Урок–игра на тему «Умники и умницы» (5 класс)
Урок – игра
"Умники и умницы"
( урок проводится в 5 классе в конце четверти)
Цели:
*развитие интереса к русскому языку;
*развитие познавательной деятельности.
Оборудование:
жетоны для ответов в отборочном агоне;
дорожки красного , желтого и зеленого цветов.
1.Вопросы отборочного агона
(задаются всем учащимся – теоретикам класса);
*за правильный ответ вручается жетон;
*на обдумывание ответа – до 5 секунд;
*набравшие наибольшее количество жетонов становятся
агонистами (3 ученика), остальные – болельщиками и
имеют право отвечать на вопросы или выполнять
задания , с которыми не справятся агонисты.
1.Какое русское слово состоит из 3 слогов , а вмещает 33 буквы ? (Азбука.)
2.Какой частью речи -существительным или числительным - являются слова тысяча, миллион , миллиард ? (Числительным, так как называют число предметов; отвечают на вопрос сколько? могут быть записаны цифрами.)
3.Какое слово принадлежит только тебе , а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)
4.Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Нет: насмешливый – любящий насмехаться; смешливый – такой , которого легко насмешить.)
5.Как правильно сказать: "У рыб нет зуб"? "У рыбов нет зубов"? "У рыбей нет зубей"? (У рыб нет зубов.)
6.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)
7.Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Шалаш, Анна,тет- а – тет, топот и др.)
8.Можно ли у существительных соня, неряха,грязнуля определить род ? ( Это существительные общего рода.)
9.Какой корень в слове вынуть ? (От корня осталось только -н-.)
10.Назовите слова, начинающиеся с 4 согласных. (Взгляд, всплеск,встреча .)
11.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор- сверло в зубоврачебном кабинете,
химический элемент.)
12.Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки : выходите или сходите? (Выходим.)
13.Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)
14.Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)
15.С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово ? (С помощью суффикса -ищ- : ножищи.)
16.Родственны ли слова пот и потолок? (Нет: не имеют ничего общего в своих значениях, и корни у них не совпадают.)
17.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (Точь – в – точь.)
18.Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (И.п.)
19.Всегда ли сырое бывает мокрым , а мокрое- сырым? (Другое значение слова сырой : невареный, недоваренный.)
20.Как превратить слово но в местоимение? (Переставить буквы: он.)
21.У каких башмаков не бывает каблуков? (Приспособление для торможения вагонов – башмак.)
22.Как образовалось наречие сегодня ? (Из местоимения сего (этого) и существительного дня.)
23.Какой ячмень нельзя молотить? (Ячмень на глазу.)
24.Какого цвета неопытная молодежь? (Зеленая.)
2. Состязание на дорожках
(Время на обдумывание – 1 минута.)
Выбор дорожки проводится по количеству выигранных жетонов в отборочном агоне. Получивший наибольшее количество жетонов имеет право выбора "дорожки" первым.
Ученик, проигравший на дорожке, снова становится теоретиком.
- Красная дорожка : нельзя ни разу ошибиться.
1.В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания -оро-, -ере-, _оло- с неполногласными -ра-, -ре-, -ла-.
Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах среда, короткий, брань (сражение)? (Среда-середа, краткий- короткий, брань- бороться.)
2.Слышали рекламу чудо – йогурта, который всем полезен , всем хорош?
Что. по- вашему, означает слово всем в первом и во втором случае ?
(Всем – каждому, всем – т.е. качеством.)
- Желтая дорожка : допустима 1 ошибка.
1.Когда говорят грамотный человек , то всегда ли речь идет о человеке , умеющем читать и писать? (Нет. Слово многозначно , здесь – обладающий знаниями в какой -либо области (грамотный строитель.)
2.Какое местоимение стало суффиксом ? (То : как – то.)
3.Объясните смысл крылатого выражения блоху подковать .(Так говорят, когда нужно выполнить мастерски очень тонкую и очень сложную работу ; выражение возникло на основе повести Н.Лескова "Левша".)
- Зеленая дорожка : можно ошибиться 2 раза.
1.Почему мы так говорим и что это означает : кричит во всю ивановскую ? (Что есть мочи, очень громко. Указы в 16-17 веках в Москве зачитывались на Ивановской площади в Кремле , у колокольни Ивана Великого : было шумно , приходилось кричать.)
2.Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство? (Да.)
3.Объясните лексическое значение слова пилигрим. (Книжное, устаревшее. Паломник, путешественник – богомолец.)
4.Что означает слово зодчий? (Устаревшее слово зодчий – исконно русское. родственное ему слово – здание.)
- Красная дорожка :
1.В каком слове 100 отрицаний?
2.В каком слове 100 й ?
- Желтая дорожка :
- В каком слове 100 ю ?
- Какой город едят?
- Какой город носят на голове?
- Зеленая дорожка :
1.Как написать слово глаз тремя буквами?
2.Какой город парит в воздухе?
3.Какой хищный зверь течет быстрой рекой?
4.Какой город самый сердитый?
3. Подведение итогов. Награждение победителей.