12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабина53
1

Внеклассное мероприятие «Мировые религии»



Мировые религии.


 

Цель:

Сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства и различия религий.

Задачи:

определить значения термина «религия», дать учащимся знания о мировых религиях;
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни;
сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: презентация, интернет-ресурсы, проектор, компьютер, аудиозаписи.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Трудно представить себе человека, который никогда не соприкасался с религией, не видел храмов, священнослужителей и телевизионных трансляций с праздничными служениями. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить не о самих религиях, но и попытаемся разобрать следующие вопросы: какие существуют мировые религии, чем они отличаются друг от друга, спасет ли религия от жестокости и насилия современного мира.

Ход урока.

(слайд 1)

Ребята, в мире существует более ста различных религиозных направлений, они имеют древнейшие формы и современные течения, но основными самыми многочисленными мировыми религиями являются:

-буддизм, 300 млн. человек

- христианство почти 1,5 млрд. человек

- ислам около 1,3 млрд. человек

Какое определение вы можете дать слову «Религия»? (ответы обучающихся)

(слайд 2,3)

Посмотрите, пожалуйста на слайд. Здесь представлены несколько определений.

Первое - Особая форма мировоззрения, сосредоточенная на познании Высшего бытия. Религия стремится дать ответ на вопрос о смысле жизни.

(слайд 4)

Второе - Религия - основная вещь, помогающая сложиться мировоззрению еще маленького человечка. Основные идеи религии складывается на моральных качествах человека.

Появление религий было связано с необходимостью объяснение некоторых непонятных ему вещей. Человеку нужна была опора, которая давала бы ему надежду, веру, силу. Эту силу и опору он нашел в религии.

(слайд 5, 6)

Ребята первая религия с которой мы с вами познакомимся, является одной из древнейших и величайших религий, получившей свое распространение во многих странах мира среди народов говорящих на различных языках это БУДДИЗМ.

Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма имеются и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм имеет свою большую историю. По оценкам специалистов буддизм возник на 500 лет раньше христианства и почти на целое тысячелетие раньше ислама.

(слайд 7)

На этом слайде изображен символ буддизма — Дхармачакра, или Колесо закона (колесо сансары).

Давайте внимательно рассмотрим и разберем его.

Центр колеса — ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. В её проекции легко угадывается символ инь-ян — единство женского и мужского начала, восемь спиц — символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми «благородным принципам»:

правильное воззрение,

правильное мышление,

правильная речь,

правильное поведение,

правильный образ жизни,

правильное усилие,

правильное осознание,

правильное созерцание (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания).


 

(слайд 8) Что же являетсяважнейшим из положений учения буддизма? (ответы обучающихся)

Это вера в переселение душ или перевоплощение. Легенда говорит, что Будда прошел через бесконечное множество перевоплощений, причем великое множество образов, которых сменил Будда, принадлежат низким сословиям (пастух, резчик, каменщик, погонщик слонов и т.д.). Наверное потому эта религия привлекала внимание людей всех сословий.

Буддизм, как и другие религии, как, например, ислам или христианство, возник в результате божественного откровения. В христианстве – это Библия; в исламе – Коран; в буддизме же это земная проповедь, самого божества, снизошедшего на землю под именем Будды, что на древнем индийском языке означает «просветлённый», «достигший прозрения».
Буддийские священные книги содержат не мало легенд, повествующих о появлении Будды на земле, его пути к совершенству. Все основные биографии Будды появились не ранее II–III вв. н.э.

(слайд 9, 10)

В буддизме как таковой священной книги нет. Очень долго не записывалось учение самой древней мировой религии – буддизма. Так – из уст в уста оно распространялось по разным странам. Ученики Будды и его последователи собирали сведения о его жизни и том, когда, как и чему он учил людей. Для этого потребовалось несколько столетий. И только через 600 лет, в I веке до н.э., все собранные сведения были собраны записаны на пальмовых листьях на индийском языке пали. Эти листья были положены в три особые корзины.

Так появилось буддийское Священное писание, которое получило название Типитака, что обозначает «Три корзины мудрости».

В 1871 году в Мьянме был создан буддийский собор, на котором около 2400 монахов путем сверки различных рукописей и переводов создали общепринятый текст Типитаки. После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя.

Куто-до Пайя – это городок-библиотека, почитаем большинством буддистов мира.

(слайд 11,12)

Какое же видение существования мира и жизни в Буддизме?

Существует легенда о том, что Будда, сидя под древом бодхи, узрел огромное колесо, которое объемлет собою все существование и включает в себя все живое. Колесо беспрерывно вращается: день за днем, жизнь за жизнью, век за веком.

Давайте рассмотрим его и подробнее разберем.

Это огромное колесо вращается на ступице, сделанной из трех тварей, образующих кольцо: красного петуха, жадно роющегося в земле; зеленой змеи, с красными и злющими глазами; и черной свиньи, бессмысленно валяющейся, в грязи; и эта тройка образует кольцо, каждый из них кусает за хвост переднего.

Ступица образует первый круг колеса, который разделен по вертикали на две половины - черную и белую. На обеих половинах размещены изображения мужчин и женщин. На белой стороне фигуры движутся вверх. Их лица выражают восхищение и блаженство. На черной половине фигуры погружаются вниз головой. Их лица выражают муки и ужас. Следующий обод колеса самый широкий. Он разделен на шесть секторов, и в каждом из них изображен целый мир. Каждый сектор представляет состояние ума или уровень сознания. Наверху располагаются боги (дэвы). Они обитают в роскошных дворцах, окруженные великолепием и роскошью.

Далее, если идти по часовой стрелке, мы увидим асуров. Они живут в состоянии вражды и зависти, непрестанно воюют и потому закованы в броню и сжимают в руках оружие. Асуры сражаются, чтобы завладеть плодами с древа исполнения желаний. В следующем секторе мы видим голодных духов. Все они всегда неутолимо голодны, но любая пища, к которой они прикасаются, превращается в огонь или в отбросы.

В нижнем секторе мы видим существ, претерпевающих всевозможные мучения. Одни вмерзают в куски льда, другие горят в огне. У кого-то отсечены головы, кто-то разрублен пополам, третьих пожирают чудовища. Затем мы видим множество видов животных: рыб, птиц, насекомых, земноводных, зверей. Одни крупные, другие мелкие; одни мирные, другие хищные. В последнем секторе мы видим людей, а также их дома и земли, сады и поля. Обитатели этих миров не остаются там навечно, они исчезают из одного мира и переходят в другой. И даже боги, хотя и находятся в своем мире очень долго, все равно затем покидают его и вновь появляются где-то в другом мире.

Последний обод колеса разделен на двенадцать секторов, в которых мы видим изображение стадий того процесса, в ходе которого существа переходят из одного мира в другой в уже рассмотренном объемлющем ободе (в ряде случаев они появляются вновь в том же самом мире). По часовой стрелке эти картины представляют следующее:

(1) слепец с клюкой;

(2) горшечник с гончарным кругом и горшками;

(3) обезьяна на цветущем дереве;

(4) лодка с четырьмя пассажирами; один правит рулем;

(5) пустой дом;

(6) мужчина и женщина в объятиях друг друга;

(7) человек со стрелой в глазу;

(8) женщина, подающая вино сидящему мужчине;

(9) человек, собирающий плоды с дерева;

(10) беременная женщина;

(11) роженица;

(12) человек, несущий на спине труп к месту кремации.

Это колесо сжимает стоящий за ним ужасный монстр - полудемон, полузверь. Его голова высовывается из-за колеса, у него три глаза, длинные клыки, на нем корона из черепов. По другую сторону колеса видны его когтистые лапы и свисающий хвост. Это и есть тот, кто вечно вращает колесо жизни.

(слайд 13, 14)

Давайте немного поговорим об особенном значении храмовых ансамблей буддийской культуры.

Посмотрите внимательно. Это- пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды.

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

(слайд 16, 17)

Следующая религия, которую мы с вами рассмотрим – это Христианство.

Христианство имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно её вторая часть – Новый Завет).

(слайд 18,19,20)

Ребята, знали ли вы, что первым знаком христианства было изображение рыбы. Рыба по старо-гречески — «ихтис (ихтюс), что соответствует аббревиатуре христианского постулата «Иисус Христос — Божий Сын Спаситель».

Давайте немного поподробнее разберем значение Православного креста. К большой горизонтальной перекладине были пригвождены руки Спасителя Иисуса Христа. Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назорей Царь Иудейский». Косая перекладина означает двух распятых рядом с Христом, где конец перекладины, направленный вверх, означает прощёного разбойника, который попал в рай, а конец перекладины, направленный вниз — второго распятого, который попал в ад.

За 2 тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), каждая из которых имеет свой символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Православная Церкви (Византийская традиция), Католическая церковь (Римская традиция) и Протестантская церковь (традиция Реформации 16 века).

Католицизм (католичество) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов.

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос.

Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).

Протестантизм, или протестантство (от лат.protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление, провозглашение, заверение). Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Англиканство

Анабаптизм

Кальвинизм

Лютеранство

Цвинглианство


 

(слайд 21)

Может кто-нибудь знает как называется священная книга в христианстве?(ответ обучающихся).

Библия – это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали или не слушали своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Р.Х. Большинство книг Ветхого завета составлено с  VII-ого по III-ий век до Р.Х.

(слайд 22)

Посмотрите на слайд . Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому.Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток. Кровля храма увенчивается куполом с крестом.

(слайд 23,24)

Последняя и самая молодая религия – ислам.

Ислам (араб. الإسلام‎ — «покорность», «предание себя [Богу]») — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическа авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,55 млрд человек, проживающих в более чем 120 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85-90 %) составляют сунниты, остальные — шииты, ибадиты. Основатель ислама — пророк Мухаммед (ум. в 632 году).

(слайд 25)

Символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. История появления этого символа уходит корнями к одному из предков Александра Македонского, который со своим войском осадил город Байзанта (Константинополь). Жители же его, в одну из ночей умудрились дать ему отпор и изгнать из города. Эта их победа совпала с появлением зари. Они сочли это добрым предзнаменованием и приняли символ в виде полумесяца в качестве увековечивания в памяти этого знаменательного события.

Символом ислама было принято знамя таухида (Единобожия), на знамени приведена шахада, что означает: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Его».


 

(слайд 26)

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. 
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

(слайд 28,29)

Главной священной книгой мусульман является Коран.

Мусульмане верят, что Бог посылал к людям посланников, и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих Писаний - Мать Книг, которая хранится под Престолом Всевышнего. Мухаммад получил от Бога Коран, который в течение более чем десяти лет ему передавал ангел Джибраиль (Гавриил). Коран разделен на 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них рассказывается о загробной жизни, о пророках, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада. В других сурах говорится о том, как следует жить людям в мусульманской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.

(слайд 30,31)

Давайте рассмотрим архитектуру мечетей.

Мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). К мечети пристраиваются башни-минареты  с которых муэдзины призывают на намаз.  Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Шпиль сооружения обычно увенчивается полумесяцем, горизонтально иливертикально. В мечетях некоторых арабских стран концы полумесяца соединяются, придавая ему форму замкнутого кольца. В других странах он изображается в виде серпа.

Подведение итогов. 

Вопросы учащимся:

Все религии одинаковы? В чём их различия? (ответы обучающихся).

А есть ли в них общее? (ответы обучающихся).

Какие качества приветствуют в человеке, что осуждают? (ответы обучающихся).

Какую роль и функции религия выполняет? (ответы обучающихся).

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке? (ответы обучающихся).


 

Ребята, мы живём на планете, которая населена более 7 млрд. человек. Все мы относимся к разным народам, национальностям, исповедуем разные религии. Но, ни одна из мировых религий не учит злу, не призывает к войнам и насилию. Все религии должны объединять людей. Каждый человек должен сам решать в какого Бога верить. Нужно научиться уметь принимать чужой выбор, что позволило бы всем жить в мире, любви и спокойствии.

Спасибо. Урок окончен.


 


 

Литература: 

1.История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов/ Под ред. А.Н.Сахарова. – М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2007. – 400 с.

2.Краткая история Ислама: - Казань; Изд. «Дом печати», 1997. – 68 с.

3.Религии мира. 10-11 кл./ Л.Г. Жукова, А. В. Журавский – М.: Дрофа, 1997. – 272 с.

4.Религия мира и добра: школьникам о исламе. – Казань: Магариф, 1999. – 127 с.


Презентация "Религии мира"
PPTX / 7.43 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.