12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Власова Ирина1092
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
Материал размещён в группе «Технологическая карта урока.»

Тема

Южная Америка: географическое положение и история исследования

 

Цель

Ученик научится давать оценку влияния физико-географического положения Южной Америки на ее природу на основе применения навыков определения географического положения материка, выделения общих и особенных его черт, добывая информацию из географических источников.

Задачи

Обучающие:

- изучить географическое положение и береговую линию материка;

- сравнить особенности ГП материков Африки и Южной Америки;

- сделать выводы сходства и различия материков;

- установить влияние географического положения материка на его природу;

- познакомить учащихся с историей открытия и исследования Южной Америки с наиболее значительными экспедициями, с выдающимися русскими исследователями Южной Америки

Развивающие:

- развивать умение определять географическое положение материка;

- продолжить формирование умения работать с картой, атласом, контурной картой;

- развивать умения к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития, умения анализировать информацию и оценивать свою деятельность;

- развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие:

- формирование познавательной интереса, самостоятельности, умения сотрудничать с другими;

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Ученик понимает значимость знаний о географическом положении, координатах;

Осознает необходимость понимать и читать карту; стремится к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Познавательные УУД:

Критический уровень: ученик(ца) из предложенного учителем источника зафиксировал(а) необходимую информацию о географическом положении Южной Америки и воспроизвёл(а) её;

Достаточный уровень: ученик(ца) получил(а) информацию о географическом положении материка из нескольких источников и применил(а) ее для выполнения предложенного учителем задания;

Творческий уровень: ученик(ца) самостоятельно организовал(а) поиск информации о ГП Южной Америке; описал ГП материка и на основе полученной информации сделал(а) вывод и привел (а) объяснения.

Регулятивные УУД:

Критический уровень: ученик понял цели и задачи деятельности на уроке, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказал своё впечатление о проделанной работе.

Достаточный уровень: ученик сформулировал цель и задачи своей деятельности с помощью других, организовал свои действия самостоятельно по предложенному алгоритму, по завершению работы сравнил результат своей деятельности с запланированным.

Творческий уровень: исходя из поставленных задач, ученик самостоятельно сформулировал цель своей деятельности, спланировал и организовал свою работу, продемонстрировал умения оценить и проанализировать результат своей деятельности в группе.

Коммуникативные УУД:

Критический уровень: ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей или учителя по заданному алгоритму;

Достаточный уровень: ученик даёт односложные ответы по заданному алгоритму самостоятельно;

Творческий уровень: ученик самостоятельно даёт развернутый аргументированный ответ по существу вопроса, обобщает результаты обсуждения в конце работы.

Предметные

Усвоил понятие «географическое положение»; умеет работать с картой (развитие картографической грамотности) – находить нужную карту и читать ее;

Может использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации

 

Учебно-методический комплекс

Учебник. География материков и океанов, 7 класс – М.: Просвещение, 2013-14.

Атлас. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа; Издательство Просвещение, 2014.

Контурные карты. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа; Издательство Просвещение, 2014.



 


 


 


 


 


 


 


 


 

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД.

Мультиме-диа

Вызов1 -

активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Проверяет готовность к уроку. Приветствует детей.

Создает позитивный настрой. Предлагает эпиграф к уроку.

Звучит увертюра Исаака Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта» по одноименному произведению Ж.Верна (беседа о писателе и его произведениях).

Предлагает учащимся отправиться за новыми знаниями в дальнее плавание на кораблях. А на всех кораблях обязательно есть свой капитан. А также заполняется бортовой журнал (фиксируются успехи группы)

Вот и мы начинаем наше путешествие по следам экспедиции, которая случайно нашла вот эту записку. (беседа по записке)

Организует беседу по вопросам и подводит к теме урока

Подводит учащихся к формированию темы урока: а с чего мы начинаем знакомство с материком?

Рассказывает о достопримечательностях материка с использованием видео фрагмента . Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают об Америке и записать свои знанию в таблицу ЗХУ.


 

Капитан Грант был найден, а что бы вы хотели найти в ходе сегодняшней экспедиции? Запишите свои желания в таблицу ЗХУ . Подводит к формулировке цели путешествия (урока)

7. Начинает рассказ об истории открытия и исследования материка

1.Слушают учителя и музыку. Настраиваются на работу на уроке.

Отвечают на вопрос

Капитаны докладывают о готовности своего судна к плаванию, называя имя корабля и свой девиз

Поочередно высказывают свое мнение о записке и её содержимом

Делают вывод, что это южные материки. Перечисляют и показывают южные материки и объясняют, почему их объединяют в одну группу

Формулируют тему урока, записывают в «Путевыезаметки»

Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, заносят ответы в первый столбик таблицы «ЗХУ», поочередно называют известные им факты (индивидуальная и фронтальная работа)

Заполняют второй столбик таблицы «ЗХУ».

Формулируют цель урока с использованием слов-помощников: повторим, узнаем, научимся, закрепим, и заносят в путевые заметки

7. Опережающее задание . Рассказ об истории открытия Южной Америки. Остальные – фиксируют результаты в таблицу

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

 

Познавательные УУД:

- формировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

 

Личностные УУД:

- понимать значение знаний прошлых уроков для освоения новой темы

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Презентация к уроку

Изображе-ние корабля, эпиграф к уроку

Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»

Изображе-ние записки из к/ф

Фрагмент видеофильма о Южной Америке

Презентация ученика

Физминутка

     

Осмысление2 -

сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому"

Организует работу ребят в группах4.

Дает задания каждой группе.

При необходимости вносит коррективы в работу группы.

 

.

1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

2.Определяют ГП (часть своего задания). Отображают информацию графически, работают с контурной картой (групповая работа)

3. Обсуждают записи (групповая работа)

 

4. Представляют отчет

 

Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию

- использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности -уметь использовать схемы для структурирования информации

-анализировать информацию, выделять главные причины влияния ГП на природу

Коммуникативные УУД:

-слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи, владеть монологической и диалогической формой речи

Регулятивные УУД:

уметь выполнять учебные действия, корректировать действия и знания

Личностные УУД:

- сохранять устойчивый познавательный интерес, действие смыслообразования,

Презентация с заданиями для групп

Рефлексия3

вернуть учащихся к первоначальным знаниям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Организует выступления групп

Предлагает по мере выступления заполнять таблицу «Сравнение ГП Африки и Южной Америки» (столбик о Южной Америке)

Предлагает заполнить третью часть таблицы «ЗХУ»

Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и капитану оценить деятельность членов своей команды

Предлагает произвести самооценку своей деятельности в группе

Рефлексия «Паруса успеха» : знаю, понимаю, научу других

Подводят итоги, выступают по своему заданию

Попутно заполняют таблицу практической работы по сравнению ГП

3. Заполняют третью колонку ЗХУ (индивидуальная работа). Делают выводы, что нового они узнали (фронтальная работа).

4.Оценивают свою деятельность и деятельность команды (индивидуальная работа). Отчет капитанов

5.Производят самооценку своей деятельности, приклеивают стикер со своим именем на «корабль к Парусам успеха»

Регулятивные УУД:

- ументь осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

- выработать критерии оценивания работы в группах

Личностные УУД:

- оценивать собственный вклад в работу группы

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД:

- уметь осознанно использовать средства устной речи для представления результата, управлять поведением партнёра, оценивать его деятельности.

Презентация для отчета групп

Изображе-ние корабля для рефлексии

Д/з

Задаёт домашнее задание (параграф 26), сообщения о представителях животного мира

Записывают домашнее задание.

   


Приложение

1. Вступление:

Я рада вас видеть, надеюсь, что всем удобно и у вас хорошее рабочее настроение. Обратите внимание на слайд, начать урок мне бы хотелось со следующих слов : «Познание и странствия неотделимы друг от друга» . Вы согласны с этим, как вы понимаете эти слова?

Сейчас вы видите кадры из к/фильма «Дети капитана Гранта», снятого по одноименному роману Жюль Верна. А какие его произведения вы читали?

Но мы еще и слышим увертюру, написанную для этого фильма замечательным советским композитором Исааком Дунаевским. А что такое «увертюра»?

Вот и мы начинаем наше маленькое виртуальное путешествие. А для этого мы разделились на команды и я попрошу капитанов доложить о вашей готовности к путешествию. (называют название корабля, девиз, кто докладывал). У каждого члена команды есть лист для путевых заметок, а у капитанов – бортовой журнал для фиксирования результатов членов его команды

Я предлагаю вернуться к произведению Жюль Верна. Начинается оно следующим образом: английские моряки ловят акулу, вспарывают ей живут и обнаруживают бутылку с запиской, где на сохраненных листках дается следующая информация: капитан Грант и его корабль потерпел крушение возле берегов одного материка. А как можно узнать о месте расположения какого-либо объекта? (по координатам, долгота и широта) И действительно в записке указывались координаты, вернее сохранилась только одна – 37 ю.ш. А что это означало? (крушение в южном полушарии). Какие материки относятся к южным и по каким признакам их объединяют? С какими южными материками мы уже познакомились? Посмотрите на карту в атласе, через какой материк проходит 37параллель ? Значит где надо было искать команду капитана? (в Южной Америке) И мы сегодня с вами отправляемся туда

В путевых заметках запишите тему урока и вспомните с чего начинают знакомство с материками? (с географического положения).

Вернемся к роману. После того, как была обнаружена и расшифрована записка, снарядили экспедицию в поисках капитана Гранта, в результата цель была достигнута, капитан найден. А какую цель мы для себя сегодня поставим? Для этого обратимся к словам-помощникам. Запишите самую важную для вас цель.

РАССКАЗ ПО СЛАЙДАМ И ВИДЕОФРАГМЕНТУ: Географы называют Южную Америку материком природных рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.

В краях полуденных остался далеко,
Мой континент, окутанный мечтами,
Где Южный Крест на небе высоко
Сияет ярко темными ночами.

Двух океанов ласками согрет,
Ты ввысь стремишься горными грядами,
На снежных пиках плещется рассвет,
Стекая вниз хрустальными следами.

Над склоном Анд кондор кружит,
Крылами мощно воздух рассекает,
Он в каждом доме в музыке звучит,
И с гордостью на гербах восседает.

Величественных инков колыбель,
Чей город Солнца к вечности стремится,
Началом стала дюжине земель -
В них слава предков снова повторится.”

Н. Боев

 

А что вы еще знаете о Южной Америке. Предлагаю заполнить первый столбик таблицы «ЗХУ» и назвать эти факты

А что бы вы еще хотели бы узнать об этом материке (заполняют второй столбик ЗХУ)

Эти знания мы добудем впереди, а пока вернемся в 15 век. В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.

Сообщение ученика об экспедиции Х. Колумба: Четыре экспедиции Христофора Колумба привели к открытию не пути в Индию, а Нового Света. Три корабля «Санта-Мария», «Нинья», «Пинта» с командой 90 человек вышли из испанского города Палос в 1492 году. Во время плавания на кораблях случалась течь, встречный сильный ветер мешал плыть, и безбрежный океан не вселял в моряков оптимизма. Наконец все увидели землю. Это был один из островов в Карибском море. Там Колумб водрузил знамя. Во время второй и третьей экспедиций были открыты другие острова Карибского моря, удалось подойти и исследовать северные берега Южной Америки.

В 1502 году Колумб опять отправился к берегам Нового Света. После длительного пребывания на Ямайке, Колумб вернулся в Испанию. Подводя итоги его плавания ,можно сказать, что Колумб открыл все важнейшие острова Карибского моря, а также два материка- Южную и Северную Америку.

И давайте в первую очередь зададим себе такой вопрос: Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
Первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем “Америка”.
** Но ещё долго материк оставался неизвестной землей. Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа . Результатом его путешествия стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах. ** К изучению природы и населения материка подключились и наши соотечественники - в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

По ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу Капитаны проверяют таблицу

Имя исследователя

Открытие

Дата

Х. Колумб

Северное Пассатное течение, Саргассово море, острова Карибского моря, берега Южной Америки

1492 год

А. Веспуччи

Составил первое описание новых земель.

XV-XVI в.в.

А. Гумбольдт

Изучение природы Южной Америки, создал первую карту материка.

XVIII-XIX в.в.

Н.И.Вавилов.

Установил географические центры древних очагов земледелия и происхождение культурных растений.

1932-1933 г.

2. С сегодняшнего урока вы тоже начнете открывать для себя Южную Америку. Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка.

РАБОТА В ГРУППАХ (выполнение заданий и нанесение на контурную карту)

ОТЧЕТ ГРУПП и нанесение объектов на контурную карту Капитаны проверяют К/К

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Сравнение ГП Африки и Ю.Америки»

Прием «общее - уникальное» - Заполнить столбик ГП «Африка»

Факторы определяющие физико-географическое положение материка.

Название материков.

Вывод о сходстве и различии в географическом положении.

Южная Америка

Африка.

1. По отношению к экватору.

 

 

 

2. По отношению к начальному меридиану.

 

 

 

3. По отношению к другим материкам.

 

 

 

4. По отношению к океанам.

 

 

 

а) Южную Америку также как и Африку пересекает экватор с той лишь разницей что Африку почти посредине, а Южную Америку – в северной части. Из этого следует, что Южная Америка большей своей частью расположена в южном полушарии, а ее меньшая часть расположена в северном полушарии;

б) начальный меридиан пересекает Африку в западной части, следовательно она расположена в западном и восточном полушариях. В отличие от Африки, Южная Америка полностью расположена в западном полушарии, поскольку лежит на западе от нулевого меридиана.

в) Атлантический океан омывает (какие?) восточные берега Южной Америки и (какие?) западные берега Африки. С запада Южную Америку омывают воды Тихого океана.

г. Южная Америка ближе всего расположена к материку Северная Америка. Эти материки соединены между собой Панамским каналом. От других материков: Антарктиды – проливом Дрейка.

 

Капитаны проверяют таблицу

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Кроссворд по теме «ГП Южной Америки» - Капитаны проверяют кроссворд

 

 

 

 

Ю

 

 

 

 

 

 

 

Фроуэрд- это мыс …

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

Каким металлом богат материк?

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

Западный мыс

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

Северный мыс

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

Один из кораблей Колумба.

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

Острова близ материка.

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

Канал, разделяющий два материка.

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

В честь кого назван материк?

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

Пролив

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

Море

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

Первооткрыватель земель

 

 

 

 

А

-

 

 

 

 

 

 

Залив

Сравните свои ответы с правильными:

 

 

 

 

Ю

Ж

Н

Ы

Й

 

 

 

Фроуэрд- это мыс …

 

 

 

 

Ж

Е

Л

Е

З

О

 

 

Каким металлом богат материк?

П

А

Р

И

Н

Ь

Я

С

 

 

 

 

Западный мыс

 

 

 

Г

А

Л

Ь

И

Н

А

С

 

Северный мыс

Н

И

Н

Ь

Я

 

 

 

 

 

 

 

Один из кораблей Колумба.

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

А

Л

А

П

А

Г

О

С

Острова близ материка.

П

А

Н

А

М

С

К

И

Й

 

 

 

Канал, разделяющий два материка.

 

 

 

В

Е

С

П

У

Ч

Ч

И

 

В честь кого назван материк?

 

 

 

Д

Р

Е

Й

К

А

 

 

 

Пролив

 

К

А

Р

И

Б

С

К

О

Е

 

 

Море

 

 

 

 

К

О

Л

У

М

Б

 

 

Первооткрыватель земель

 

 

 

Л

А

-

П

Л

А

Т

А

 

Залив

 

 

Заполнение ЗХУ (что вы сегодня открыли для себя нового об этом материке)

РЕФЛЕКСИЯ (пока капитаны выставляют баллы команде)

Лист самооценки работы в группе

 

да

нет

 

1. Я был активен в группе.

 

 

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

 

 

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы.

 

 

4. Я не отвлекался от основной работы.

 

 

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

 

 

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

 

 

7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

 

 

У каждого из вас есть стикер с вашим именем. Предлагаю нарисовать на нем свое настроение и прикрепить к нашему кораблю следующим образом:

Если вам понравилось путешествие, вы узнали новые факты, хорошо справились с работой – прикрепить стикер к парусам.

Если есть вопросы, что-то не получилось – прикрепить на палубу корабля.

Если много не удалось, вы почти «тонете», то прикрепите в море. И мы будем знать, кому на следующем уроке бросим спасательный круг

 

КАПИТАНЫ ДОКЛАДЫВАТ о РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ИХ ГРУППЫ

КАК вы думаете, достигли ли мы свою цель?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф 26, доп материал о живом мире Америки.


4. Задание для группы № 1: Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.

** Ученики выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. (ПОДПИСАТЬ на контурной карте все линии)

Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

Задание для группы № 2: Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.

Протяженность: с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км; с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км. Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

Задание для группы № 3: Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Отметьте их на контурной карте. Будут ли они как-то влиять на природу материка?

** Выводы: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

Задание для группы № 4: Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

** Выводы: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля, Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата. (Учащиеся делают вывод по своим работам, обмениваются информацией. Учитель помогает сделать правильные умозаключения.)

Опубликовано в группе «Технологическая карта урока.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.