Сценарий мероприятия «Сказочные цветы Петриковки»
Тема. СКАЗОЧНЫЕ ЦВЕТЫ ПЕТРИКОВКИ
Цель:
1. Расширить знания о видах декоративно-прикладного искусства; ознакомить с произведениями и техникой выполнения петриковской росписи.
2.Понятия ритм, силуэт. Приемы кистевой росписи растительного мотива.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству, бережное отношение к природе; активизировать творческий процесс.
Оборудование: материалы: гуашь, акварель (по выбору), кисти, бумага, альбом с шаблонами;
зрительный ряд: образцы произведений традиционных художественных ремесел разных народов и регионов Украины, таблица выполнения отдельных мазков петриковской росписи, образцы несложных композиций и детских работ в технике петриковской росписи.
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(Приветствие, проверка готовности к уроку)
II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся путешествовать в один из регионов нашей Украины. Сегодня ясная погода, светит солнышко, у нас прекрасное настроение и хотелось бы, чтобы такое настроение осталось до конца нашего урока-путешествия. ( На экране слайд 1)
III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов.
Слыла Украина чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Послушайте легенду о возникновении петриковской росписи.( легенда)
Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
(слайд )
Петриковка была основана 240 лет назад самим Петро Калнышевским. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
(слайд )
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
В селе Петриковка-
В родимом краю,
Стояли хатынки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки и души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Украинский народ.
И сказку творил,
Нежно вписанный плод.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата.
(слайд )
Татьяна Пата с 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К.Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т.Паты, копировала ее рисунки и приглашала переехать в столицу. Однако Татьяна Якимовна не согласилась оставить родное село, этот удивительный мир, из которого она черпали вдохновение, сюжеты для своих произведений. Это было время расцвета народной мастерицы.
(слайд )
Федор Панко вспоминал: «Татьяна Акимовна мне рассказывала, что молодой была такая «гаєна» (то есть непоседливая, любительница затей). Как-то родители поехали в Полтаву на ярмарку, а она надумала разрисовать снаружи хату. Нарисовала подсолнухи от завалинки ( основание дома) до самой стрехи
( соломенная крыша). Отошла, глянула: стреха на подсолнухах лежит, а хаты словно и нет. Но вот возвращаются отец с кумом, конечно же, навеселе. Отец: «Тпру! Кум, а где это мы?». Кум подошел к хате, долго смотрел, потом до него дошло: «Да оно же нарисовано!».
(слайд )
Панно Т.Паты - это своеобразные пейзажи и натюрморты. Уже в росписях 20-30-х годов традиционные "вазоны" и "букеты" превращаются у нее на калиновые и цветочные кусты с землей, травой и птицей в густых ветвях.
В настоящее время в селе создан экспериментальный цех, в котором работают более 40 народных мастеров.
(слайд )
ІV ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ
Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.
Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.
Работа с пипеткой
Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.
Переходный мазок выполняется двумя красками.
На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.
Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.
V ФИЗМИНУТКА «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ»
( Слайд )
VI РЕФЛЕКСИЯ
Решение кроссворда «РОСПИСЬ»
1.Как называли самых прилежных хозяюшек Петриковки? ( чепурушки)
2. Из шерсти какого животного изготавливали кисти в селе Петриковка? ( кошка)
3. Какой цвет чаще встречается в украинских вышиванках и цветочной росписи?
( красный)
4.Фамилия последней чепурушки Петриковки? ( Пата)
5.Какое государство прославила Петриковская роспись? ( Украина)
6.В какой области находится село Петриковка? ( Днепропетровская)
7 Главный инструмент для декоративной росписи. ( кисть)
VI ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнение декоративной росписи «Цветы»
VII ИТОГ УРОКА , АНАЛИЗ ГОТОВЫХ РИСУНКОВ
(Выставка детских работ)
( Слайд 18)
На этом наш урок закончен. Наводим порядок на рабочих местах.
До свидания.