Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему «В гости к зиме» (2 класс)

13
2
Материал опубликован 18 January 2016 в группе

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Тема: «В гости к зиме».

2 класс.

Цели урока:

- обучающие (образовательные): - систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы; - раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; - дать представление о том, как зимуют звери, растения;

- развивающие: - развивать познавательный интерес, самостоятельности учащихся, наблюдательность, любознательность учащихся;

- воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе, необходимость охранять птиц и зверей; - воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

Оборудование: картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие. (Урок начинается с добрых слов, обращённых друг к другу. Такое начало создает положительный настрой на урок).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Предложить повернуться друг к другу и сказать: «Я рад тебя видеть», «Мне приятно с тобой работать».

« Мозговая гимнастика» «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

2. Сообщение темы и целей урока. Дети, к нам собирается прийти необычная гостья. Мне кажется, что она уже приближается, только нужно отгадать загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

- А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).   

- Как вы думаете, когда наступает зима (По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными).

- Сегодня мы будем говорить о приметах зимы, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Зима» (Предлагаемое упражнение способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга)

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

Снег,

плавные движения ладонями

Сугробы,

кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь


 

II. Объяснение нового материала.

1. Зимние явления природы.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа   зимой».  (Стр. 132-133)

Беседа по прочитанному.

- Какие явления в неживой природе происходят?

2.    Игра « Хлопки». (Способствует развитию логического мышления и памяти).

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, оттепель, гололедица.            

 3. Зимняя жизнь растений. А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.

- На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).

- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные)

 - Сравните лиственные и хвойные деревья.

 - Сделайте вывод, как они зимуют?

    ( Лиственные растения еще осенью сбросили листья. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями)

 - Какую роль выполняет снег для растений?(Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

- Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.

4. Секреты живого мира.

- Пофантазируйте. Что вы могли увидеть в зимнем лесу?

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Найди животных» (Предлагаемое упражнение способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга)

Мы тихонько в лес зайдем.

пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем?

одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.

одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти, тики-ти,

два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками

Животных мы хотим найти.

одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Дети по очереди называют диких животных

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

а) Отгадайте загадку

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу.                      (Белка)                          

Сообщение 1 ученика о белке. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

б)  Хозяин лесной

      Просыпается весной,

      А зимой под вьюжный вой

      Спит в избушке снеговой.             (Медведь)           

Сообщение 2 ученика о медведе. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

в)   За деревьями, кустами

      Промелькнуло быстро пламя.

      Промелькнуло, пробежало.

      Нет ни дыма, ни пожара.              ( Лиса)   

Сообщение 3 ученика о лисе. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

г)   У косого нет берлоги,

      Не нужна ему нора.

      От врагов спасают ноги,

      А от голода – кора.                         (Заяц)

Сообщение 4 ученика о зайце. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

 Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

5. Игра «Расселите животных по домикам» (Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление).

.

1

2

3

Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.

Медведь, белка, лось, лиса, заяц, ёж, барсук, кабан, бобр, волк, хомяк, мышь.

Двигательная гимнастика. (Игровые двигательные упражнения с карандашом).

Игры на сноровку, равновесие, воображение, перевёртыши, хватательный рефлекс.

6. Жизнь птиц зимой.    

- А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

- Все ли птицы остаются зимовать? Почему?

- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?   

- Почему они улетают?                     

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).

- Ребята тоже приготовили сообщения о зимующих птицах.

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё, обычно, устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

Свиристели - прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.

 - Чем питаются птицы зимой? Зима – трудное время в жизни птиц и животных. Птицы зимой не редко голодают. А страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Птиц греют их перья. 

- Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Сделать кор­мушку, повесить на дереве, приносить туда корм)

Предложить составить «Меню для птичьей столовой».

- Спросить, кто из ребят уже повесил кормушки. Попросить ребят, чтобы они следили за наполняемостью кормушек.

7. Игра «Найди лишнее». (Способствует развитию логического мышления и памяти). Предложить ряд птиц, найти лишнюю, объяснить свой выбор: воробей, дятел, синица, воробей, ласточка, клёст.

8. Прочитать стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

                 Не богаты их корма.

                 Горсть зерна нужна,

                 Горсть одна - и не страшна

                 Будет им зима.

Сколько гибнет их -  не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

                Приучите птиц в мороз

                К своему окну,

                Чтоб без песен не пришлось

                Нам  встречать весну.

III. Итог урока. (Подведение итогов работы; повышение мотивации к учебному процессу; развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности и деятельности одноклассников; оценка деятельности обучающихся).

- О каком времени года мы говорили сегодня на уроке?

- Назовите приметы зимы.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? (Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры долж­ны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем).

- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?

- Вы все замечательно потрудились. Вы все молодцы! Выполнили много заданий. Эмоциональная оценка деятельности каждого учащегося.

Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике с.130-137. Подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор).

Сделать рисунки на тему: «Следы, которые я видел по дороге в школу и обратно». (Проверка наблюдательности)

Тезисы к уроку

В уроке были использованы

1.Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Найди животных»

Систематическое использование специального кинезиологического комплекса детьми младшего школьного возраста, отнесенными как к психической норме, так и имеющими минимальные мозговые дисфункции с задержкой психического развития. Приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объема и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности. Даже однократное применение таких упражнений дает отсроченный по времени эффект в восстановлении межполушарных связей.

Предлагаемое упражнение «Найди животных» способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся школьникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память. Использование упражнений этого комплекса подразумевает знание основных положений кинезиологии и основ точечного массажа.

2. «Мозговая гимнастика» «Надень шапку»

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является одной из важных частей урока. Упражнения стимулируют мыслительные процессы, активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания, ясность восприятия и речь.

3. Игра «Расселите животных по домикам»

Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление.

4. Игра «Хлопки».

Способствует развитию логического мышления и памяти.

5. Игра « Найди лишнее».

Способствует развитию логического мышления и памяти.

6. Физкультминутка.

Дети выполняют психогимнастическое упражнение хором, повторяя за педагогом синхронные движения. Снимает напряжение, позволяет расслабиться и отдохнуть. Синхронизация работы полушарий головного мозга; активизация работы речедвигательной активности детей.

7. Двигательная гимнастика.

Относится к здоровьесберегающим технологиям. Вносит в урок оживление, помогает расслабиться, отдохнуть, поднять настроение.

Комментарии

Валентина Ивановна, спасибо за урок. Очень понравился. Урок получился насыщенным, интересным. Взяла на заметку некоторые упражнения.

20 July 2019

Спасибо, что обратили внимание на мой урок!!!!!

24 July 2019