12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бондарева Ирина Дмитриевна29 |
Урок «Географическое положение России»
Тема урока: Географическое положение России
(урок-викторина по географии в 8 классе с электронным приложением).
(слайд 1)
Цели и задачи: (слайд 2)
Сформировать знания о географическом положении, размерах, границах России.
Показать влияние географического положения на природу и расселение населения.
Обучать умениям характеризовать географическое положение России.
Закрепить умения вычислять географические координаты объектов на карте и протяжённость страны в градусах и километрах.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (2-й тип)
Методы: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся
Оборудование: глобус, физическая карта России, климатическая карта России, карта природных зон России, политическая карта мира, атласы, контурные карты, линейка, карандаш.
План проведения урока: (слайд 3)
Формирование команд.
Вводная беседа о географическом положении.
Получение новых знаний с использованием плана характеристики географического положения России и работы в группах. Выполнение практической работы в контурной карте.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Формирование команд с помощью жеребьёвки. Команды: Умники, Знатоки, Капитаны, Штурманы, Интеллектуалы (слайд 4).
Вводная беседа о географическом положении.
План географического положения (слайд 5).
План характеристики географического положения России:
Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.
Крайние точки и их географические координаты.
Протяжённость в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
Размеры территории России.
Положение в климатических поясах и природных зонах.
Границы России. Соседние государства.
Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.
Получение новых знаний с использованием плана характеристики географического положения России и работы в группах. Задания викторины.
Задание 1: определите положение России на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану (слайд 6). За правильный ответ (слайд 7) команда получает 2 балла.
Ответ: территория России расположена к северу от экватора (северное полушарие) и восточнее нулевого меридиана (восточное полушарие, кроме полуострова Чукотка, расположенного в западном полушарии), в двух частях света: Европе и Азии.
Задание 2: найти и показать на карте крайние точки России, определить их координаты (слайд 8).
Команды выполняют это задание в контурной карте, наносят прежде всего границу России. За правильный ответ получают 10 баллов. Снимается по 1 баллу за неверные ответы. Проверяют правильность ответов на слайде 8 (нажав курсором на крайнюю точку, появляется верный ответ, используются гиперссылки).
Ответы:
Северная островная - мыс Флигели 81°с.Ш. 60°в.д.
Северная материковая - мыс Челюскин 77°с.ш.106°в.д.
Южная - гора Базардюзю 41°с.ш.48°в.д.
Западная - коса Гданьского залива Балтийского моря 54°с.ш. 14°в.д.
Восточная островная - остров Ратманова в Беринговом проливе 66°с.ш. 170°з.д.
Восточная материковая - мыс Дежнёва 66°с.ш. 169°з.д.
Задание 3: определите протяжённость России в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток (слайд 9). Задание выполняется в тетради. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Проверяют правильность ответов на слайде 9 (нажав курсором на надпись Россия, появляется верный ответ).
Ответы:
Протяжённость материковой части России по меридиану 100° в.д. составляет 28°или 3108 км.
Протяжённость России с запада на восток по Северному полярному кругу составляет 160° или 7120 км.
Сравнительный анализ размеров территории России с другими странами и даже материками (слайд 10).
Задание 4: определите, в каких климатических поясах расположена территория России (слайд 11).
Задание выполняется в тетради. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Проверяют правильность ответа на слайде 11 (нажав курсором на синие стрелки, появляется верный ответ).
Ответы:
Арктический, субарктический, умеренный.
Минутка движения (пантомима).
Двое учащихся выходят к доске. Первый ученик стоит спиной к экрану, на котором написано название географического объекта (например, мороз, болото, вулкан и т.д.), а второй ученик должен пантомимой объяснить, что написано на экране, совершая при этом разные движения. Ученику, стоящему спиной к экрану, надо разгадать пантомиму.
Задание 5: определите, в каких природных зонах расположена территория России (слайд 12). Задание выполняется в тетради. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Проверяют правильность ответа на слайде 12 (нажав курсором на синие стрелки, появляется верный ответ).
Ответы:
Арктическая пустыня, тундра и лесотундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, лесостепь и степь, полупустыня, широколиственный лес с субтропическими элементами и области высотной поясности.
Границы России (слайд 13).
Государственная граница – это линия, определяющая пределы государственной территории.
Протяжённость границ России – 61 тыс. км.
Западная и южная границы преимущественно сухопутные.
Северная и восточная – морские границы.
Территориальные воды – это морские воды, примыкающие к сухопутной территории государства и входящие в его состав, их ширина – 12 миль (или 22,2 км).
Страна имеет сухопутные границы с
Задание 6: определите соседние государства России (слайд 14). Задание выполняется в контурной карте. За правильный ответ команда получает 10 баллов. Проверяют правильность ответа на слайде 15 (нажав курсором на картинки появляются изображения, характеризующие природу и население этих стран).
Ответы:
Эстония
Латвия
Литва
Грузия
Азербайджан
Норвегия
Финляндия
Польша
Белоруссия
Украина
Казахстан
Монголия
Китай
Япония
США
Республика Корея
Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения (слайд 16).
Затрата средств на борьбу с холодом (большие расходы на отопление, одежду, питание).
Пагубное влияние на сельское хозяйство (нехватка кормовых культур из-за ограниченности территорий, на которых они могут вызревать).
Огромные пространства России омываются холодными морями (плавучие льды и густые холодные туманы мешают судоходству).
Многолетняя мерзлота (осложняет освоение территории).
Учащиеся сдают контурные карты с выполненной практической работой.
Разминочка!
Учащиеся под музыку, после произнесённых учителем строк стихотворения, выполняют следующие действия:
Солнце светит в вышине. (Дети поднимают руки и хлопают в ладоши.)
По дороге мы идём. (Дети шагают на месте.)
Лучше Родины любимой. (Дети машут вытянутыми вверху руками).
Мы на свете не найдём! (Дети кружатся.)
Фото см. в приложении
Закрепление изученного материала.
Конкурс «Морской бой» (слайд 17)
Команды по очереди называют цифру на игровом поле, нажав цифру появляется проверочный тест. За правильный ответ команда получает 4 балла. Под цифрами 3 и 9 – подарок в виде 3 баллов, под цифрой 6 – неудача, команда пропускает ход, не заработав ни одного балла.
Проверочные тесты:
Тест №1
1.Крайняя северная островная точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Мыс Челюскин.
2. Какой климатический пояс отсутствует на территории России?
А. Умеренный;
Б. Субтропический;
В. Тропический.
3. Соседним государством России на западе является:
А. Молдавия;
Б. Украина;
В. Грузия.
4. С какой страной мира Россия имеет сходное географическое положение?
А. Китай;
Б. Канада.
В. США.
Тест №2
1.Крайняя северная материковая точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Мыс Челюскин.
2. Какой климатический пояс занимает на территории России наибольшую площадь?
А. Умеренный;
Б. Субтропический;
В. Арктический.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Молдавия;
Б. Украина;
В. Грузия.
4. С какой страной мира Россия имеет морские границы?
А. Китай;
Б. Канада.
В. США.
Тест №3
1. Крайняя южная точка России:
А. Коса в Гданьском заливе;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Гора Базардюзю.
2.Какой климатический пояс расположен на севере России?
А. Умеренный;
Б. Субтропический;
В. Арктический.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Молдавия;
Б. Украина;
В. Азербайджан.
4. Какую ширину составляют территориальные воды страны?
А.122,2 мили;
Б. 12 миль;
В. 22,2 мили.
Тест №4
Крайняя западная точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. Коса в Гданьском заливе.
2. какая природная зона на территории России занимает наибольшую площадь?
А. тундра;
Б. тайга;
В. степь.
3. Соседним государством России на востоке является:
А. Япония;
Б. Украина;
В. Грузия.
4.С каким государством Россия имеет наибольшую границу?
А. Казахстаном;
Б. Норвегией;
В. Украиной.
Тест №5
1.Крайняя восточная островная точка России:
А. Мыс Флигели;
Б. Мыс Дежнёва;
В. о. Ратманова.
2. Какая природная зона расположена на севере России?
А.тундра;
Б.арктическая пустыня;
В.степь.
3. Соседним государством России на востоке является:
А. США;
Б. Украина;
В. Грузия.
4.С каким государством Россия имеет наименьшую границу?
А. Казахстаном;
Б. КНДР;
В. Украиной.
Тест №6
1.Крайняя восточная материковая точка России:
А. Мыс Челюскин;
Б. мыс Дежнёва;
В. Гора Базардюзю.
2. В какой части света расположена большая часть территории России?
А. Европе;
Б. Азии;
В. Африке.
3. Соседним государством России на западе является:
А. Финляндия;
Б. Казахстан;
В. Азербайджан.
4. Какова площадь территории России?
А. 17,1 млн. кв. км;
Б. 1,7 млн.кв. км;
В. 7,1 млн.кв. км.
Тест №7
1.Какое место в мире занимает Россия по площади территории?
А. второе;
Б. третье;
В. первое.
2. Какая природная зона расположена на самом юге России?
А. полупустяня;
Б. лесостепь;
В.степь.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Китай;
Б. Украина;
В. Белоруссия.
4.С каким государством Россия имеет наибольшую границу?
А. Казахстаном;
Б. США;
В. Украиной.
Тест №8
1. В какой области расположена крайняя западная точка России:
А. Псковской;
Б. Мурманской;
В. Калининградской.
2. В какой части света расположена наименьшая часть территории России?
А. Европе;
Б. Азии;
В. Африке.
3. Соседним государством России на юге является:
А. Монголия;
Б. Япония;
В. Польша.
4. Какова протяжённость границ России?
А. 16 тыс. км.;
Б. 161 тыс. км.;
В. 61 тыс. км.
Тест №9
1. С какими странами Россия граничит на юге?
А. Украина, Казахстан, Монголия;
Б. Китай, Грузия, Монголия;
В. Украина, Белоруссия, Грузия.
2. С какими странами Россия имеет только морские границы?
А. США, Япония;
Б. Япония, республика Корея;
в. США, Норвегия.
3. Какой пролив отделяет Россию от США?
А. Лаперуза;
Б. Кунаширский;
В. Берингов.
4. Какие природные условия оказывают наибольшее влияние на жизнь населения России?
А. снежные зимы;
Б. суровый климат;
В. западные ветры с Атлантики.
Ответы на тесты:
Вопрос | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест 5 | Тест 6 | Тест 7 | Тест 8 | Тест 9 |
1 | а | в | в | в | в | б | в | в | б |
2 | в | а | в | б | б | б | а | а | а |
3 | б | в | в | а | а | а | а | а | в |
4 | б | в | б | а | б | а | а | в | б |
Конкурс «Геоматематика» (слайд 18).
Умники - определите кратчайшее расстояние между Москвой и Миллерово.
Знатоки – вычислите, во сколько раз территория России больше территории Франции (площадь Франции – 545 тыс. кв.км).
Капитаны – измерьте расстояние в градусах и километрах вдоль 50 меридиана и 60 параллели.
Штурманы – определите пограничные объекты по следующим координатам: 59°с.ш. 27°в.д. и 51°с.ш. 58°в.д.
Интеллектуалы – вычислите протяжённость южной границы России.
Каждая команда получает задание и выполняет его в тетради. За правильный ответ (слайд 19) – 5 баллов.
Ответы:
Умники: около 1000 км.
Знатоки: в 31 раз.
Капитаны: 68°-52°= 16° или 1780 км; 170°-27°=143° или 7980км.
Штурманы: город Нарва на границе с Эстонией и город Новотроицк на границе с Казахстаном.
Интеллектуалы: 16.247,2 км
Подведение итогов урока (слайд 20).
Команды с помощью учителя подсчитывают баллы. Объявляется команда – победитель. Все учащиеся получают оценку за выполненную в контурной карте практическую работу. Делают вывод урока.
Вывод: Суровость и континентальность климата нашей страны, её огромная протяжённость с запада на восток и с севера на юг, положение в разных климатических поясах создают определённые трудности в освоении её ресурсов.
Домашнее задание: § 1, вопросы стр. 12-13, дополнительное задание – подготовить сообщение об истории открытия крайних точек России.
Приложение.
10