Урок-викторина по географии в 8 классе «Географическое положение России»

0
0
Материал опубликован 6 December 2017

Тема урока: Географическое положение России

(урок-викторина по географии в 8 классе с электронным приложением).

(слайд 1)

Цели и задачи: (слайд 2)

Сформировать знания о географическом положении, размерах, границах России.

Показать влияние географического положения на природу и расселение населения.

Обучать умениям характеризовать географическое положение России.

Закрепить умения вычислять географические координаты объектов на карте и протяжённость страны в градусах и километрах.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (2-й тип)

Методы: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся

Оборудование: глобус, физическая карта России, климатическая карта России, карта природных зон России, политическая карта мира, атласы, контурные карты, линейка, карандаш.

План проведения урока: (слайд 3)

Формирование команд.

Вводная беседа о географическом положении.

Получение новых знаний с использованием плана характеристики географического положения России и работы в группах. Выполнение практической работы в контурной карте.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Ход урока:

Формирование команд с помощью жеребьёвки. Команды: Умники, Знатоки, Капитаны, Штурманы, Интеллектуалы (слайд 4).

Вводная беседа о географическом положении.

План географического положения (слайд 5).

План характеристики географического положения России:

Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.

Крайние точки и их географические координаты.

Протяжённость в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

Размеры территории России.

Положение в климатических поясах и природных зонах.

Границы России. Соседние государства.

Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.

Получение новых знаний с использованием плана характеристики географического положения России и работы в группах. Задания викторины.

Задание 1: определите положение России на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану (слайд 6). За правильный ответ (слайд 7) команда получает 2 балла.

Ответ: территория России расположена к северу от экватора (северное полушарие) и восточнее нулевого меридиана (восточное полушарие, кроме полуострова Чукотка, расположенного в западном полушарии), в двух частях света: Европе и Азии.

Задание 2: найти и показать на карте крайние точки России, определить их координаты (слайд 8).

Команды выполняют это задание в контурной карте, наносят прежде всего границу России. За правильный ответ получают 10 баллов. Снимается по 1 баллу за неверные ответы. Проверяют правильность ответов на слайде 8 (нажав курсором на крайнюю точку, появляется верный ответ, используются гиперссылки).

Ответы:

Северная островная - мыс Флигели 81°с.Ш. 60°в.д.

Северная материковая - мыс Челюскин 77°с.ш.106°в.д.

Южная - гора Базардюзю 41°с.ш.48°в.д.

Западная - коса Гданьского залива Балтийского моря 54°с.ш. 14°в.д.

Восточная островная - остров Ратманова в Беринговом проливе 66°с.ш. 170°з.д.

Восточная материковая - мыс Дежнёва 66°с.ш. 169°з.д.

Задание 3: определите протяжённость России в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток (слайд 9). Задание выполняется в тетради. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Проверяют правильность ответов на слайде 9 (нажав курсором на надпись Россия, появляется верный ответ).

Ответы:

Протяжённость материковой части России по меридиану 100° в.д. составляет 28°или 3108 км.

Протяжённость России с запада на восток по Северному полярному кругу составляет 160° или 7120 км.

Сравнительный анализ размеров территории России с другими странами и даже материками (слайд 10).

Задание 4: определите, в каких климатических поясах расположена территория России (слайд 11).

Задание выполняется в тетради. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Проверяют правильность ответа на слайде 11 (нажав курсором на синие стрелки, появляется верный ответ).

Ответы:

Арктический, субарктический, умеренный.

Минутка движения (пантомима).

Двое учащихся выходят к доске. Первый ученик стоит спиной к экрану, на котором написано название географического объекта (например, мороз, болото, вулкан и т.д.), а второй ученик должен пантомимой объяснить, что написано на экране, совершая при этом разные движения. Ученику, стоящему спиной к экрану, надо разгадать пантомиму.

Задание 5: определите, в каких природных зонах расположена территория России (слайд 12). Задание выполняется в тетради. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Проверяют правильность ответа на слайде 12 (нажав курсором на синие стрелки, появляется верный ответ).

Ответы:

Арктическая пустыня, тундра и лесотундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, лесостепь и степь, полупустыня, широколиственный лес с субтропическими элементами и области высотной поясности.

Границы России (слайд 13).

Государственная граница – это линия, определяющая пределы государственной территории.

Протяжённость границ России – 61 тыс. км.

Западная и южная границы преимущественно сухопутные.

Северная и восточная – морские границы.

Территориальные воды – это морские воды, примыкающие к сухопутной территории государства и входящие в его состав, их ширина – 12 миль (или 22,2 км).

Страна имеет сухопутные границы с Казахстаном (7598.6 км), Китаем (4209.3 км), Монголией (3485 км), Украиной (2245.8 км), Финляндией (1325.8 км), Белоруссией (1239 км), Грузией, Абхазией, Южной Осетией (879.9 км), Эстонией (466.8 км), Азербайджаном (350 км), Литвой (288.4 км), Польшей (236.3 км), Латвией (270.5 км), Норвегией (219.1 км), КНДР (39.4 км); морские границы с Японией (194,3 км) и США (49 км).

Задание 6: определите соседние государства России (слайд 14). Задание выполняется в контурной карте. За правильный ответ команда получает 10 баллов. Проверяют правильность ответа на слайде 15 (нажав курсором на картинки появляются изображения, характеризующие природу и население этих стран).

Ответы:

Эстония

Латвия

Литва

Грузия

Азербайджан

Норвегия

Финляндия

Польша

Белоруссия

Украина

Казахстан

Монголия

Китай

Япония

США

Республика Корея

Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения (слайд 16).

Затрата средств на борьбу с холодом (большие расходы на отопление, одежду, питание).

Пагубное влияние на сельское хозяйство (нехватка кормовых культур из-за ограниченности территорий, на которых они могут вызревать).

Огромные пространства России омываются холодными морями (плавучие льды и густые холодные туманы мешают судоходству).

Многолетняя мерзлота (осложняет освоение территории).

Учащиеся сдают контурные карты с выполненной практической работой.

Разминочка!

Учащиеся под музыку, после произнесённых учителем строк стихотворения, выполняют следующие действия:

Солнце светит в вышине. (Дети поднимают руки и хлопают в ладоши.)

По дороге мы идём. (Дети шагают на месте.)

Лучше Родины любимой. (Дети машут вытянутыми вверху руками).

Мы на свете не найдём! (Дети кружатся.)

Фото см. в приложении

Закрепление изученного материала.

Конкурс «Морской бой» (слайд 17)

Команды по очереди называют цифру на игровом поле, нажав цифру появляется проверочный тест. За правильный ответ команда получает 4 балла. Под цифрами 3 и 9 – подарок в виде 3 баллов, под цифрой 6 – неудача, команда пропускает ход, не заработав ни одного балла.

Проверочные тесты:

Тест №1

1.Крайняя северная островная точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Мыс Челюскин.
2. Какой климатический пояс отсутствует на территории России?
А. Умеренный;
Б. Субтропический;
В. Тропический.
3. Соседним государством России на западе является:
А. Молдавия;
Б. Украина;
В. Грузия.
4. С какой страной мира Россия имеет сходное географическое положение?
А. Китай;
Б. Канада.
В. США.

Тест №2

1.Крайняя северная материковая точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Мыс Челюскин.
2. Какой климатический пояс занимает на территории России наибольшую площадь?
А. Умеренный;
Б. Субтропический;
В. Арктический.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Молдавия;
Б. Украина;
В. Грузия.
4. С какой страной мира Россия имеет морские границы?
А. Китай;
Б. Канада.
В. США.

Тест №3

1. Крайняя южная точка России:
А. Коса в Гданьском заливе;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Гора Базардюзю.
2.Какой климатический пояс расположен на севере России?
А. Умеренный;
Б. Субтропический;
В. Арктический.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Молдавия;
Б. Украина;
В. Азербайджан.
4. Какую ширину составляют территориальные воды страны?
А.122,2 мили;
Б. 12 миль;
В. 22,2 мили.

Тест №4

Крайняя западная точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Коса в Гданьском заливе.
2. какая природная зона на территории России занимает наибольшую площадь?
А. тундра;
Б. тайга;
В. степь.
3. Соседним государством России на востоке является:
А. Япония;
Б. Украина;
В. Грузия.
4.С каким государством Россия имеет наибольшую границу?
А. Казахстаном;
Б. Норвегией;
В. Украиной.

Тест №5

1.Крайняя восточная островная точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. о. Ратманова.
2. Какая природная зона расположена на севере России?
А.тундра;
Б.арктическая пустыня;
В.степь.
3. Соседним государством России на востоке является:
А. США;
Б. Украина;
В. Грузия.
4.С каким государством Россия имеет наименьшую границу?
А. Казахстаном;
Б. КНДР;
В. Украиной.

Тест №6

1.Крайняя восточная материковая точка России:
А. Мыс Челюскин;
Б. мыс Дежнёва;
В. Гора Базардюзю.
2. В какой части света расположена большая часть территории России?
А. Европе;
Б. Азии;
В. Африке.
3. Соседним государством России на западе является:
А. Финляндия;
Б. Казахстан;
В. Азербайджан.
4. Какова площадь территории России?
А. 17,1 млн. кв. км;
Б. 1,7 млн.кв. км;
В. 7,1 млн.кв. км.

Тест №7

1.Какое место в мире занимает Россия по площади территории?
А. второе;
Б. третье;
В. первое.
2. Какая природная зона расположена на самом юге России?
А. полупустяня;
Б. лесостепь;
В.степь.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Китай;
Б. Украина;
В. Белоруссия.
4.С каким государством Россия имеет наибольшую границу?
А. Казахстаном;
Б. США;
В. Украиной.

Тест №8

1. В какой области расположена крайняя западная точка России:
А. Псковской;
Б. Мурманской;
В. Калининградской.
2. В какой части света расположена наименьшая часть территории России?
А. Европе;
Б. Азии;
В. Африке.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Монголия;
Б. Япония;
В. Польша.
4. Какова протяжённость границ России?
А. 16 тыс. км.;
Б. 161 тыс. км.;
В. 61 тыс. км.

Тест №9

1. С какими странами Россия граничит на юге?
А. Украина, Казахстан, Монголия;
Б. Китай, Грузия, Монголия;
В. Украина, Белоруссия, Грузия.
2. С какими странами Россия имеет только морские границы?
А. США, Япония;
Б. Япония, республика Корея;
в. США, Норвегия.
3. Какой пролив отделяет Россию от США?
А. Лаперуза;
Б. Кунаширский;
В. Берингов.
4. Какие природные условия оказывают наибольшее влияние на жизнь населения России?
А. снежные зимы;
Б. суровый климат;
В. западные ветры с Атлантики.

Ответы на тесты:

Вопрос

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

Тест 5

Тест 6

Тест 7

Тест 8

Тест 9

1

а

в

в

в

в

б

в

в

б

2

в

а

в

б

б

б

а

а

а

3

б

в

в

а

а

а

а

а

в

4

б

в

б

а

б

а

а

в

б

Конкурс «Геоматематика» (слайд 18).

Умники - определите кратчайшее расстояние между Москвой и Миллерово.

Знатоки – вычислите, во сколько раз территория России больше территории Франции (площадь Франции – 545 тыс. кв.км).

Капитаны – измерьте расстояние в градусах и километрах вдоль 50 меридиана и 60 параллели.

Штурманы – определите пограничные объекты по следующим координатам: 59°с.ш. 27°в.д. и 51°с.ш. 58°в.д.

Интеллектуалы – вычислите протяжённость южной границы России.

Каждая команда получает задание и выполняет его в тетради. За правильный ответ (слайд 19) – 5 баллов.

Ответы:

Умники: около 1000 км.

Знатоки: в 31 раз.

Капитаны: 68°-52°= 16° или 1780 км; 170°-27°=143° или 7980км.

Штурманы: город Нарва на границе с Эстонией и город Новотроицк на границе с Казахстаном.

Интеллектуалы: 16.247,2 км

Подведение итогов урока (слайд 20).

Команды с помощью учителя подсчитывают баллы. Объявляется команда – победитель. Все учащиеся получают оценку за выполненную в контурной карте практическую работу. Делают вывод урока.

Вывод: Суровость и континентальность климата нашей страны, её огромная протяжённость с запада на восток и с севера на юг, положение в разных климатических поясах создают определённые трудности в освоении её ресурсов.

Домашнее задание: § 1, вопросы стр. 12-13, дополнительное задание – подготовить сообщение об истории открытия крайних точек России.

Приложение.

10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.