Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему «В гости к зиме» (2 класс)
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
Тема: «В гости к зиме».
2 класс.
Цели урока:
- обучающие (образовательные): - систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы; - раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; - дать представление о том, как зимуют звери, растения;
- развивающие: - развивать познавательный интерес, самостоятельности учащихся, наблюдательность, любознательность учащихся;
- воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе, необходимость охранять птиц и зверей; - воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
Оборудование: картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие. (Урок начинается с добрых слов, обращённых друг к другу. Такое начало создает положительный настрой на урок).
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Предложить повернуться друг к другу и сказать: «Я рад тебя видеть», «Мне приятно с тобой работать».
« Мозговая гимнастика» «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
2. Сообщение темы и целей урока. Дети, к нам собирается прийти необычная гостья. Мне кажется, что она уже приближается, только нужно отгадать загадку.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).
- Как вы думаете, когда наступает зима? (По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными).
- Сегодня мы будем говорить о приметах зимы, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Зима» (Предлагаемое упражнение способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга)
Пришла зима, |
трем ладошки друг о друга |
Принесла мороз. |
пальцами массажируем плечи, предплечья |
Пришла зима, |
трем ладошки друг о друга |
Замерзает нос. |
ладошкой массажируем кончик носа |
Снег, |
плавные движения ладонями |
Сугробы, |
кулаки стучат по коленям попеременно |
Гололед. |
ладони шоркают по коленям разнонаправлено |
Все на улицу — вперед! |
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) |
Теплые штаны наденем, |
ладонями проводим по ногам |
Шапку, шубу, валенки. |
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами |
Руки в варежках согреем |
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони |
И завяжем шарфики. |
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи |
Зимний месяц называй! |
ладони стучат по коленям |
Декабрь, Январь, Февраль. |
кулак, ребро, ладонь |
II. Объяснение нового материала.
1. Зимние явления природы.
Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». (Стр. 132-133)
Беседа по прочитанному.
- Какие явления в неживой природе происходят?
2. Игра « Хлопки». (Способствует развитию логического мышления и памяти).
Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, оттепель, гололедица.
3. Зимняя жизнь растений. А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.
- На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные)
- Сравните лиственные и хвойные деревья.
- Сделайте вывод, как они зимуют?
( Лиственные растения еще осенью сбросили листья. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями)
- Какую роль выполняет снег для растений?(Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)
- Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.
4. Секреты живого мира.
- Пофантазируйте. Что вы могли увидеть в зимнем лесу?
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Найди животных» (Предлагаемое упражнение способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга)
Мы тихонько в лес зайдем. |
пальцы шагают по столу (коленям) |
Что же мы увидим в нем? |
одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) |
Там деревья подрастают, |
одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот) |
Тики-ти, тики-ти, |
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками |
Животных мы хотим найти. |
одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) |
Дети по очереди называют диких животных |
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
а) Отгадайте загадку
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе.
Орешки я грызу. (Белка)
Сообщение 1 ученика о белке. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
б) Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Сообщение 2 ученика о медведе. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
в) За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. ( Лиса)
Сообщение 3 ученика о лисе. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
г) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Сообщение 4 ученика о зайце. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
5. Игра «Расселите животных по домикам» (Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление).
.
1
2
3
Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.
Медведь, белка, лось, лиса, заяц, ёж, барсук, кабан, бобр, волк, хомяк, мышь.
Двигательная гимнастика. (Игровые двигательные упражнения с карандашом).
Игры на сноровку, равновесие, воображение, перевёртыши, хватательный рефлекс.
6. Жизнь птиц зимой.
- А теперь поговорим о жизни птиц зимой.
- Все ли птицы остаются зимовать? Почему?
- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?
- Почему они улетают?
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).
- Ребята тоже приготовили сообщения о зимующих птицах.
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё, обычно, устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
Свиристели - прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.
- Чем питаются птицы зимой? Зима – трудное время в жизни птиц и животных. Птицы зимой не редко голодают. А страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Птиц греют их перья.
- Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм)
Предложить составить «Меню для птичьей столовой».
- Спросить, кто из ребят уже повесил кормушки. Попросить ребят, чтобы они следили за наполняемостью кормушек.
7. Игра «Найди лишнее». (Способствует развитию логического мышления и памяти). Предложить ряд птиц, найти лишнюю, объяснить свой выбор: воробей, дятел, синица, воробей, ласточка, клёст.
8. Прочитать стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
III. Итог урока. (Подведение итогов работы; повышение мотивации к учебному процессу; развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности и деятельности одноклассников; оценка деятельности обучающихся).
- О каком времени года мы говорили сегодня на уроке?
- Назовите приметы зимы.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? (Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем).
- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?
- Вы все замечательно потрудились. Вы все молодцы! Выполнили много заданий. Эмоциональная оценка деятельности каждого учащегося.
Домашнее задание.
Прочитать статью в учебнике с.130-137. Подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор).
Сделать рисунки на тему: «Следы, которые я видел по дороге в школу и обратно». (Проверка наблюдательности)
Тезисы к уроку
В уроке были использованы
1.Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Найди животных»
Систематическое использование специального кинезиологического комплекса детьми младшего школьного возраста, отнесенными как к психической норме, так и имеющими минимальные мозговые дисфункции с задержкой психического развития. Приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объема и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности. Даже однократное применение таких упражнений дает отсроченный по времени эффект в восстановлении межполушарных связей.
Предлагаемое упражнение «Найди животных» способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся школьникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память. Использование упражнений этого комплекса подразумевает знание основных положений кинезиологии и основ точечного массажа.
2. «Мозговая гимнастика» «Надень шапку»
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является одной из важных частей урока. Упражнения стимулируют мыслительные процессы, активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания, ясность восприятия и речь.
3. Игра «Расселите животных по домикам»
Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление.
4. Игра «Хлопки».
Способствует развитию логического мышления и памяти.
5. Игра « Найди лишнее».
Способствует развитию логического мышления и памяти.
6. Физкультминутка.
Дети выполняют психогимнастическое упражнение хором, повторяя за педагогом синхронные движения. Снимает напряжение, позволяет расслабиться и отдохнуть. Синхронизация работы полушарий головного мозга; активизация работы речедвигательной активности детей.
7. Двигательная гимнастика.
Относится к здоровьесберегающим технологиям. Вносит в урок оживление, помогает расслабиться, отдохнуть, поднять настроение.
Голдина Лилия Вильевна
Степаненко Валентина Ивановна