12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Асадулина Анжелика Наиловна85
учитель географии МБОУ Головинская ООШ
Россия, Иркутская обл., село Головинское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Головинская основная общеобразовательная школа

 

«Рассмотрено»

на МО учителей

естественно – математического цикла

Руководитель МО

______ (Н.В. Тюпина)

Протокол №___

от «____»________ 2022 г.

«Согласовано»

Зам. директора

________ (Л.Н.Сарапулова)

«____»___________ 2022 г.

«Утверждаю»

Директор

________ (К.Л.Дамбуева)

«____»___________ 2022 г.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Рабочая программа учебного предмета

ГЕОГРАФИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

для 8 класса


 

Учитель: Асадулина Анжелика Наиловна,

I квалификационная категория


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 – 2023 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Географии Иркутской области» составлена на основе программы курса «География Иркутской области» и информационных материалов. – Иркутск, 2011.:

Курс "География Иркутской области" введен в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается "Физическая география Иркутской области" (17 часов), в 9 классе "Экономическая география Иркутской области" (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.

Цель курса "География Иркутской области" - дать учащимся комплек­те представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием Бояркин В.М., атласом "Иркутск и Иркутская область" и «Рабочей тетрадью" .

В программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифферен­цированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии.

В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследоватеьских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использованием Интернет технологий.

Содержание программы курса «География Иркутской области»

Физическая география Иркутской области (17 часов)

Введение (1 час)

Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических зна­ний - учебное пособие, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литерату­ра, материалы средств массовой информации. Положение своего насе­ленного пункта на карте области.

Творческие задания

Подбор научно-художественных произведений о своём крае (стихи, песни, книги, открытки, рисунки) - оформление выставки "Край родной навек любимый".

Тема 1: Территория, границы, географическое положение (1 час)

Иркутская область на картах мира, Евразии. России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные (природные) и административные границы. Величина территории.

Практическая работа № 1:

Отметить на карте границы области, ее крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населенный пункт.

Тема 2: История исследования территории области (2 часа)

в. - век землепроходцев и основание острогов. П. Пянда, В. Бугор, К.Иванов, Я. Похабов, Е. Хабаров и др.

в. - начало научных исследований территории области (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги.)

ХIХ в.- учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф. Миддендорф, П.А. Кропоткин, И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, В.А. Обручев.

XX в.- Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных ученых - М.М. Кожов, В.А. Кротов, Г.И. Галазий, В.Б Сочава, В.В. Воробьев.

Творческое задание:

Сообщения об ученых-исследователях Иркутской области.

Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые (2 часа)

Основные структуры земной коры - платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размеще­ния. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального ис­пользования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, воз­никающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.

Практическая работа № 2:

1. Изучить по картам (атлас, с. 13-21) геологическое строение, текто­
нические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на
карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золота, соли, слюды,
подписать названия месторождений.

2. Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей
местности.

Творческое задание:

Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды моей местности.

Тема 4: Рельеф (1 часа)

Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа № 3

1. Изучить по физической карте (атлас, с. 18) формы рельефа области.
нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности.

2. Составить описание рельефа своей местности, показать его влия-
ние на хозяйственную деятельность человека - размещение полей, пашни и огородов, постройку жилищ, прокладку дорог и т.п.

Тема 5: Климат (2 часа)

Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления (суровость, летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека.

Творческие задания:

Местные приметы погоды, изменения самочувствия людей при резких переменах погоды.

Загрязнение воздуха на территории своего района (по данным метеостанции, сообщениям радио).

Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота (2 часа)

Разнообразие и богатство вод области.

Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети - Ангары, Лены, Нижней Тунгуски.

Озера и водохранилища.

Байкал - уникальный водоём планеты.

Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды свое местности. Многолетняя мерзлота.

Творческие задания:

Подобрать стихи, песни, легенды, образные выражения о Байкале

Проблема качественной питьевой воды в области, меры по охране вод

Тема 7: Почвы (1 час)

Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы тайги, "островных" лесостепей и степей, горных территорий. Почвенно-земельные ресурсы области и их охрана. Почвы своей местности.

Практическая работа № 4:

Знакомство с почвенной картой (атлас, с. 27).

Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, в поле.

Тема 8: Растительность (1 час)

Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. "Островные" лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. При­чины появления "островной" растительности.

Вертикальная поясность.

Растительные ресурсы области, их охрана и использование. "Красная книга" Иркутской области.

Творческие задания:

1. Составить описание растительности своей местности.

2. Использование даров природы местным населением (описания, рассказы, выставки).

Тема 9: Животный мир (1 час)

Разнообразие животного мира области. Видовой состав.

Охотничье-промысловые ресурсы области. Проблема охраны живот­ных. "Красная книга" Иркутской области.

Творческие задания:

1. Животный мир своей местности.

2. Дать описание одного из полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний по биологии.

Тема 10: Природно-территориальные комплексы и охрана природы (1час)

Природно-территориальные комплексы тайги, "островных" лесостепеи и степей, горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов. Охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники. Памятник мирового наследия - оз.Байкал.

Практическая работа № 5

1. Знакомство с картами физико-географического районирования (атлас. с. 29) и экологических условий (атлас, с. 30-32), с видами загрязнений.

2. Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на здоровье местного населения.

Тема 11: Природа «малой родины» (1 часа)

Название административного района, центра, своего населённого пункта

Топонимическое значение этих названий.

Географическое положение на карте области. Координаты. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния и его влияние на здоровье человека.

Творческие задания:

1. На гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя. Изобразите герб своего административного центра или своего населённого пункта.

2. Ваше представление о будущем города (села, района, области) и ваше участие в жизни и преобразовании родного края.

Контрольная работа за курс «Физической географии Иркутской области» (1 час)

 

Социально экономическая география Иркутской области (17 часов)

Тема 1: Экономико-географическое положение (2 часа)

Площадь территории области. Сравнение ее с размерами других субъ­ектов РФ и зарубежных стран.

Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влия­ние ЭГП на развитие экономики.

Административно-территориальное устройство области.

Практическая работа № 1

Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.

Обозначение на контурной карте границ области и ее администра­тивных районов.

Тема 2: История освоения территории области (2 часа)

Исторические периоды освоения территории:

I - до начала XVII в. - кочевание местных племен бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов);

II - XVII-середина XVIII вв. - хозяйственное освоение русскими терри­тории Прибайкалья;

- середина XVIII-начало XIX вв. - развитие хозяйства под воздействием Сибирского (Московского) тракта;

- 1840-1900 гг. - отмена крепостного права, золотодобыча и ее воз­действие на экономику Иркутской губернии;

-1900-1917 гг. - строительство транссибирской железнодорожной магистрали, перестройка хозяйства области под ее влиянием;

- советский - формирование области в современных границах, коллективизация, индустриализация экономики и связанные с этим осо­бенности ее развития;

VII - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, разгосударствле­
ние собственности, создание новых форм организации производства.

Творческое задание:

Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области извест­ными писателями, поэтами, учеными.

Тема 3: Население Иркутской области (4 часа)

Динамика численности населения (перепись населения). Источники ее изменения - естественное движение и миграция.

Возрастно-половая структура (особенности, сравнение с показателя­ми по РФ, Центральной и Южной России). Национальный состав населе­ния. Рынок труда.

Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урба­низация, ее региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.

Практическая работа № 2

1. Проведите социологическое исследование:

а) Узнайте, сколько детей в семьях Ваших родных, знакомых, соседей,
друзей (10 семей). Результаты отразите в столбчатой диаграмме.

б) Выясните, сколько детей было у Вашей бабушки, прабабушки,
прапрабабушки; сравните с Вашей семьей, постойте график.

в) Выясните, где проживали Ваши родственники (в сельской, городской
местности); повлияла ли городская среда на изменение числа детей в семье?

г) Сделайте вывод на основании анализа графиков: идет ли сокраще­
ние детности семьи. Укажите причины.

Тема 4: Природно-ресурсный потенциал области (2 час)

Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их за­пасы и различия по территории.

Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы. Особенности их размеще­ния и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы ра­ционального использования природных ресурсов.

Творческое задание:

Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: и) существующих; б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целе­сообразность их эксплуатации.

Относятся ли к Иркутской области пророческие слова Д.И. Менделе­ева, высказанные им в начале XX в: "Откуда происходит наша бед­ность?... Это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичны­ми промыслами". Докажите это положение.

Добывающая промышленность области находится в критическом состоянии из-за ряда причин: отсутствие средств на развитие данной капиталоёмкой отрасли, уменьшение спроса на сырьё и др. Как вы счи­таете целесообразно поступить в данной ситуации:

а) законсервировать месторождение для лучших времён;

б) изыскать средства любым путём и вложить их в развитие добываю­
щей промышленности;

в) привлечь иностранный капитал для совместных разработок;

г) полностью отдать месторождение на определённый срок иностранным
кампаниям, получив средства для решения других проблем области?

Определите свою позицию и обоснуйте правильность её выбора.

Тема 5: Хозяйство Иркутской области (5 часов).

Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства. Особенности развития в условиях становления рыночных отноше­ний. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности.

Главная отрасль народного хозяйства - промышленность. Структура промышленного производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лес­ной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической про­мышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.

Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйствен­ные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растение­водства и животноводства. Сельскохозяйственные районы их специализа­ция. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области. Оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду.

Транспорт. Виды транспорта, получившие развитие в области. Густо­та транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, грузо­оборота и пассажирооборота по видам транспорта. Характеристика ви­дов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.

Практическая работа № 3

1.Какие виды транспорта можно выбрать, путешествуя из Иркутска в
Тайшет, Качуг, Балаганск, Ербогачен, Братск. Какой из городов имеет
наилучшую транспортную доступность и почему?

Какие проекты создания транспортных магистралей на севере облас­ти Вы могли бы предложить. Аргументируйте ответ.

Тема 6: Внешние экономические связи области (1 час)

Внешние экономические связи - результат географического разделе­ния труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом об­мене - естественно-географические (богатство природно-ресурсного по­тенциала) и экономические (эффективность производства отдельных видов продукции, потребность в продукции), сдерживающий фактор -неблагоприятные транспортно-географические условия. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические свя­зи со странами СНГ и Балтии, со странами дальнего зарубежья.

Практическая работа № 4:

1. Проанализировать статистические материалы по внешней торгов­
ле области:

а) вычислить удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте за
1995 и 2009 гг. Выявить особенности его изменений.

б) Составить круговую диаграмму Товарная структура экспорта и им­
порта области". Определить самый значимый товар (по стоимости) в
экспорте и импорте.

в) С какими странами область имеет тесные внешнеэкономические связи.

Тема7: Контрольная работа за курс «Социально - экономическая география Иркутской области» (1 час)

Календарно – тематическое планирование

«Физическая география Иркутской области»

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Практические работы и творческие задания

Дата

План

Факт

1

Введение.

1

Творческие задания

1. Подбор научно-художественных произведений о своём крае (стихи, песни, книги, открытки, рисунки) - оформление выставки "Край родной навек любимый".

 

 

2

Территория, границы, географическое положение. Тест по теме «Географическое положение»

1

Практическая работа № 1

Отметить на карте границы области, ее крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населенный пункт.

 

 

3 - 4

История исследования территории области.

2

Творческое задание:

Сообщения об ученых-исследователях Иркутской области.

 

 

 

5 - 6

Геологическое строение и полезные ископаемые

2

Практическая работа № 2:

1. Изучить по картам (атлас, с. 13-21) геологическое строение, текто­нические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на
карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золота, соли, слюды, подписать названия месторождений.

2. Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей местности.

Творческое задание:

Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды моей местности.

 

 

7

Рельеф

1

Практическая работа № 3

1. Изучить по физической карте (атлас, с. 18) формы рельефа области, нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности.

2. Составить описание рельефа своей местности, показать его влияние на хозяйственную деятельность человека - размещение полей, пашни и огородов, постройку жилищ, прокладку дорог и т.п.

 

 

8 - 9

Климат

2

Творческие задания:

1.Местные приметы погоды, изменения самочувствия людей при резких переменах погоды.

2.Загрязнение воздуха на территории своего района (по данным метеостанции, сообщениям радио).

 

 

10

Внутренние воды и водные ресурсы.

1

Творческие задания:

1.Подобрать стихи, песни, легенды, образные выражения о Байкале

2.Проблема качественной питьевой воды в области, меры по охране вод.

 

 

11

Многолетняя мерзлота. Тест по теме «Климат и внутренние воды»

1

 

 

 

12

Почвы

1

Практическая работа № 4

1.Знакомство с почвенной картой (атлас, с. 27).

2.Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, в поле.

 

 

13

Растительность

1

Творческие задания:

1.Составить описание растительности своей местности.

2. Использование даров природы местным населением (описания, рассказы, выставки).

 

 

14

Животный мир

1

Творческие задания:

1. Животный мир своей местности.

2. Дать описание одного из полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний по биологии.

 

 

15

Природно-территориальные комплексы и охрана природы

1

Практическая работа № 5

1. Знакомство с картами физико-географического районирования (атлас. с. 29) и экологических условий (атлас, с. 30-32), с видами загрязнений.

2. Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на здоровье местного населения.

 

 

16

Природа «малой родины»

1

Творческие задания:

1. На гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя. Изобразите герб своего административного центра или своего населённого пункта.

2. Ваше представление о будущем города (села, района, области) и ваше участие в жизни и преобразовании родного края.

 

 

17

Контрольная работа за курс «Физическая география Иркутской области»

1

 

 

 

 

Социально - экономическая география Иркутской области (17 часов)

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Практические работы и творческие задания

Дата

План

Факт

1

Экономико -географическое положение Иркутской области

1

 

Практическая работа № 1

1.Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.

2.Обозначение на контурной карте границ области и ее администра­тивных районов.

 

 

2

Политико-административное устройство

1

 

 

3-4

История освоения территории области

2

Творческое задание:

Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области извест­ными писателями, поэтами, учеными.

 

 

 

5

Население Иркутской области, состав.

1

Практическая работа № 2

1. Проведите социологическое исследование:

а) Узнайте, сколько детей в семьях Ваших родных, знакомых, соседей,
друзей (10 семей). Результаты отразите в столбчатой диаграмме.

б) Выясните, сколько детей было у Вашей бабушки, прабабушки,
прапрабабушки; сравните с Вашей семьей, постойте график.

в) Выясните, где проживали Ваши родственники (в сельской, городской
местности); повлияла ли городская среда на изменение числа детей в семье?

г) Сделайте вывод на основании анализа графиков: идет ли сокраще­
ние детности семьи. Укажите причины.

 

 

6

Демографическая ситуация, миграции.

1

 

 

7

Национальный состав. Рынок труда.

1

 

 

 

8

Урба­низация, ее региональные особенности. Плотность населения. Тест по теме «Население Иркутской области»

1

 

 

 

9-10

Природно-ресурсный потенциал области

2

Творческое задание:

1.Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: и) существующих; б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целе­сообразность их эксплуатации.

2.Относятся ли к Иркутской области пророческие слова Д.И. Менделе­ева, высказанные им в начале XX в: "Откуда происходит наша бед­ность?... Это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичны­ми промыслами". Докажите это положение.

3.Добывающая промышленность области находится в критическом состоянии из-за ряда причин: отсутствие средств на развитие данной капиталоёмкой отрасли, уменьшение спроса на сырьё и др. Как вы счи­таете целесообразно поступить в данной ситуации:

а) законсервировать месторождение для лучших времён;

б) изыскать средства любым путём и вложить их в развитие добываю­
щей промышленности;

в) привлечь иностранный капитал для совместных разработок;

г) полностью отдать месторождение на определённый срок иностранным
кампаниям, получив средства для решения других проблем области?

Определите свою позицию и обоснуйте правильность её выбора.

 

 

11

Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства.

1

 

 

 

12

Топливно-энергетический комплекс.

1

 

 

 

13

Машиностроительнай и металлообрабатывающий комплекс

1

 

 

 

14

География сельского хозяйства. Тест по теме «Экономика Иркутской области»

1

 

 

 

15

География транспорта

1

Практическая работа № 3

1.Какие виды транспорта можно выбрать, путешествуя из Иркутска в
Тайшет, Качуг, Балаганск, Ербогачен, Братск. Какой из городов имеет
наилучшую транспортную доступность и почему?

Какие проекты создания транспортных магистралей на севере облас­ти Вы могли бы предложить. Аргументируйте ответ.

 

 

16

Внешние экономические связи области

1

Практическая работа № 4:

Проанализировать статистические материалы по внешней торгов­
ле области:

а) вычислить удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте за
1995 и 2009 гг. Выявить особенности его изменений.

б) Составить круговую диаграмму Товарная структура экспорта и им­
порта области". Определить самый значимый товар (по стоимости) в
экспорте и импорте.

в) С какими странами область имеет тесные внешнеэкономические связи.

 

 

17

Контрольная работа за курс «Социально - экономическая география Иркутской области»

1

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать: особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных ее районов; историю исследования и этапы хозяйственного освоения; влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов, хозяйственную их оценку и рациональное использование; экологическую ситуацию области; численность населе­ния и источники его формирования (естественное движение, миграция); особенности возрастно-половой структуры населения, особеннос­ти расселения и урбанизации; национальный и религиозный состав; особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской об­ласти; различие предприятий по формам собственности; проблемы раз­вития экономики; специализирующие производства, обеспеченность их сырьем; факторы размещения производства, внешние экономические связи области.

Уметь: читать и анализировать картографические (диаграмма, графики) и статистические материалы; описывать и характеризировать ЭГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на кон­турной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ис­копаемых, внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производ­ства, устанавливать причинно-следственные связи в системе "общест­во-природа" на основе анализа разных тематических карт; прогнозиро­вать перспективы социально-экономического развития области и по­следствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжи­ровать и анализировать статистические материалы.

Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полез­ных ископаемых в связи с геологическим строением территории; влия­ние природно-климатических факторов на специализацию сельскохо­зяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах облас­ти, влияние природных и социально-исторических факторов на разви­тие и размещение отраслей хозяйства.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний по географии

 

Оценка знаний учащихся

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.

Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Отметка «1» - полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог отоветить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка умения работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.

 

Врезка1

Уровни развития умений

Форма проявления

Показатели сформированности умений выполнять практическую работу

 

Отметка «5»

Действия наибольшей сложности, требующие большой самостоятельности в процессе выполнения любого вида работы.

Овладение всеми видами работы (практическая - подбор источников информации, их анализ и сопоставление, демонстрационная, мыленная). Осознание цели работы (изучена инструкция или условия задания, установлен порядок работы, правильно отобраны источники информации). Цель работы достигнута. Установлены необходимые взаимосвязи при проведении работы и отражены в выводе. Оформление работы (устное, письменное и «мысленное») в различных сочетаниях, с практическими действиями осуществлено правильно, полно, т.е. без существенных ошибок.

 

 

Отметка «4»

Неполнота выполнения и оформления работы.

Овладение умениями выполнять практические задания и отдельные виды работы. Взаимосвязь между проведением работы и формулированием выводов осуществлены правильно. Допустимо относительно неполное оформление работы и незначительные ошибки в ходе работы.

 

 

Отметка «3»

Возможно допущение отдельных существенных ошибок в ходе работы, в ее оформлении.

Овладение только умениями выполнять подбор источников информации. Взаимосвязь при выполнении отбора и выводами выявлена неполно. Допущены существенные ошибки в ходе работы и незначительные ошибки в оформлении работы.

 

 

Отметка «2»

Отсутствие практических умений

проявляется в несамостоятельности действий, наличии существенных практических и логических ошибок. При этом без посторонней помощи цель работы не достигается.

Неумение выполнять даже работу по подбору источников информации. Допущены логические ошибки в ходе практической работы. Цель работы не достигнута. Неумение оформить работу без помощи учителя.

 

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка - оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

 

Список литературы

Иркутск и Иркутская область. Атлас географический. Иркутск ФГУП "ВостСибАГП", 2013.

Савченко Н.Д., Леонтьева А.С. Физическая и социально - экономическая география Иркутской области. Рабочая тетрадь. Иркутск: "ИД "Сарма", 2013.

Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология). - Иркутск: "ИД "Сарма", 2013.

 

Дополнительная литература

1. Озеро Байкал. Прошлое, настоящее, будущее, 2010.

Редкие животные Иркутской области. Наземные позвоночные Ред В.Д. Сонин. - Иркутск: Ред.-изд. Центр ГП "Облинформпечать", 2010.

жНациональный состав населения по Иркутской области, включа Усть-Ордынский бурятский автономный округ./Ст.сб. -Иркутск: Иркутскстат, 2011

Регионы России. Основные характеристики суъектов РФ. – М. Росстат, 2009

Административно-территориальное деление и численноть населения Иркутской области по полу и возрасту. – Иркутск: Иркутскстат, 2010

Лесной комплекс Иркутской области. Вчера, сегодня, завтра. . – Иркутск: Иркутскстат, 2010

32. Транспорт и связь Иркутской области. - Иркутск: Иркутскстат 2010.

Промышленное производство Иркутской области. . – Иркутск: Иркутскстат 2010

Миграция населения. – Иркутск: Иркутскстат 2010

Гольдфарб С. Весь Иркутск. Рассказы из истории города/ С. Гольдфарб. Иркутск: Вост – Сиб. кн. изд-во.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.