Урок по окружающему миру на тему «Равнины и горы России» (4 класс)

15
0
Материал опубликован 21 November 2015 в группе

Урок по окружающему миру на тему « Равнины и горы России.» (4класс)

Учитель : Львова Светлана Алексеевна

ГБОУ СОШ им. И.Ф.Самаркина с. Новая Кармала

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

2. Проверка домашнего задания.

Игра « Да и нет»

- Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.

Я читаю утверждения, а вы , если согласны со мной , ставите знак «+», и , если не согласны, то – «-«.

Астрономия – это наука изучающая поверхность Земли. (-)

Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - это карта. ( +)

В Солнечной системе 8 планет. (+)

Глобус - планета Солнечной системы. ( -)

Самая яркая звезда Сириус в созвездии Большого Пса. ( +)

Археология – это наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. (+)

История – это наука изучающая , жизнь людей в далеком, и не далеком прошлом, их занятия, обычаи , верования. (+)

2. Самопроверка.

- Я читаю правильные ответы. Посчитайте количество баллов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. 7 баллов – «5», 6 баллов – «4», 5 баллов – «3». Поставьте себе оценку.

3. Самоопределение к деятельности.

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым :

( Слайд №1)

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №2)

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

- Чему вас научит раздел « Природа России»?

В чем же заключается цель нашего урока? (мнения детей)

Цель нашего урока:

- Формирование представлений о равнинах и горах России.

4.Работа над новой темой.

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.(Слайд 3).

Дома вы подготовили проекты «Равнины и горы России». Во время нашего путешествия ребята приготовившие проекты сообщат нам много нового о поверхности нашей Родины.

С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов.

Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Первая наша остановка - полуостров Камчатка. Найдите полуостров на ваших картах.

Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

(Показ слайдов 5,6 «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

Следующая остановка - Средне – Сибирское плоскогорье. (слайд 7)

- Что вы видите на карте? Что можете сказать о поверхности плоскогорья? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей). Посмотрите в словаре.

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

- Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

А теперь отправимся на юг нашей страны.

Следующая остановка - горы Алтая и Саян.

- Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

Сообщение детей. (Слайд 8,9)

Алтай входит в список Всемирного наследия.

Продолжаем наше путешествие. Западно – Сибирская равнина.

- Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Сообщение детей. (слайд 10)

Следующая остановка - Уральские горы.

- Что вы видите на карте? (Ответы детей)

- Что можно сказать об этих горах.?

Сообщение детей. (Показ слайдов «Уральские горы» (11,12))

(Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

- Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная

Физминутка. ( Музыкальная)

Следующая остановка - Восточно – Европейская равнина.

- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

Сообщения детей. ( слайд 13)

А сейчас держим путь на юго – запад. Кавказские горы.

- Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд 14,15 «Кавказские горы»).

Путешествие подошло к концу.

5. Закрепление.

1) — Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

- Что такое равнина?

- Что вы можете сказать о горах?

2) Работа у интерактивной доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

3) Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

А1. Вспомни, какие горы называют «Каменным поясом Земли Русской»?

1) Саяны  2) Уральские 3) Кавказские  4) Алтай

А2.Укажи полуостров, на котором 28 действующих вулканов.

1) Ямал  2) Кольский 3) Камчатка  4) Чукотский

А3. Отметь самую высокую гору России.

1) Казбек  2) Белуха 3) Эльбрус  4) Народная

А 4. Сосчитай, сколько в России крупнейших равнин?

1) 2  2) 3 3) 4 4) 5

В 1. Обозначь горы, которые отделяют европейскую часть страны от азиатской

1) Саяны  2) Уральские 3) Кавказские  4) Алтай

В 2. Найди неверное высказывание

1) Равнины с низменностями и возвышенностями называются холмистыми.

2) Саяны включены в список Всемирного наследия.

3) В Ильменском заповеднике охраняют минералы Урала.

4) Русская равнина – величайшая в мире.

С 1. Отметь горы, располагающиеся на юге Сибири.

1) Кавказские  2) Уральские 3) Саяны  4) Алтай

6. Подведение итога урока.

1) Рефлексия.

- Был ли этот урок интересным для вас?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие задания вызвали трудность?

2)Итог.

- С какими равнинами познакомились на уроке?

- Назовите виды равнин.

- Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию.

1 уровень – учебник стр. 64-71, пересказ.

2 уровень – составить рассказ (фото) о горах, где побывали.

3 уровень – составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.