслойная личинка гидры, очень сходная с колонией жгутиковых, каждая из клеток которой питается самостоятельно (захватывает пищевые частицы и переваривает их), что дало повод ученому назвать предполагаемого предка многоклеточных организмов фагоцителлой («пожирательницей»).

Слайд 6.

Отгадайте загадку, ответ которой и будет темой нашего сегодняшнего урока

Мою грязную посуду,
Чтобы блюдца пели,
Мискам тру бока повсюду,
Чтоб они скрипели.
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона.

Ответ – Губка. Верно ребята, и как вы уже догадались темой сегодняшнего урока будет: «Подцарство многоклеточные животные. Тип Губки»

Определите цель урока Слайд 7

История открытия губок

Много ли мы знаем о губках? Да и большинство учебников упоминает губок как-то вскользь, не очень подробно и, похоже, не очень охотно. В чем же дело, почему так не повезло целому типу животных, довольно многочисленному и широко распространенному? 
Зоологи до сих пор не знают точно, куда, в какое место животного царства поместить губок. То ли это колонии простейших, то есть одноклеточных организмов, то ли примитивные, но все же многоклеточные животные. Да и статус животных организмов губки получили только в 1825 г., а до этого их вместе с некоторыми другими сидячими животными относили к зоофитам – полуживотным, полурастениям. 
Известковые губки известны с докембрия, стеклянные – с девона.
Губки оказались слепой ветвью эволюции, от них никто не произошел.




А теперь ребята, нужно разделиться на группы, вас 19 человек, поэтому делимся на 5 групп.

Каждая группа получает задание, на которое в течении 5-7 минут дает обоснованный ответ. Внутри группы вы должны распределить работу на всех членов группы, выбрать ответственное лицо, которое будет отвечать, и оценивать работу каждого члена группы, кто-то ищет информацию, кто-то фиксирует ее и т.д.


«Правила работы в группе»

Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.


Задания для групп:

1 группа «Строение губок»

2 группа «Процессы жизнедеятельности губок»

3 группа «Размножение губок»

4 группа «Классификация губок»

5 группа «Значение губок в природе и жизни человека»

Задания получены. Приступаем к работе

Работу выполнили– выступления групп.



Слайд 8.

3 группа Ответ Классификация губок

Известковые – Губки, имеющие известковый скелет, обитающие на мелководье морей и океанов. Окраска желто-серая.



Обыкновенные - Губки, имеющие кремниевый скелет. Окраска разнообразная. Могут достигать размеров до 1 метра.

Стеклянные - глубоководные формы губок высотой до 50 см. Скелетные иглы содержат кремний. Окраска тела – белая, серая, жёлтая или коричневая.

Слайд 9.

1 группа ответ Строение губок. (9-14 слайды). Сходное строение имеют взрослые губки, также напоминающие двуслойный мешок, внутренний слой которого (эндодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи из воды, втягиваемой внутрь через поры.



Слайд 10.

Многоклеточные водные животные, главным образом морские, неподвижно прикрепленные ко дну или подводным предметам.



Слайд 11.

Тело губок построено из разнообразных клеток, выполняющих разные функции, и межклеточного вещества.



Слайд 12, 13.

Наружный слой – эктодерма.

Внутренний слой – энтодерма – построен из жгутиковых клеток.

Эти клетки захватывают пищу, которая затем переваривается у них внутри.

Следовательно, пищеварение у губок внутриклеточное, пищеварительной системы еще нет.

Между наружным и внутренним слоями находится студенистое вещество – мезоглея.

В ней разбросаны разные по функциям клетки:

- амебовидные, которые служат для пищеварения

зрелые и незрелые гаметы

скелетобласты, образующие скелет



Слайд 14.

Почти у всех губок минеральный скелет.

Есть губки, имеющие органический скелет.

Иглы имеют разнообразную форму и размеры.



Слайд 15,16.

4 группа ответ (слайды 15-16). Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем.

У них хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений

Слайд 17.

5 группа ответ. Процессы жизнедеятельности у губок



Слайд 18.

2 группа ответ (слайды 18-20). В природе губки играют существенную роль как биофильтраторы.

Многочисленные колонии губок, участвующих в биологической очистке воды, развиваются в водоемах со значительным органическим загрязнением.

Слайд 19.

Практическое значение губок невелико.

Ряд морских губок, получивших название туалетных, с древнейших времен добывают со дна моря и после высушивания применяют для мытья.

Слайд 20

В наших пресных водах встречается губка Бодяга, образующая наросты на подводных предметах.

Ее используют в народной медицине как наружное противоревматическое средство и для отбеливания и очищения кожи.

А сейчас следующий этап урока. Закрепление полученных знаний в форме беседы.

Закрепление. Слайд 21

Ответьте на вопросы:

1.Какова основная особенность строения тела губок?

2.Можно ли утверждать, что губки – многоклеточные животные?

3.Каково значение губок для сообщества водных животных и рыбоводства?

4.Как человек использует животных данного типа?

- Все молодцы справились с возложенной на вас задачей. У вас на столах есть лист самооценки. Быстро оцените свою работу на уроке.


6. Итог урока слайд 22

А теперь подведем итог урока. Домашнее задание указано на доске стр 99-102.

(озвучивание оценок, выставление оценок за урок самостоятельно в дневник, учитель только расписывается)


7.Рефлексия

В начале урока, вы оценили свое настроение. Я хочу, чтобы сейчас вы сделали это еще раз, и сравнили, как изменилось ваше настроение. Почему?



Приложение 1

Фамилия, имя учащегося_______________________________

Вариант 1

Амёбы передвигаются при помощи ……..

В состав пищи инфузорий – туфелек в основном входят……

У пресноводных простейших продукты обмена веществ и избыток воды выводятся через ………

Реакции простейших на действие раздражителей называют …………

При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ……..





Фамилия, имя учащегося______________________________

Вариант 2.

Инфузория – туфелька передвигается при помощи ……..

Фотосинтез у эвглены зелёной происходит ……….

Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории – туфельки через ...

Кислород в цитоплазму простейших поступает через ……

Простейшие размножаются путём …..

Приложение 2

Задание для группы №1

Строение губок

Используя текст учебника и дополнительную информацию, дайте общую

характеристику строению губок

Задание для группы № 2

Процессы жизнедеятельности губок

Используя текст учебника и дополнительную информацию опишите процессы жизнедеятельности губок (питание, дыхание, выделение и т.д.)

Задание для группы № 3

Размножение губок

Используя текст учебника и дополнительную информацию, расскажите о размножении губок

Задание для группы №4

Классификация губок

Используя текст учебника, составьте схему классификации губок. Найдите отличия в характеристике классов губок.

Задание для группы №5

Значение губок в природе и жизни человека

Используя текст учебника и дополнительную информацию определите значение губок в природе и жизни человека.









Приложение 3

Дополнительный материал для группы №1

Строение губок

Тело губок состоит из клеток разных типов.

Но тканей они не образуют. Каждая клетка функционирует самостоятельно.

Наружный слой тела губок образуют клетки, напоминающие клетки покровного эпителия других многоклеточных животных. Среди клеток наружного слоя есть и такие, которые имеют пору. Этими порами начинается система канальцев, пронизывающая стенки тела. Отверстия этих канальцев окружены клетками, способными сокращаться и закрывать их. Канальцы проводят воду с частицами пищи к внутренней полости.

Эта полость обычно выстелена особыми клетками со жгутиками, основа которых окружена пленчатым воротничком . Такие клетки образуют внутренний слой.

У многих губок они расположены внутри стенок тела, образуя жгутиковые камеры. Работа жгутиков обеспечивает движение воды по системе канальцев и внутренне

Между наружным и внутренним слоями клеток находится межклеточное вещество, в котором расположены разные типы клеток. Некоторые из них образуют внутренний скелет губок.

Еще один тип клеток — амебоидные. Эти клетки с помощью ложноножек захватывают частицы пищи, которые перевариваются в их

пищеварительных вакуолях. Передвигаясь по телу губки, амебоидные клетки распределяют питательные вещества.

t1643554270aa.png 1 — парагастральная полость,

2 — устье

3 — хоанаоциты

(воротничковые клетки энтодермы

4 — эктодерма

5 — иглы минерального скелета

6 — канал.













Приложение 4

Дополнительная информация для группы№2





Основные типы строения водоносной системы губок

Аскон Сикон Лейкон

t1643554270ab.gif

t1643554270ac.gif

Питается губка теми пищевыми частицами, которые приносит вода. Это простейший тип строения губок — аскон. Но у большинства губок происходит утолщение мезоглеи и жгутиковые клетки выстилают впячивания, полости. Такой тип строения носит название сикон, а когда эти полости совсем уходят внутрь мезоглеи и соединяются каналами с парагастральной полостью — лейкон.

Жизнедеятельность Губок связана с непрерывным процеживанием окружающей воды, которая благодаря согласованному биению жгутиков множества хоаноцитов входит в поры и, пройдя систему каналов и атриальную полость, через устье выходит наружу. С водой в губку попадают мелкие пищевые частицы (детрит, простейшие, диатомовые водоросли, бактерии и пр.) и удаляются продукты обмена. Захват пищи производится клетками стенок приводящих каналов или хоаноцитами.



Защищаются губки пассивно – за счет колючих скелетных кристаллов. У некоторых видов форму тела поддерживает упругий пористый скелет, с древних времен используемый человеком для мытья. Название «губка» и поныне сохранилось за этой туалетной принадлежностью, производимой сейчас из синтетических материалов

Губки медленно и слабо отвечают на разные раздражения, так как в их теле нет нервных клеток.

Получение кислорода и выделение продуктов диссимиляции совершается через внутреннюю и наружную поверхности тела.

Пищеварение, как и у простейших, внутриклеточное.

Разложенные в результате пищеварения вещества частично диффундируют в другие клетки и там усваиваются, а частично ассимилируются  на месте.



Приложение 5

Дополнительная информация для группы №3

Большинство губок гермафродиты. Размножение половое и бесполое. Почки, образующиеся на теле, как правило, не отделяются от материнского организма, что приводит к появлению колоний самой причудливой формы. В половом процессе сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку; из яйца выходит личинка, некоторое время плавающая в воде, а затем прикрепляющаяся ко дну. Большинство губок живут от нескольких недель до двух лет; конская губка может жить до 50 лет и больше. 

t1643554270ad.jpgt1643554270ae.jpg

Особый способ внутреннего почкования существует у пресноводной губки бадяги. Летом бадяга размножается обыкновенным почкованием и половым путем. Но к осени в мезоглее бадяги наблюдается образование амебоидными клетками особых шаровидных скоплений — геммул. Геммула - многоклеточная масса, окруженная оболочкой из двух роговых слоев, между которыми имеется прослойка воздуха с мелкими кремнеземными иглами, поставленными перпендикулярно к поверхности геммулы. Зимой тело бадяги умирает и распадается, а геммулы падают на дно и, защищенные своей оболочкой, сохраняются до следующей весны. Тогда содержащаяся внутри геммулы клеточная масса выползает наружу, прикрепляется ко дну и развивается в новую губку

У губок очень хорошо развита способность к регенерации тканей: даже если губку разрезать на куски, то из каждого кусочка через некоторое время вырастет новая губка.

Замечательна способность пресноводных губок к перенесению неблагоприятных условий существования. Их геммулы очень хорошо сохраняются даже в течение нескольких лет. При полном высыхании водоема, например, они могут самым различным способом, в том числе с помощью ветра или прикрепившись к ногам птиц, переноситься в другие места. И если такие геммулы попадают в воду, они дают начало новому поселению губок.

Приложение 3



.Дополнительный материал для группы №4

Шестилучевые губки (стеклянные губки, Hexactinellida, Hyalospongia) — класс губок. Преимущественно одиночные, типично океанические организмы, обитающие обычно на глубине более 100 м (вплоть до ультраабиссали). Тело мешковидное, трубчатое, бокаловидное или бочонковидное, до 2 м в высоту. Скелет состоит из шестилучевых кремниевых игл (отсюда название); лучи лежат в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях, у части игл один или несколько лучей редуцированы. Каналы, пронизывающие стенки тела (канальная система), упрощённого лейконоидного типа. Около 500 видов; в морях России 34 вида, из них 6 — в северных морях и 28 — в дальневосточных.



Тип губки









t1643554270af.gift1643554270af.gift1643554270af.gif



Класс известковые

Класс стеклянные

Класс обыкновенные



t1643554270ag.gift1643554270ag.gift1643554270ag.gif

Исключительно морские, обычно очень некрупные и невыразительные губки. Чаще всего они никак не окрашены, а скелет у них представлен известковыми трехлучевыми, четырехлучевыми и одноосными иглами.

Морские, причем чаще всего глубоководные организмы. Бывают они как одиночными, так и колониальными. Живые губки обычно невзрачны, блекло окрашены, хотя и достигают довольно крупных размеров – 50 см в высоту. У некоторых стеклянных губок скелетные иглы срастаются своими концами.

Скелет у них состоит из кремнезема, иногда в сочетании со спонгином, иногда представлен одним спонгином или, что необычно для губок, отсутствует вовсе. Иглы обыкновенных губок очень разнообразны и подчас причудливы: имеют вид двусторонне заостренных игл, булав, якорьков, звезд и так далее. Их скелет очень нежен.





























Дополнительная информация для группы №5

История применения губки

Туалетная губка в древнем Риме.

Туалетной бумаги древние римляне не знали, вместо нее использовали простое приспособление – обычную средиземноморскую губку на палочке.

Немного о губке. Это морское беспозвоночное животное, скелет которого состоит из кремнезема, или кремнезема и спонгина, или одного спонгина. Вот этот скелет используют люди с древних времён.

t1643554270ah.jpg

Туалетная губка

В высушенном состоянии он твердый и ломкий, но если намочить – губка становится мягкой и хорошо держит воду. Кроме того, в виду присутствия в тканях антисептических веществ губка обладает бактерицидными свойствами

Срок "жизни" банной губки в современных условиях у одного хозяина – пара месяцев. Губки до сих пор – предмет промысла, и на рынках почти всех стран Средиземноморья можно увидеть развалы губок.

t1643554270ai.jpgt1643554270aj.jpg
Судя по свидетельствам современников, губки находились в общем пользовании (было бы странно представить римлянина, несущего в общественный туалет личную губку). В помещении туалета обычно стоял сосуд – ведро или таз, чаще из камня, в котором находились несколько губок. Предполагается, что до и после использования ее следовало помыть в небольшом канале с проточной водой, который обычно устраивался в центре туалета. В приличном туалете за губками присматривал служитель.

t1643554270ak.jpg

Маленький частный туалет в банном комплексе на римской вилле

Губки представляют чрезвычайно удобное убежище для других организмов, и целый ряд мелких водных обитателей использует их поры в качестве жилищ. Здесь надо, прежде всего, назвать личинку сетчатокрылого — сизиры (Sisyra fuscata), имеющую 4,5 мм в длину, черно-бурого цвета. Кроме того, губки дают приют некоторым видам ручейников (Hydropsyche ornatula), хирономид (Glyptotendipes), водных клещей (Unionicola crassipes) и др. Постоянными комменсалистами губок являются некоторые виды инфузорий и коловраток. Иногда губки живут в тесном сожительстве с мшанками, причем эти организмы даже прорастают друг друга.

Губки — активные биофильтраторы, некоторые из них способны пропускать через свое тело десятки и сотни литров воды в сутки.

Случается, что губки, разрастаясь в водоемах, приносят некоторый, правда небольшой, вред.

Наблюдали, что они засоряли отверстия водопроводных труб и таким образом нарушали работу водопроводных сооружений.

Днища деревянных судов могут обрастать губками, что препятствует быстроте их движения.

В рыбоводных прудах бодяга считается нежелательной. При сильном развитии она портит воду, придавая ей неприятный запах и вкус.

Используется губка бодяга в медицине.

У человека при контакте с губкой может развиться сильный зуд и слабый отек пальцев, возможно обусловленный гистаминоподобным действием экстракта из губки.

Под конец упомянем о японцах. Они, как всегда, "впереди планеты всей", завели у себя плантации туалетных губок, и те, кому в голову пришла такая благая мысль, явно не прогадали. Зарабатывают хорошо.







Основные типы строения водоносной системы губок

Аскон Сикон Лейкон

t1643554270al.gif

t1643554270am.gif

Питается губка теми пищевыми частицами, которые приносит вода. Это простейший тип строения губок — аскон. Но у большинства губок происходит утолщение мезоглеи и жгутиковые клетки выстилают впячивания, полости. Такой тип строения носит название сикон, а когда эти полости совсем уходят внутрь мезоглеи и соединяются каналами с парагастральной полостью — лейкон.

Скелет губок развивается в мезоглее. Он состоит из фибриллярного белка коллагена или органического вещества спонгина и миллионов микроскопических игл (спикул), образованных кремнезёмом или углекислой известью Иглы имеют разнообразную форму и размеры













































































































































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.