Урок географии в 8 классе: «Климат Иркутской области»

0
0
Материал опубликован 9 April 2016

Урок географии Иркутской области в 8 классе.

Тема : Климат Иркутской области.

Цель: раскрыть зависимость климата от зональных факторов ( количества солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, циркуляции атмосферы).

Задачи:

1.Закрепить знания обучающихся об основных закономерностях климата, о его разнообразии, о роли и значении климата в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

2. Продолжить формирование навыков работы с климатическими картами.

3. Систематизировать знания обучающихся о неблагоприятных климатических явлениях, об экологических проблемах и мерах по поддержанию чистоты воздуха.

4. Продолжить формирование у обучающихся чувства ответственности за будущее своей области.

Оборудование: атлас Иркутской области, климатическая карта России, карта Иркутской области.

Ход урока:

I Орг. Момент

II. Актуализация знаний.

Существует легенда Бес Кунак. Послушайте её.

Однажды, солнечным апрельским утром, решили пять (бес) мужчин (кунаков) поехать в гости в соседний аул. Снег весь уже растаял, земля покрылась золотисто-зеленоватым ковром травы, на деревьях набухли почки, а в небе радостно щебетали птицы. Но вдруг, на середине пути, их настигла снежная буря. Порывы ветра достигали огромной скорости, снег слепил глаза, видимость была нулевая. Путники сбились с пути, а ночью замёрзли и умерли. Через несколько дней лошади вернулись в родной аул, и люди поняли, что случилась беда.

Много с тех пор лет прошло, и народ заметил, что такая картина в погоде весны повторяется постоянно: около 14 апреля каждый год, на уже зазеленевшую землю вновь падает снег. Непогода длится примерно 5 дней. Первых три дня может быть буран и мороз, а в четвёртый и пятый день всё в природе восстанавливается: снег тает, воздух теплеет. Народная примета гласит, что чем жёстче проходит Бес Кунак, тем теплее, дождливее - а значит урожайней будет лето. Если Бес Кунак проходит вяло - значит, жди холодного, сухого, неурожайного лета.

А ещё в это время бабушки гадают на бобах. В тарелку с водой кладут 12 бобов или фасоли, по числу месяцев в году. И смотрят - какой быстрей набухнет. Значит. Этот месяц будет дождливым. И наоборот.

А теперь попрошу вас ответить на вопрос:

Объясните с научной точки зрения всё, что описано в легенде.

(в легенде описаны элементы климата.)

Тема нашего урока – «Климат Иркутской области»

III Изучение новой темы.

В течение всего урока мы будем заполнять интеллект – карту по этой теме. В конце урока у нас должен получиться определенный результат (См. Приложение)

Дайте определение климата.

- Давайте вспомним, от каких факторов зависит климат?

На доске написаны факторы, выберете из них климатообразующие:

Уровень солнечной радиации

Географическая широта местности

Движение воздушных масс

Выветривание

Рельеф

Состав горных пород

Близость океанов

Течения

Высота местности над уровнем моря

Эрозия почв

Антропогенное воздействие

- Объясните влияние каждого фактора на климат области.

- По карте России определите тип климата Иркутской области. Назовите особенности этого типа климата.

- Проанализируйте карту климата (атлас стр. 20-21). Проследите, как изменяются изотермы января и июля по территории области. Заполните таблицу и сделайте выводы.

Табл. №1. Амплитуда температур

Пункты

Мин. января

Макс. июля

Амплитуда

1

Ербогачён

     

2

Бодайбо

     

3

Усть-Кут

     

4

Братск

     

5

Тайшет

     

6

Иркутск

     

7

Слюдянка

     

8

Хужир

     


 

Объясните причины различий амплитуд температур по пунктам.

- Почему температура изменяется с севера на юг ? (географическая широта)

-Какие еще факторы оказывают влияние на зимнюю погоду? (Азиатский антициклон)

- Какую погоду он приносит? ( Морозную, ясную, без осадков)

- Определите среднегодовое количество осадков в области (атлас стр. 20).

Выявите территории с:

максимальным

минимальным количеством осадков.

- Объясните причины различий.

-Проанализируйте графики количества осадков по учебнику стр. 36-39. В какое время года выпадает наибольшее количество осадков?

- По атласу стр. 21 определите преобладающее количество ветров для следующих пунктов:

Тайшет

Ербогачен

Хужир

Иркутск

Сарма

-Объясните, почему в Иркутске преобладают ветры С-З и Ю-В направлений?

- Какие климатические явления оказывают влияние на жизнь и деятельность человека? (ветер, давление, температура, заморозки, засухи, паводки)

- На какие отрасли хозяйства климат оказывает наибольшее влияние? (транспорт, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых)

-Вспомните, как называются ресурсы, обеспечивающие с/х производство. (агроклиматические)

- Какие районы Иркутской области наиболее благоприятны для занятия сельским хозяйством?

-Какие меры по повышению чистоты воздуха проводятся в нашем городе?

IV Закрепление.

1.По приведенным данным максимальных и минимальных температур определи пункт с более континентальным климатом:

Преображенка – (-59º, +36º)

Сарма-(-44º,+32º)

Тулун-(-51º,+35º)

2.На какие отрасли хозяйства климат оказывает наибольшее влияние:

А)добыча полезных ископаемых

Б) транспорт

В) сельское хозяйство

3.Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство, называют …………….ресурсами.

4.Агроклиматические условия Иркутской области позволяют выращивать: ячмень, овес, картофель. Виноград, пшеницу. Зачеркни «белую ворону».

В течение всего урока мы составляли интеллект – карту. Давайте обобщим знания, которые мы получили, используя карту.

V Итог урока. Выставление оценок

VI. Домашнее задание.

Прочитать стр. 32-45.

Творческое задание: местные приметы погоды, изменение самочувствия людей при резких переменах погоды .Подготовить сообщение об основных загрязнителях на территории города.

 

Приложение:                                

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1460210533.doc (приложение)
Комментарии
Комментариев пока нет.