12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных  знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательныеумение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала  составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

 

Планируемые результаты

Предметные

      понимать смысл биологических терминов;

    описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

    распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

    устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

    приводить примеры животных разных система­тических групп;

    различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

    характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

                  работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

                  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

                  проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

                  сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

                  строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

                  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

                  определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

                  организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

                  самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

                  работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

                  владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

                  слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

                  интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

                  адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие членистоногих: подземные, водные, обитатели почвы, паразиты, их распространение; особенности строения членистоногих; многообразие членистоногих: класс Ракообразные, общая характеристика, многообразие,

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите  правильный на ваш взгляд вариант ответа.

Начало формы

1. Сколько видов морских звезд насчитывается?

1100

1600

2000

2. Как называются органы, отходящие от центрального плоского либо слабо выпуклого диска морской звезды?

лучи

ризоиды

парапоиды

3. Как называются видоизменённые в форме щипчиков скелетные образования у морских звезд?

лучи

таллом

педицеллярии

4. Какую функцию несут педицеллярии?

скелетообразующую

пищеварительную

защитную

5. Какой образ жизни ведут морские звезды?

донный

прибрежный

глубоководный

6. Какая способность сильно развита у морских звезд?

мимикрия

регенирация

способность впадать в анабиоз

7. Какой вид питания распространен у морских звезд?

травоядные

всеядные

хищники

8. Сколько отрядов морских звезд насчитывается?

5

7

9

9. Какой вред приносит звезда астериас?

уничтожение коркллов

уничтожение водорослей

уничтожение промысловых моллюсков

10. Как называется воднососудистая система морских звезд?

Амбулакральная

Кровеносная

Эндокринная

 

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

1.            Существует ли сходство членистоногих с ранее изученными животными?

2.            Какие членистоногие обитают в вашей местности?

Общая характеристика. Название типа дано за характерную членистость ног у его представителей. Тип членистоногих — самый много­численный в мире животных: в него входят 2/3всех видов живущих на Земле существ. Представители типа — двусторонне-симмет- ричные животные, освоившие все среды жизни биосферы: от глубин океана до стратосферы, от полюса до полюса. Они плавают, ползают, прыгают, бегают, летают, роют, строят.

 

 

 

Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом — хитином. После отвердевания хитин не по­зволяет животному расти, и рост его осуществляется только в периоды линек, когда тело лишено защитного покрова. Число линек различно. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых — слуха. Членистоногие раздель­нополы (лишь особи нескольких видов являются гермафродитами). Развитие может происходить с превращением или без него.

 

 

 

Класс Ракообразные.

Ракообразные (Crustacea) — подтип членистоногих, который включает в себя следующие наиболее известных животных: крабов, омаров, креветок, криль, раков, мокриц и усоногих. На сегодняшний день открыто около 70000 видов. Ракообразные развивались в море и по сей день, являются единственным подтипом членистоногих, для которого водная среда является основной. Есть несколько наземных видов ракообразных (например, наземные крабы, наземные раки-отшельники и мокрицы), а также несколько паразитических групп (например, китовые вши и рыбьи вши). Большинство ракообразных ведут подвижный образ жизни, но некоторые группы, например, усоногие — оседлый.

Тело ракообразных делится на следующие отделы: головной, грудной и брюшной. У некоторых видов, голова и грудная клетка слиты вместе (головогрудь). Ракообразные имеют внешний скелет (экзоскелет). Кутикула (наружный слой) зачастую усилен карбонатом кальция, что обеспечивает дополнительную структурную поддержку (особенно актуально для крупных видов). У многих видов ракообразных есть пять пар придатков на голове (к ним относятся: две пары антенн (усиков), пара нижних челюстей (максилл) и пара верхних челюстей (мандибулы, или жвалы)). Сложные глаза расположены на конце стебельков. Грудная клетка содержит несколько пар перейопод (ходильные ноги), а сегментированное брюхо плеоподы (брюшные ноги). Задний конец тела ракообразных называют тельсон. Крупные виды ракообразных дышат при помощи жабр. Мелкие виды для осуществления газообмена использую поверхность тела.

Большинство видов ракообразных — разнополые и размножаются половым путем, хотя некоторые группы, такие как усоногие, ремипедии и цефалокариды — гермафродиты. Жизненный цикл ракообразных начинается с оплодотворенного яйца, которые либо выпущено непосредственно в воду или крепятся к половым органам или ножкам самки. После вылупления из яйца, ракообразные проходят несколько стадий развития, прежде чем превратятся во взрослую особь.

Ракообразные занимают ключевое место в морской пищевой цепочке и являются одними из самых распространенных животных на Земле. Они питаются организмами, такими как фитопланктон, в свою очередь, ракообразные становятся пищей для более крупных животных, таких как рыбы, а некоторые представители ракообразных, например, крабы, омары и креветки являются очень популярным продуктом питания для людей.

Ракообразные бывают самых разных размеров от микроскопических водных блох и рачков до гигантского японского краба-паука, который достигает массы около 20 кг и имеет ноги 3-4 м в длину.

 

 

 

В процессе эволюции ракообразные приобрели широкий диапазон способов питания. Одни виды являются фильтраторами, извлекающими планктон из воды. Другие виды, особенно крупные, активные хищники, которые захватывают и разрывают свою добычу при помощи мощных придатков. Встречаются и падальщики, особенно среди мелких видов, питающиеся разлагающимися останками других организмов.

Ракообразные хорошо представлены в палеонтологической летописи. Первые представители ракообразных относятся к кембрийскому периоду и представлены ископаемыми, добытыми в сланцевом формировании Берджес-Шейл, расположенном в Канаде.

 

Классификация

 

 

Ракообразные включают в себя следующие 6 классов:

Жаброногие (Branchiopoda);

 Цефалокариды (Cephalocarida);

Высшие раки (Malacostraca);

Максиллоподы (Maxillopoda);

Ракушковые (Ostracoda);

 Гребненогие (Remipedia).

 

Лабораторная работа Знакомство с ракообразными

 

Оборудование:

ручная лупа, микроскоп, предметные стекла, пипетки; культуры даф­ний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, кре­ветки и др.

 

Ход работы

1.Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.

2.Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите их под малым увеличением микроскопа. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движе­ниях, окраске.

3.Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении.

4.Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих.

 

 Общая характеристика членистоногих. Особенности класса ракообразные.

 

 

 

класс Ракообразные

 

 

 

 

 

 

 

Щитень (Triops australiensis) - o- pitomcax.ru

 

 

 

 

 

 

Рак богомол 

 

 

 

 

 

ракушковые и парациприхромисы

 

 

 

 

 

           

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение.  Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

 

Природа Мира https://natworld.info/zhivotnye/rakoobraznye 

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.