Материал на проверке

Урок–игра на тему «Умники и умницы» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 31 January в группе

                                                           Урок – игра     

                                                   "Умники и умницы"

                           ( урок проводится в 5 классе в конце четверти)

Цели:

*развитие интереса к русскому языку;

*развитие познавательной деятельности.

Оборудование:

жетоны для ответов в отборочном агоне;

дорожки красного , желтого и зеленого цветов.

1.Вопросы отборочного агона

(задаются всем учащимся – теоретикам класса);

*за правильный ответ вручается жетон;

*на обдумывание ответа  – до 5 секунд;

*набравшие наибольшее количество жетонов становятся

агонистами (3 ученика), остальные – болельщиками и

имеют право отвечать на вопросы или выполнять

задания , с которыми не справятся агонисты.

1.Какое русское слово состоит из 3 слогов , а вмещает 33 буквы ? (Азбука.)

2.Какой частью речи -существительным или  числительным  -  являются слова  тысяча, миллион , миллиард ? (Числительным, так как называют число предметов; отвечают на вопрос  сколько? могут быть записаны цифрами.)

3.Какое слово принадлежит только тебе , а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)

4.Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Нет: насмешливый – любящий насмехаться; смешливый – такой , которого легко насмешить.)

5.Как правильно сказать: "У рыб нет зуб"? "У рыбов нет зубов"? "У рыбей нет зубей"? (У рыб нет зубов.)

6.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)

7.Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Шалаш, Анна,тет- а – тет, топот и др.)

8.Можно ли у существительных  соня, неряха,грязнуля определить род ? ( Это существительные общего рода.)

9.Какой корень в слове вынуть ? (От корня осталось только -н-.)

10.Назовите слова, начинающиеся с 4 согласных. (Взгляд, всплеск,встреча .)

11.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор- сверло в зубоврачебном кабинете,

химический элемент.)

12.Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки : выходите или сходите? (Выходим.)

13.Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

14.Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)

15.С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово ? (С помощью суффикса -ищ- : ножищи.)

16.Родственны ли слова пот и потолок? (Нет: не имеют ничего общего в своих значениях, и корни у них не совпадают.)

17.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (Точь – в – точь.)

18.Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (И.п.)

19.Всегда ли сырое бывает мокрым , а мокрое- сырым? (Другое значение слова сырой : невареный, недоваренный.)

20.Как превратить слово но в местоимение? (Переставить буквы: он.)

21.У каких башмаков не бывает каблуков? (Приспособление для торможения вагонов – башмак.)

22.Как образовалось наречие сегодня ? (Из местоимения сего (этого) и существительного дня.)

23.Какой ячмень нельзя молотить? (Ячмень на глазу.)

24.Какого цвета неопытная молодежь? (Зеленая.)

 2. Состязание на дорожках

(Время на обдумывание – 1 минута.)

Выбор дорожки проводится по количеству выигранных жетонов в отборочном агоне. Получивший наибольшее количество жетонов имеет право выбора "дорожки" первым.

Ученик, проигравший на дорожке, снова становится теоретиком.

  • Красная дорожка : нельзя ни разу ошибиться.

1.В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания -оро-, -ере-, _оло- с неполногласными -ра-,  -ре-, -ла-.

Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах  среда, короткий, брань (сражение)? (Среда-середа, краткий- короткий, брань- бороться.)

2.Слышали рекламу чудо – йогурта, который всем полезен , всем хорош?

Что. по- вашему, означает слово всем в первом и во втором  случае ?

(Всем – каждому, всем  – т.е. качеством.)

  • Желтая дорожка : допустима 1 ошибка.

1.Когда говорят грамотный человек , то всегда ли речь идет о человеке , умеющем читать и писать? (Нет. Слово многозначно , здесь – обладающий знаниями в какой  -либо области (грамотный строитель.)

2.Какое местоимение стало суффиксом ? (То : как – то.)

3.Объясните смысл крылатого выражения  блоху подковать .(Так говорят, когда нужно выполнить мастерски очень тонкую и очень сложную работу ; выражение возникло на основе повести Н.Лескова  "Левша".)

  • Зеленая дорожка : можно ошибиться 2 раза.

1.Почему мы так говорим и что это означает : кричит во всю ивановскую ? (Что есть мочи, очень громко. Указы в 16-17 веках в Москве зачитывались на Ивановской площади  в Кремле , у колокольни Ивана Великого : было шумно , приходилось кричать.)

2.Одинаковы ли суффиксы в словах  учительство и строительство? (Да.)

3.Объясните лексическое значение слова пилигрим. (Книжное, устаревшее. Паломник, путешественник – богомолец.)

4.Что означает слово зодчий? (Устаревшее слово зодчий  – исконно русское. родственное ему слово  – здание.)

  • Красная дорожка :

1.В каком слове 100 отрицаний?

2.В каком слове 100  й ?

  • Желтая дорожка :
  1. В каком слове 100 ю ?
  2. Какой город едят?
  3. Какой город носят на голове?
  4. Зеленая дорожка :

1.Как написать слово глаз тремя буквами?

2.Какой город парит в воздухе?

3.Какой хищный зверь течет быстрой рекой?

4.Какой город самый сердитый?

       3. Подведение итогов. Награждение победителей. 

Комментарии
Комментариев пока нет.