12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Афонасьева Марина Григорьевна25


Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

по теме «Что такое деньги?»









Выполнила Афонасьева Марина Григорьевна

Должность: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №49» г.Кургана



Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

УМК: Школа России

Тема урока: Что такое деньги?

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению роли денег в экономике

Задачи:

1.Содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.

2. Создать условия для формирования универсальных учебных действий: уметь определять и формулировать цель и задачи урока; уметь высказывать свое предположение; отличать новое от уже известного; различать способ и результат действия; использовать речь для регуляции своего действия;

3. Способствовать формированию умений и навыков обращения с деньгами, способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.


Планируемые результаты:

Личностные УУД: способствовать формированию давать оценку своим действиям, развитьпознавательный интерес. 

Метапредметные УУД:

Регулятивные,способствовать формированию формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта, классифицировать, приводить примеры, высказывать предположения.

познавательные,отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке,понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

коммуникативныеспособствовать формированию оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;работать в группе, работать в паре, чувствовать свой вклад в общую работу

Предметные УУД:способствовать формированию представления о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, научиться применять приобретенные знания, умения, навыки, содействовать усвоению роли денег в экономике

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, кроссворд, денежные купюры и монеты.


Формы организации: групповая, фронтальная.


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Самоопределение к деятельности

Организационный момент

– Здравствуйте ребята, для того, чтобы начать наш урок окружающего мира с хорошим настроением, я вам предлагаю поиграть в игру. Отвечаете хором.

- Настроение каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения.

- Может Вы уже устали?

- Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем отдохнём?

- Лучше мы урок начнём!

Приветствовать учителя.



Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

– Ребята, чтобы определить тему нашего урока и повторить материал, изученный вами на прошлых уроках, мы сейчас разгадаем кроссворд. Работать будете в группах.На столах лежат листы с заданием.

1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (ТРУД)

2. Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

3. Правила, законы ведения хозяйства. (ЭКОНОМИКА)

4. Составная часть экономики. (ОТРАСЛЬ)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. (УСЛУГИ)

6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (ПИЩЕВАЯ)




1.

Т

Р

У

Д










2.

П

Е

С

О

К





3.

Э

К

О

Н

О

М

И

К

А

4.О

Т

Р

А

С

Л

Ь







5.

У

С

Л

У

Г

И









6.

П

И

Щ

Е

В

А

Я

- Какая группа справилась быстрее всех?

– Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ)

- Знакомо вам это слово?

– Каждое ли слово кроссворда можно связать с деньгами? Объясните.

– Знаете ли вы, что такое деньги, когда они появились, какими были первые деньги?

- Определите тему нашего урока и с чем нам предстоит познакомиться.

Отвечать на вопросы и заполнять слова в кроссворде.























Определять тему и цель урока.

Регулятивные - постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные -

Развивать познавательный интерес


Изучение нового материала

- Обратимся к словарю С.И. Ожегова и зачитаем какое определение он дает этому слову: «Деньги — металлические и бумажные знаки (в докапиталистиче­ских формациях — особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

– Кто перед нами? (Первобытные люди)

– Как вы думаете, у них были деньги? Конечно, нет.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.

– Чем могли обмениваться люди?Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы — наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы — быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители своих пленников.

- Легко ли было обменять излишки товара на нужный предмет?

– Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

– Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

– Какой бартер вы осуществляете между собой? Приведите примеры обмена современных детей.


– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держатьи кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

- В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можно было обменять на другие товары или использовать по назначе­нию в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» с места могли только несколько человек.

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Маленькие, удобные прочные и красивые, они служили деньгами во многих страна Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Мож­но было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.Металлическими деньгами были медные прутья — в Индокитае, серебряные кольца — в Египте, медные буковки Т — в Мексике, свинцовые шарики - в Северной Америке, железные ромбики — в Камбодже. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые мож­но было захватить в горсть (по-гречески «горсть» — драхма). Они так и назывались - драхмами. Деньги в Греции и сейчас называ­ются так же.

У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги — тe, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги — это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него поменяно.

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

Найти определение в словаре




Слушать учителя.


Участвовать в беседе, актуализировать знания.


Строить речевое высказывание.


Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физминутка

Выполняем движения под музыку

Выполнять физические упражнения по образцу

Личностные - установка на здоровый образ жизни.Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Практическая деятельность учеников


Первичное закреплениево внешней речи. Работа по учебнику.












































Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- Прочитайте в учебнике текст на с. 66—68.

- Назовите два способа обмена.

(Учитель записывает на доске термины «бартер», «купля-про­дажа».)

- Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)

- Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)

– Что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги).

– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена).

- Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного пред­мета.)

- Как называются металлические деньги? (Монеты.)

- Как называются бумажные деньги? (Банкноты.)

- По мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.

– Откуда люди берут деньги? (люди получают деньги за работу – зарплату).

- Человек может тратить не всю зарплату, иногда часть денег можно отложить на будущее, сберечь. Так называют сбережения.С какой целью люди делают сбережения?


На каждом столе мо­неты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.Работа проводится в парах.

- Что изображено и написано на монетах? Сравните.

- Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (1 рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка — это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), — лицевая. Она называется «аверс», или, как часто гово­рят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

— Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.

— Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит в какой стране используется, в каком году выпущена.)

— У вас в руках монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смог­ли узнать из надписей.

Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков.)

Люди, которые коллекционируют и изучают монеты называются нумизматы.

Старинные и современные монеты могут многое рассказах о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событии, великих людях.

– Выполните зарисовки в задании №2. Подпишите части монеты в тетради. Проверьте работу друг друга.

t1651142692aa.gif


- Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить?

- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.

- Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

- С одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья. Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Далеко не все продается и покупается. Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Читать текст в учебнике на указанных страницах


Отвечать на вопросы.


Анализировать текст.


Актуализировать знания.


Доказывать свою точку зрения.


Выполнять задание в тетради


Проверить работу соседа по парте в тетради

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. ,анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; формировать умение извлекать информацию из слов учителя






































Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров


Включение в систему знаний и повторение

– Ребята, какой вопрос был сегодня главным на уроке?

– И что же такое деньги?

– Какие виды обменов теперь знаете?

– Как нужно расходовать деньги?

- Выполним Графический диктант: Если высказывание верное, поставьте знак «+», если невер­ное, поставьте знак «—».

• Прямой обмен одних товаров на другие — это сбережения. («—».)

• Плата за работу — заработная плата. («+».)

• Деньги, которые откладывают на будущее, — сбережения. («+».)

• Оборотная сторона монеты — гурт. («—».)

• Надпись на монете называется легендой. («+».)

(После выполнения задания проводится самопроверка.)

Если вы ответили на все вопросы правильно, то получаете оценку «отлично».



Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Отвечать на вопросы учителя

Оценивать свои достижения

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного, осуществлять итоговый контроль по результату.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- А теперь продолжите мою фразу:

- Урок интересный, потому что …

- Я могу похвалить себя …

- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …

- Мне было трудно …

Анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполняя домашнее задание вы узнаете: какими денежными единицами пользуются в США, в Европе и других странах.

В учебнике с.66-70, в тетради с.37 № 5,6.

Творческое задание по желанию: предположить и нарисовать какие могут быть деньги на других планетах?

Записать домашнее задание в дневник

Регулятивные – анализировать собственную работу, понимание причин успеха в учёбе


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.