Урок географии «Географическое положение России»
Урок географии
МБОУ СОШ №35 г.Казань
Тема урока: Географическое положение России.
Цели и задачи:
Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны.
Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.
Сформировать знания о границах РФ.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России , атласы, интерактивная карта, презентация
ХОД УРОКА
План характеристики географического положения России:
1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.
2. Крайние точки и их географические координаты.
3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.
4. Размеры территории России.
5. Сухопутные границы. Соседние государства.
6. Морские границы. Соседние государства.
7. Положительные и отрицательные стороны
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала
1. Учитель дает определение понятия географическое положение, рассматривают виды географического положения (макро-, мезо-, микро-). С помощью учебника рассмотреть какие виды ГП могут выделяться, записывают основные характеристики.
2. С помощью карты мира сравниваем площадь территорий России с материками. Россия - самое большое государство мира, площадь которого составляет 17,1млн. км. Для сравнения записывают в тетрадь таблицу:
Площади крупнейших государств мира
Государство |
Площадь, млн. км 2 |
Россия |
17,1 |
Канада |
9,9 |
Китай |
9,5 |
США |
9,3 |
Бразилия |
8,5 |
Австралия |
7,6 |
3. Страна расположена в двух частях света: Европе и Азии. Россия расположена в Северном полушарии, на севере её пересекает Северный полярный круг. Российская Федерация расположена в восточном полушарии, но самый восточный полуостров Чукотка находится в западном полушарии.
4. Страна омывается водами трёх океанов: с запада – Атлантического, с севера - Северного Ледовитого, с востока – Тихого. Учащиеся самостоятельно на контурных картах отмечают моря омывающие Россию
5. Крайние точки России. С помощью атласа России учащиеся определяют координаты крайних точек:
крайняя северная точка – мыс Челюскин 77°43 ́ с.ш.105°в.д.,
островная -мыс Флигели,
крайняя южная точка – г.Базардюзю 41°11 ́с.ш. 48°в.д.,
западная – Балтийская коса Гданьского залива 55°с.ш 19°38 ́в.д.,
восточная – мыс Дежнёва 65°с.ш.170°з.д.,
островная – на острове Ратманова.
Для сильных учеников можно дать дополнительное задание определить протяжённость России с севера на юг: 70°в.д. - 74°-37°=37°, 37*111=4107км. Протяжённость по Северному полярному кругу с запада на восток (180°- 30°)+(180°-170°)=160°; 160*50=8000км.
6. Границы России. Учитель дает определение понятия «государственная граница», ученики записывают его в тетрадь.
Государственная граница - это линия, определяющая пределы государственной территории.
Протяженность границ России - почти 61 тыс. км. Западная и южная границы преимущественно сухопутные, а северная и восточная - морские.
Пользуясь картой атласа «Географическое положение России» (с. 2 - 3), школьники самостоятельно наносят границы России, определяют соседей и надписывают их названия).
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что с некоторыми государствами Россия имеет морские границы. Здесь же необходимо дать определение понятия «территориальные воды», которое также записывается в тетрадь.
Территориальные воды - это морские воды, примыкающие к сухопутной территории государства и входящие в его состав. Ширина территориальных вод составляет 12 миль (или 22,2 км).
7. Учителем рассказывается основные особенности границ РФ (или прослушивается доклад ответчика).
Западная граница начинается она в Баренцевом море к западу от полуострова Рыбачий и идет вдоль западной окраины Кольского полуострова. Здесь проходит граница с Норвегией южнее ее сменяет граница с Финляндией, следующая до Финского залива Балтийского моря. Между Финским заливам и Азовским морем Россия граничит с Эстонией, Латвией, Белоруссией и Украиной. От Таганрогского залива Азовского моря западная граница пересекает акваторию Азовского моря, заканчиваясь в Керченском проливе. Далеко на западе выдвинута Калининградская область.
Южная граница следует вначале от Керченского пролива по Черному морю вдоль 12- мильной зоны территориальных вод, а затем у Адлера поднимается в горы и по Водораздельному хребту Большого Кавказа отделяют Россию от Грузии и Азербайджана. От дельты Волги и от Алтайских гор она дугой огибает Казахстан. Затем граничит с Монголией, Китаем и Кореей, выходя на побережье Японского моря.
Восточная граница идет по побережью морей Тихого океана здесь соседи Япония и США.
От японского острова Хоккайдо российские острова Сахалин и Курильские отделены проливами Лаперуза и Кунаширским. В Беринговом проливе граница между Россией и США проходит по узкому проливу 5 км. Между островом Ратманов и принадлежащим США островами Крузенштерн.
На севере выделяется Российский сектор Арктики. Его границы проводятся по меридианам острова Ратманова и северной точки российско-норвежской границы вплоть до Северного полюса. Условлено, что морские границы государств, в том числе и России, проходят на расстоянии 12миль (или 22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная экономическая зона, а потом открытое море.
8. Учителем создается мозговой шторм, учащиеся оценивают положительные и отрицательные черты географическое положение России:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
3. Закрепление.
- Какова площадь территории России?
- Назовите крайнюю северную материковую точку?
- С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?
- Какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?
- С какими государствами у России только морские границы?
- Какое государство-сосед находится к нам ближе всех?
- С какими непризнанными государствами граничит Россия?
- Сколько морей омывает территорию России?
Домашнее задание: § 1,2, доделать контурную карту, учить соседей 1 порядка