Урок географии «Географическое положение России»

0
0
Материал опубликован 4 February 2016

Урок географии

МБОУ СОШ №35 г.Казань

Тема урока: Географическое положение России.

Цели и задачи:

Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны.

Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.

Сформировать знания о границах РФ.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России , атласы, интерактивная карта, презентация

 

ХОД УРОКА

План характеристики географического положения России:

1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.

2. Крайние точки и их географические координаты.

3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.

4. Размеры территории России.

5. Сухопутные границы. Соседние государства.

6. Морские границы. Соседние государства.

7. Положительные и отрицательные стороны

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

1. Учитель дает определение понятия географическое положение, рассматривают виды географического положения (макро-, мезо-, микро-). С помощью учебника рассмотреть какие виды ГП могут выделяться, записывают основные характеристики.

2. С помощью карты мира сравниваем площадь территорий России с материками. Россия - самое большое государство мира, площадь которого составляет 17,1млн. км. Для сравнения записывают в тетрадь таблицу:

Площади крупнейших государств мира

Государство

Площадь, млн. км 2

Россия

17,1

Канада

9,9

Китай

9,5

США

9,3

Бразилия

8,5

Австралия

7,6

3. Страна расположена в двух частях света: Европе и Азии. Россия расположена в Северном полушарии, на севере её пересекает Северный полярный круг. Российская Федерация расположена в восточном полушарии, но самый восточный полуостров Чукотка находится в западном полушарии.

4. Страна омывается водами трёх океанов: с запада – Атлантического, с севера - Северного Ледовитого, с востока – Тихого. Учащиеся самостоятельно на контурных картах отмечают моря омывающие Россию

5. Крайние точки России. С помощью атласа России учащиеся определяют координаты крайних точек:

крайняя северная точка – мыс Челюскин 77°43 ́ с.ш.105°в.д.,

островная -мыс Флигели,

крайняя южная точка – г.Базардюзю 41°11 ́с.ш. 48°в.д.,

западная – Балтийская коса Гданьского залива 55°с.ш 19°38 ́в.д.,

восточная – мыс Дежнёва 65°с.ш.170°з.д.,

островная – на острове Ратманова.

Для сильных учеников можно дать дополнительное задание определить протяжённость России с севера на юг: 70°в.д. - 74°-37°=37°, 37*111=4107км. Протяжённость по Северному полярному кругу с запада на восток (180°- 30°)+(180°-170°)=160°; 160*50=8000км.

6. Границы России. Учитель дает определение понятия «государственная граница», ученики записывают его в тетрадь.

Государственная граница - это линия, определяющая пределы государственной территории.

Протяженность границ России - почти 61 тыс. км. Западная и южная границы преимущественно сухопутные, а северная и восточная - морские.

Пользуясь картой атласа «Географическое положение России» (с. 2 - 3), школьники самостоятельно наносят границы России, определяют соседей и надписывают их названия).

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что с некоторыми государствами Россия имеет морские границы. Здесь же необходимо дать определение понятия «территориальные воды», которое также записывается в тетрадь.

Территориальные воды - это морские воды, примыкающие к сухопутной территории государства и входящие в его состав. Ширина территориальных вод составляет 12 миль (или 22,2 км).

7. Учителем рассказывается основные особенности границ РФ (или прослушивается доклад ответчика).

Западная граница начинается она в Баренцевом море к западу от полуострова Рыбачий и идет вдоль западной окраины Кольского полуострова. Здесь проходит граница с Норвегией южнее ее сменяет граница с Финляндией, следующая до Финского залива Балтийского моря. Между Финским заливам и Азовским морем Россия граничит с Эстонией, Латвией, Белоруссией и Украиной. От Таганрогского залива Азовского моря западная граница пересекает акваторию Азовского моря, заканчиваясь в Керченском проливе. Далеко на западе выдвинута Калининградская область.

Южная граница следует вначале от Керченского пролива по Черному морю вдоль 12- мильной зоны территориальных вод, а затем у Адлера поднимается в горы и по Водораздельному хребту Большого Кавказа отделяют Россию от Грузии и Азербайджана. От дельты Волги и от Алтайских гор она дугой огибает Казахстан. Затем граничит с Монголией, Китаем и Кореей, выходя на побережье Японского моря.

Восточная граница идет по побережью морей Тихого океана здесь соседи Япония и США.

От японского острова Хоккайдо российские острова Сахалин и Курильские отделены проливами Лаперуза и Кунаширским. В Беринговом проливе граница между Россией и США проходит по узкому проливу 5 км. Между островом Ратманов и принадлежащим США островами Крузенштерн.

На севере выделяется Российский сектор Арктики. Его границы проводятся по меридианам острова Ратманова и северной точки российско-норвежской границы вплоть до Северного полюса. Условлено, что морские границы государств, в том числе и России, проходят на расстоянии 12миль (или 22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная экономическая зона, а потом открытое море.

8. Учителем создается мозговой шторм, учащиеся оценивают положительные и отрицательные черты географическое положение России:

Положительные черты:

А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.

В) расположение большей части страны в умеренных широтах.

Отрицательные черты:

А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).

В) огромная территория требует больших транспортных расходов.

3. Закрепление.

- Какова площадь территории России?

- Назовите крайнюю северную материковую точку?

- С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

- Какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?

- С какими государствами у России только морские границы?

- Какое государство-сосед находится к нам ближе всех?

- С какими непризнанными государствами граничит Россия?

- Сколько морей омывает территорию России?

Домашнее задание: § 1,2, доделать контурную карту, учить соседей 1 порядка

Комментарии
Комментариев пока нет.