Урок окружающего мира для 1 класса «Ты и твоя семья»
Министерство образования и науки
МАОУ гимназия № 111 Калининского района
городского округа город Уфа
Республика Башкортостан
Урок окружающего мира для 1 класса
«Ты и твоя семья»
(УМК «Школа 2100)
подготовила учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 111 г. Уфы
Акафьева Юлия Геннадиевна
Тема: Ты и твоя семья.
Вид урока: урок введения новых знаний.
Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
2)помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
Развивающие:
1) развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
2)совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой.
Воспитательные:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;
2) воспитание трудолюбия, содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней; формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.
Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формировать умение устанавливать аналогии;
5) формировать умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение слушать и понимать других;
2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формировать умение определять цель деятельности на уроке;
2) формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование:
карточки для работы, фотографии семей животных
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
I. Самоопределение к деятельности
Определение темы урока
|
Сегодня наш урок, друзья, Про удивительных семь "Я"! Кто они мне подскажите? Тему вы определите! - Что означают эти удивительные семь Я? - О чём мы будем говорить на уроке? - Верно. Мы будем говорить о семье, о вашей семье. - Тема нашего урока: "Ты и твоя семья" (учитель вывешивает табличку) СЕМЬЯ - Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа. - Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. - Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо. - Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые. - Вы их узнали? Кто они? - А это их семья. - Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым. |
Семья Будем говорить о семье
Лена и Миша |
||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Работа в тетради с. 29 № 4
|
- Что для вас означает слово СЕМЬЯ? - Сейчас вы перечислили членов семьи. - Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны. - Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Очень люблю, когда все собираются. - Каких членов семьи перечислили в четверостишии? - О ком не упомянули в этом стихотворении? - Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи? - Чем различаются семьи? - Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите. - Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи
Этот пальчик - дедушка, Итог: - Так, кто же является членами семьи? (учитель вывешивает на доску карточки) мама, папа, дети, бабушки и дедушки - Итак, семья - это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка. Родственные связи - А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится? - Я предлагаю вам поиграть в игру "Кто кому кто?" и на примере семьи Лены определить родственные связи. - Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4 - Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и вписать его в пустой прямоугольник. - Если кто-то затрудняется в написании имени, можно поставить только первую его букву. Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится. |
Ответы детей.
Хором произносят СЕМЬЯ!
называют О дедушке, братьях, сестрах, племянниках Нет Составом Называют.
Дети читают, называют имена, подписывают портреты
Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки. |
||
III. Первичное закрепление
Работа в парах. |
- Семьи есть не только у людей, но и у животных. - Кто изображён на этих фотографиях? - Можно ли назвать их семьёй? - Кто изображён на этих фотографиях. - Что связывает членов семьи? - Есть что-то общее, что их объединяет. - Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных? Итог: Что же может объединять членов семьи? - Выберите соответствующие таблички. - Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям. - Как вы можете выразить свою любовь к родителям? Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье? - Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка. |
Животные Да, потому что изображены мамы и малыши. Нежность, любовь, ласка. Забота о детях, ласка, любовь. Выбирают таблички "нежность, забота, любовь, ласка"
Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка. |
||
Физминутка |
|
|
||
Работа с учебником с. 66
Работа в тетради с.29 № 3.
Прослушивание заранее подготовленных рассказов о семье |
- Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, что-то очень и очень важное: - Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши. - Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66 - Это один из выходных дней. - Чем заняты взрослые и дети? - Кто готовит завтрак? - Чем занимаются остальные члены семьи? - Как проходил семейный вечер? - Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино. - Как вы думаете, почему им удалось, быстро справиться с этой работой? - Можно эту семью назвать счастливой? Почему? - Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось? - Кто нам поможет прочитать? - Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника. - Значит, рассуждали мы с вами верно. - Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье? (учитель вывешивает табличку) помогают друг другу - А, сейчас вы послушаете подготовленные рассказы о вашей семье. - Можно назвать эту семью счастливой? Почему? |
Все должны друг другу помогать Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.
|
||
IV. Итоги |
- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье. - Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним: - Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи? - Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье? - Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. -Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение. - Отметьте ваше настроение. - было легко и интересно работать, - испытывал затруднения, - было очень сложно |
- это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями. - забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь. Рефлексия. |
Список использованных источников:
Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вахрушева «Я и мир вокруг». I полугодие/ авт.- сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2006.
Сайт школа 2100 [электронный ресурс]
Евдакименко Виктория Викторовна