Урок-конференция по теме «География мировых религий» (10 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Смоленска
Урок - конференция в 10-м классе по теме "География мировых религий"Работу выполнила: Романова Ирина Евгеньевна, учитель географии
МБОУ СОШ № 5 города Смоленска
Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку и во внеклассной работе по предмету.
Смоленск 2011
Учебно-воспитательные задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями – мировые религии, особенностями традиций и географией мировых религий: христианства, ислама и буддизма;
- сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей;
- развивать умение работать в группах с дополнительной информацией, применять в работе ИКТ – технологии, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес к географии;
- воспитывать толерантное отношение к людям другой веры, другой
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма урока – урок-конференция.
Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, групповая (опережающее домашнее задание, выполнение презентаций - проектов).
Оборудование: мультимедийное оборудование”, карта “Религии мира», контурные карты (в ходе урока учащиеся наносят территории распространения религий мира.
Ход урока
I. Организационный момент (сообщение учителем темы, задач урока, представление участников конференции: группа учащихся исламистов, буддистов, христиан и представителей церкви, духовенства. Все представители одеты в соответствующую своей религии одежду).
II. Изучение нового материала.
Ученик:
«Был на Земле один язык и одно наречие в далекие времена, жили все одной большой семьей. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но Богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны.»
Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, страдание, о том, что чужой боли не бывает…
Учитель:
Презентация 1. Слово "религия" встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.
В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.
Религия - это и политика. Крестоносцы с именем бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.
Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Существуют три мировые религии. Это христианство, буддизм и ислам.
Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание, школьное образование, многие другие сферы жизни. Это относится и к бывшим социалистическим странам, в которых после развала социалистической системы начался "религиозный бум". Не менее, если не более, велико влияние религии в развивающихся странах, где общий культурный и образовательный уровень обычно ниже. Вот почему знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности.
Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Так, в мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли сельского хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии иногда сказывается на характере одежды и расцветке тканей, выпускаемых текстильной промышленностью. Религиозные традиции (особенно исламские) находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т. д.
Вопрос к учащимся:
Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран.
Примеры:
Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную
окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.
Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны
религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.
Принадлежность к той или иной религии определяет
социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.
Вывод: влияние религии на общественную жизнь современного мира велико и необходимо больше знать о религии и сути религиозных учений.
Учитель: Знакомиться с мировыми религиями мы будем по плану:
История возникновения и время зарождения религии.
Количество верующих.
Распространение (регионы, отдельные страны)
Основные понятия, особенности традиций.
Объекты и предметы культурного наследия.
Выступления учащихся с сообщениями, во время выступлений учащиеся в классе делают пометки в рабочих тетрадях.
Первая группа учащихся рассказывает о буддизме. Выступление сопровождается презентацией 2.
Текст выступления учащихся
Буддизм
«В основе своей буддизм не является религией, в отличие от христианства и ислама, это в первую очередь практическое учение, не налагающее обязанностей и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения жизни.
Буддизм возник в Индии в VI - V веках до н. э. в настоящее время в мире 360 млн приверженцев буддизма. Ее основателем считается Сидхартха Гаутама, по рождению принц. Место рождения находится на территории современного Непала в городе Лумбини. Поворотный момент в жизни Сидхартхи наступил, когда ему минуло 29 лет и он покинул дворец. Лицом к лицу столкнулся со старостью, болезнями и смертью, он осознал, что это все неотъемлемые моменты жизни с которыми надо мириться. Тогда он всецело сосредоточился на медитации. И однажды ночью открыл наконец истинный смысл существования всех вещей. Такое состояние буддисты называют просветлением.
В переводе с санскрита слово «Будда» буквально означает «просветленный». Считается, что Будды рождаются в нашем мире периодически. Тот, который скоро родится, будет носить имя Майятрейя.
Как можно добиться просветления? Идя по восьмеричному пути, который высвободит человека из колеса жизни.
Он состоит из восьми стадий.
Правильное понимание помогает увидеть мир таки, каким он есть.
Правильные устремления - это доброта и сострадание.
Правильная речь - отказ ото лжи и сплетен.
Правильное действие - не причинять вреда живым существам, не воровать, не блудить, не употреблять алкоголя и наркотиков.
Правильный образ жизни – честная и праведная жизнь.
Правильное учение – надо осознать, чего можно добиться, и приложить к тому усилия.
Правильное внимание – внимание к тому, что происходит внутри человека и вокруг него.
Правильное сосредоточение – направить мысли на медитацию и любое совершаемое дело.
Будда не записывал своего вероучения, и после его смерти возникли два направления развития буддизма - махаяна и хинаяна. На Тибете, Монголии и у нас в России распространение буддизм - ламаизм – одно из направлений в махаяне.
Буддисты утверждают, что в их жизни – три драгоценности: Будда, его учение (дхарма), и общины (сангхи). Общины включают в себя монахов и монахинь и членов их семей и домочадцев.
Монахи ведут очень простую жизнь. Все их имущество – одежда да чаши для подношение (денег или пищи). Все свое время они проводят в медитации. Домочадцы обеспечивают их пищей, одеждой и крышей над головой. Взамен получают учение Будды. Кроме того, монахи дают советы людям по их просьбе. Целые семьи посещают храмы и монастыри, поклоняются богам, медитируют, отмечают праздники и беседуют с монахами. Но в странах юга распространено временное монашество, когда миряне вступают в общину на несколько месяцев, выполняя все обряды и духовные праздники. Были случаи, когда в монахи временно постригались до 60% молодых мужчин. Буддистский монастырь является центром образования и культуры, нередко монахи выполняют функции не только священников, но и преподавателей и мелких чиновников. Высшие кадры духовников готовят в буддистских университетах. В Бангкоке находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов. Буддисты почитают воду, возлагая цветы статуям, курят благовония, ставят свечи. В буддизме считается, что женщине, чтобы достичь освобождения необходимо переродиться в теле мужчины.»
Вторая группа учащихся рассказывает о христианстве. Выступление сопровождается презентацией 3.
Текст выступления учащихся
«История возникновения христианства.
Христианство возникло в 1 веке нашей эры в Палестине, являвшейся тогда восточной провинцией Римской империи. Общий признак христианства – вера в Иисуса Христа, имеющего три ипостаси: Бога-отца, Бога- Сына и святого Духа.
Главный источник вероучения – священное писание- Библия. Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Основная идея христианства –идея греха и спасения души человека. Люди грешны перед Богом и именно это уравнивает их всех. В 11 веке христианство раскололось на православие и католицизм. В 16 веке в результате так называемой реформации от католиков откололся протестантизм ( от слова «протест»), отвергший власть Папы римского. В настоящее время христианство является самой распространенной религией. По данным 2002 года католичество исповедует 1 млрд 57 млн чел, протестантизм – 342 млн. чел, православие – 215 млн.
Православные традиции
Существенное отличие православных от других христиан заключается в вопросе о происхождении святого духа. Православные считают, что он произошел только от Бога-Отца, в то время как католики считают, что он исходит и от Бога – Сына и от Бога – Отца.
Во время православной службы (литургии) прихожане стоят. Пение каноническое. Литургию проводит только священник, прошедший рукоположение в сан. Посвящают в религию троекратным погружением в купель. В православии есть наказание за грехи. Вину можно искупить чтением молитв, земными поклонами, усиленным постом. Женщина наравне с мужчинами подчиняется заповедям и установлениям, но в то же время второстепенна по отношению к мужчине. Она его «друг», «помощник», «ребро». Женщина в православии не может сделать духовную карьеру. В православии предусмотрены 4 многодневных поста, 3 однодневных и постными днями являются все среды и пятницы. Во время постов запрещаются белки животного происхождения. Брак церковь разрешает только между православными. Священник имеет право вступить в брак 1 раз в жизни, монахи принимают обет безбрачия. Верующим женщинам запрещено носить брюки и короткие юбки, ходить с непокрытой головой, а во время службы в церкви нельзя быть с короткими рукавами. Православная церковь разобщена. Православные имеют 15 независимых церквей: московскую, Константинопольскую, Александрийскую, Иерусалимскую, Грузинскую, Армянскую и другие.
Католичество. Традиции в католичестве
В отличие от православных католики верят, что Святой Дух исходит от и Бога-сына, и от Бога-Отца. А еще католики верят в то, что между раем и адом существует чистилище, где грешники могут очиститься от грехов. Во время католической службы (мессы) прихожане сидят, только общая молитва осуществляется стоя. Во время мессы звучит органная музыка, но сейчас стала возможна модернизация музыки, возможно песнопение под гитару, джазовая аранжировка и т.п. Католики посвящают в религию троекратным окроплением святой водой. В католическом храме служба осуществляется также как у православных священником. Католические священники носят целибат – обет безбрачия.
Наказание осуществляется через посильное возмещение ущерба, причиненного другим людям, дела милосердия, через чтение покаянных молитв. Соблюдения постов не обязательно, запретов в еде нет.
Отношение к женщине такое же как у православных. В церковь женщинам запрещено приходить в брюках, коротких юбках, с непокрытыми головами, голыми руками, но вне церкви запретов на одежду нет. Брак в католичестве разрешен между любым христианами, а также с неверующими. Все католики организационно едины и подчинены Папе римскому.
Протестантизм
В 16 веке от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы римского. В этом направлении христианства имеется ряд течений, церквей, сект баптисты, методисты, адвентисты и другие. Мировой центр протестантизма – США, там находятся штаб-квартиры этих церквей.
В протестантизме остались только два таинства: крещение и причастие. Если в православии и католицизме крещение предпочтительно принимать во младенчестве, то у протестантов крещение фактически является самостоятельным решением в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры. У протестантов отвергнуты: поклонение святым и многочисленные праздники в их честь, почитание святых мощей и икон. В протестантизме никто не имеет права отпускать грехи, так кА между богом и человеком нет посредников. Протестанты признают исключительный авторитет Библии. Богослужение сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Священника часто выбирают. Женщина во многих церквях абсолютно равноправна, даже может быть священником и епископом. Запретов в одежде нет. Только в некоторых направлениях запрещено употреблять мясо теплокровных животных.»
Третья группа учащихся рассказывает об исламе. Выступление сопровождается презентацией 4.
Текст выступления учащихся
«Ислам. История возникновения
Ислам - самая молодая по времени возникновения мировая религия, появившаяся среди населения Аравийского полуострова.
По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Но по другой версии, "ислам", "мусульмане" происходят от слова "покорность" Богу – Аллаху. Слово «Аллах» происходит от общесемитского корня "ал", т.е. "Бог".
Мухаммед (в европейской литературе часто Магомет) - историческая личность. Он родился в 570 г. В молодости пас скот своего дяди, затем женился на его вдове. Побывав в Иерусалиме, проникся идеями христианства. В начале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение. Всю догматику откровенно заимствовал из Библии: идею страшного суда и рая, о сатане (шайтане), бесах (джиннах). Впоследствии учение обогащалось арабскими традициями. Ислам отрицает христианский догмат о Троице. Для мусульман Бог един - Аллах, а Иисус Христос - только человек, из многих его пророков.
Считается, что Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем, как Будда или Иисус, но именно он сумел извлечь из христианства главное - призвать арабов к сплочению под знаменем единого Бога, зеленым знаменем ислама. В 630- 631 Мухаммед стал главой первого мусульманского теократического государства и затем стал почитаться как пророк, «посланник Аллаха».
Основные принципы ислама изложены в Коране. Он представляет собой собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.
Позднее в исламе возникли два основных направления - суннизм и шиизм. Сунниты наряду с Кораном признают сунну - священное мусульманское предание, сложившееся в 7-9 веках. Они признают халифов, как представителей высшей мусульманской власти. В отличие от них шииты халифов не признают, считая законными преемниками лишь династию Алидов – потомков халифа Али, зятя Мухаммеда.
В современном мире насчитывается 1 млрд 188 млн мусульман.
Традиции ислама
Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 году н. э.).
Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относится чтение Корана, который должен быть в каждой семье. Посвящение мужчин в религию происходит через обрезание (Суннат). Намаз (молитва) совершается пять раз в день - от зари до начала ночи. Богослужение представляет собой цикл молитвенных поз и телодвижений с одновременным произнесением молитв на распев в строго определенном порядке, лицом к Мекке. Священников в исламе нет, есть только люди, получившие богословское образование, которые могут руководить молитвой и знают религиозный закон – Шариат. За тяжкие грехи в исламе предусмотрено наказания - побивание камнями до смерти, за более мелкие грехи наказывают палками, за воровство – отрезают кисть руки. Мусульмане постятся в месяц Рамадан в светлое время суток - ни единой крошки еды. В остальное время запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи. Строго запрещено употреблять алкоголь. Мусульманин может жениться на женщине любой веры, а мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Женщина в исламе считается «неполной душой» с неясной загробной жизнью. Она не может молиться в месте с мужчиной. На людях женщины должны носить хиджаб – покрывало, скрывающее волосы и фигуру, а в некоторых странах носят чадру. В Мусульманских странах широко распространено многоженство. Особое место в исламе занимает паломничество к святым местам. Каждый правоверный мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен совершить хадж в Мекку.»
Учитель:
На урок мы пригласили представителя церкви. У вас может возникнуть вопрос зачем? В классе обучается 25 учащихся и не все вы являетесь представителями одной нации, одного вероисповедания, но при этом вы должны вместе учиться, выполнять задания учителей и быть толерантными друг к другу и социуму, который вас окружает. Мне хотелось бы, чтобы прослушав выступление представителя церкви вы сделали для себя выводы о религиозной терпимости.
Выступление представителя церкви о толерантности в религии.
Толерантность сама по себе понятие чисто светское и говорить о толерантности в религии крайне сложно, поскольку толерантность предполагает не только терпимость по отношению к другому, но и признание равных с ними прав. Принцип толерантности основан на уважении к взглядам другого, и на восприятии этого другого как равного себе. Но это ни в коей мере не может значить для религиозного человека признания и восприятия чужой веры как равноправной своей собственной.
Для верующего, его религия является единственно верной и истинной, и, соответственно, другая религия ложна или по крайней мере не обладает всей полнотой истины. Если доводить этот принцип до конца, то его задача обращение представителей другой религии в свою веру, что избавит их от их заблуждений, указать им единственный верный путь, открыть им свою истину. Религия всегда теоцентрична. Основная трудность толерантности в межрелигиозных отношениях в том, что религиозному человеку, для которого вера является абсолютной истиной, трудно быть толерантным, если эту веру, которую он должен нести всему миру, отвергают и тем более объявляют ложной, да еще подвергают оскорблениям. Легче перенести личную обиду, чем оскорбление религиозных чувств.
Трудно удержаться от искушения попытаться силой (особенно если для этого имеются соответствующие возможности) укрепить и доказать свою веру, применить насилие ради великой цели – донести людям истину своей веры и этот способ кажется более легким чем сила убеждения, особенно если никакие другие доводы больше не действуют. И обычно в истории такой силой выступало государство. Светский характер государства избавляет традиционные религии от такого искушения, но не может гарантировать, что экстремистски настроенные религиозные группы не воспользуются этими силовыми средствами. Кроме этого, периодически могут возникать ситуации, когда религиозные чувства могут с успехом использоваться в политических (например) целях для разделения на своих и чужих уже по религиозному признаку. Основой толерантных отношений может быть лишь отказ от насилия для распространения своей веры и борьбы с другими исповеданиями. В любом случае попытки насилия, экономических или политических санкций выражают ответную реакцию.
Само понятие толерантности, как религиозной терпимости возникает в Европе как вынужденная необходимость, после многолетних религиозных войн вызванных реформацией и было результатом компромисса относительно мирного сосуществования отдельных религий в рамках многоконфессионального общества и есть скорее результат компромисса, некоего разделения сфер влияния, по национальному, территориальному или иному признаку и вторжение на чужую, так сказать, территорию, вызывая ответную реакцию - делает такую прагматическую толерантность чрезвычайно хрупкой. Проблема в том, что для доказательства правоты своей веры необходимо доказать неправоту и ложность всех остальных. Все возникавшие великие религии и реорганизационные движения формировались в противопоставлении себя окружающим их идеалам и догмам, которые объявлялись ложными и никакого компромисса с ними не могло быть. Лишь окрепнув они впоследствии могли воспринять часть ценностей и идей прошлого, правда решительно переработав их и придав им новое содержание в своих рамках и своей интерпретации. Религиозная толерантность никак не означает некую унификацию всех религий, ни одна из них не признает другую равной себе в обладании абсолютной истины, поскольку это является принципом ей существования. Они могут мирно сосуществовать на основе взаимного уважения, но в своей догматической среде, поскольку каждая оставляет за собой право на обладание абсолютной истиной, а истина (по крайней мере религиозная) может быть лишь одна. И все попытки соединить все лучшее во всех религиях сводились либо к набору банальностей, либо к созданию новой религии, которая так же не всегда отличалась терпимостью к другим. Все это выводит толерантность из сферы собственно религиозной, из сферы священного в сферу мирского, в сферу обычных взаимоотношений, где никто не оспаривает возможность сотрудничества и мирных дружеских взаимоотношений. Такая толерантность не означает индифферентность, безразличие к своей религии и ее догмам, хотя процессы секуляризации, характерные для современного общества и склоняют к этому и, соответственно, к релятивизации религиозных ценностей. Религиозно индифферентному человеку безусловно легко быть толерантным к представителям любой конфессии, насколько это не затрагивает его интересов. Ему будет сложно понять одержимого религиозной идеей человека, готового отдать за нее жизнь или жизни других. Но реальная религиозность именно такова и светскому секулярному обществу постоянно приходится с этим сталкиваться. Демократическое светское государство основано именно на таком, понимаемом как индифферентность принципе толерантности, оно не вмешивается в дела религии, обеспечивая свободу вероисповедания. Основанное на признании прав меньшинств, в том числе и религиозных, оно дает удобную возможность экстремистски настроенным религиозным группам найти в этом обществе определенную нишу, откуда они смогут вербовать своих сторонников для борьбы с этим самым обществом любыми средствами. Ощущая себя единственными носителями истины противопоставляемой ими ложным истинам этого мира. Они не могут быть толерантными по отношению к врагам этой истины в качестве которых выступают все, кто с ними не согласен. А великая задача допускает любые средства. В отношении подобной позиции никакие призывы к толерантности подействовать не могут, получая вполне резонный ответ: как можно быть терпимыми к врагам Истины? Даже в рамках традиционных религий существуют группы неудовлетворенные реализацией религиозных идеалов официальными институтами своей конфессии, их стремления к этим идеалам более радикально, чем у остальной части религиозного сообщества и соответственно более радикальными будут и средства. При условии более или менее сильной государственной власти и консолидации общества оно может в той или иной мере контролировать подобные явления предоставляя таким группам строго ограниченное пространство и, пресекая любые попытки выхода за его пределы, не отказываясь при этом от демократических принципов. Хотя это далеко не всегда удается, а полного успеха вряд ли вообще можно добиться. Но при слабости власти, не опирающейся на традиции и в условиях отсутствия консолидации в обществе, экстремизм может выйти из под контроля, приняв катастрофические масштабы. Религиозные и национальные возрождения легко могут превратиться в борьбу с иноверцами и инородцами.
Плюрализм и свобода вероисповеданий, провозглашаемые светским государством, не могут гарантировать религиозной толерантности. Религиозное мышление оперирует другими категориями. Свобода вероисповедания на практике может превратиться в своего рода конкурентную борьбу между конфессиями за человеческие души, где победа зависит от яркости рекламы и искусства проповедника, а проповедь сопровождается уничижительной критикой конкурентов, что ведет к конфликтам и взаимной конфронтации.
Подлинной основой религиозной толерантности может служить лишь признание ценности человеческой личности как таковой и ее свободы, как величайшего дара. Свободы избрать или отвергнуть предложенную истину.
– Принцип добровольности веры "В религии нет принуждения" с чем согласятся, я думаю, представители всех конфессий. Хотя верующему любой конфессии будет чрезвычайно трудно не подвергнуть осуждению своего брата по вере, отошедшего от прежней религии (которая для верующего является единственно верной) и избравшего другую или ставшего, например атеистом. А понять такой шаг для религиозно мыслящего человека вообще невозможно. В некоторых случаях это приведет к ненависти по отношению к отступнику или преследованиям, а иногда и смерти, а в лучшем случае будет рассматриваться как достойный крайнего сожаления факт, как духовная смерть. Терпимость проявится здесь в уважении к его свободе избрать самому ложь или истину, а это сложно для религиозных институтов.
Таким образом, отказ от насилия в распространении своей вере и признание человеческой свободы являются принципами, на которых религиозная толерантность и может быть построена, и достичь ее труднее, чем принять любую декларацию.
Рефлексия.
Что больше всего запомнилось из всего материала по мировым религиям?
Что вам не понятно?
О чем хочется узнать больше?
Домашнее задание – контурная карта «Религии мира», составить презентацию о любой цивилизации мира.
Вопросы на расширение знаний.
Назовите “город трех религий”.
Как в ближайшем будущем изменится соотношение верующих? (Мусульман, христиан, буддистов.)
Назовите страну с наибольшим числом православных. (Россия.)
Назовите страну с наибольшим числом католиков. (Бразилия.)
Назовите страну с наибольшим числом протестантов. (США.)
Назовите страну с наибольшим числом мусульман. (Индонезия.)
Какие мировые религии распространены в России?
Вызывают ли у вас неприязнь люди другого цвета кожи?
Легко ли вам найти контакт с людьми другой национальности, веры?
Примете ли вы предложение человека, который имеет другую веру, но его предложение лучше вашего?
Учитель: наш урок – конференцию я хочу закончить словами мудрого Сенеки « Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества.
Литература
Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мир: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 286 с.
Ионина Н.А. 100 великих городов мира.– М.: Вече, 2001. – 480 с.
Ионина Н.А. 100 великих сокровищ. – М.: Вече, 2001. – 464 с.
Ионина Н.А. 100 великих чудес света. – М.: Вече, 2001. – 528 с.
Копылов В.А. География населения: Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. – 124 с.
Кузнецов А.С. Экономическая и социальная география мира: кн. Для учащихся 10 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 “каналов углубления” к курсу “Экономическая и социальная география мира” (10 кл.). – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, Ч.2. – 1995. – 560 с.