Урок истории «Москва - центр объединения русских земель. Куликовская битва»
Урок истории.
Тема: Москва - центр объединения русских земель. Куликовская битва.
Цели:
1. Формировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московских князей Ивана Калиты и Дмитрия Ивановича. Выявить причины способствующие победе русских войск на Куликовском поле, значимости данной победы, подчеркнуть при этом роль Москвы; на примере деятельности Сергея Радонежского показать роль Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовском поле.
2. Содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
3. Способствовать воспитанию у учащихся гордости за свой народ, вставший на защиту Родины.
Оборудование урока:
Учебник, компьютер, презентация, документы, тесты.
План - структура урока:
1.Организационный момент
2.Сообщение темы, целей урока.
3.Актуализация знаний.
4.Изучение нового материала.
5.Подведение итогов.
6.Домашнее задание.
План изложения нового материала:
1.Борьба за первенство. Иван Калита.
2.Дмитрий Донской. Куликовская битва.
3.Сергий Радонежский.
Планируемые результаты:
Личностные.
Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми, умения находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки к работе на результат.
Метапредметные. Познавательные: умение находить информацию в исторических материалах; умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы); умение представлять информацию в сжатом виде. Регулятивные: определение цели, формулировка проблемы; планирование деятельности; умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью; умение оценить степень успешности достижения цели.
Коммуникативные: развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.
Предметные: формирование умения определять главные задачи и результаты в поступках людей; формирование умения давать характеристику главным действующим лицам и событиям, приведшим к победе русского войска в Куликовской битве.
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей, темы урока. (Запись плана)
-
-
-
Актуализация знаний. Беседа с учащимися.
-
-
-Каковы причины поражения княжеств Руси в борьбе с татаро-монгольским нашествием?
-Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью? (политическая - ярлык; экономическая - дань)
-К каким результатам привело татаро-монгольское нашествие на Русь и иго, установившиеся над русскими землями?
1. Борьба за первенство. Иван Калита.
Вводное слово преподавателя. Разными оказались судьбы русских земель. Южная и Юго-Западная Русь (Киевская, Черниговская, Галицко-Волынская земли) подвергались не только постоянным ордынским набегам, но и давлению со стороны сильных соседей - Литвы, Польши, Венгрии. Литва и Польша захватили
Киевское и Черниговское княжества. Таким образом, Южная и Юго-Западная Русь с XIV в., оказались оторванными от остальной Руси.
К концу XIII- h.XIV в. на политический небосклон Руси всходили новые звезды. Это были западные и центральные русские земли.
Московское
Тверское
Суздальское
Нижегородское
Рязанское
Центром Руси считалось Владимирское великое княжество со столицей Владимир - на - Клязьме. Получить ярлык хана Золотой Орды на это княжество - значило получить власть над всей Русью, (за исключением западных и юго-западных земель). Среди названных сильных княжеств в борьбе за первенство выдвигаются 2 лидера: Московское и Тверское княжества.
Учебная задача: Почему именно эти княжества становятся лидерами?
Работа с картой, (стр. 112 учебника)
Беседа с учащимися.
Причины возвышения Московского и Тверского княжеств.
Удобное географическое положение, (на реках. Тверь - на Волге; Москва - на пересечении рек)
Выгодное геополитическое положение. Вне внешней опасности. Защищены другими землями, (приток населения: т.к. надежное место; прикрыто от вражеских набегов)
Более быстрое экономическое развитие.(приток населения » развитие хозяйства; на перекрестке торговых путей; пошлины - князьям).
Рассказ преподавателя. Составление схемы на доске.
Продолжение борьбы.
Москва. Тверь.
Юрий Данилович Михаил Ярославович
Оба княжества ведут борьбу за ярлык на владыческий престол Князья, их дети, братья используют все методы: подкуп, женитьба на одной из сестер ордынских ханов; убивают друг друга; гибнут в Орде; в общем, много крови проливают за власть. В итоге ярлык получает тверской князь - Александр Михайлович.
Но в 1327 г. - восстание в Твери против Ордынского баскака; был перебит ордынский отряд. Немногие оставшиеся в живых бежали в Орду.
Иван Данилович, князь московский спешит к хану Узбеку в Орду. Вернулся он с татарским войском и войной прошелся по тверским местам.
Тверской князь Александр Михайлович » в Псков » в Литву Московский князь Иван Данилович получает в подарок Новгород, Кострому. Город Владимир же достался суздальскому князю. Только после его смерти ярлык на Владимирское княжество достанется Ивану Даниловичу.(1332 г.)
- Как вы оцениваете поступок Ивана Даниловича? (Ему нужен был не татарский ярлык; он спас таким образом от нашествия Москву, Владимир, Суздаль)
Работа по учебнику (cтр. l75 )
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Почему Ивана Даниловича назвали Калитой?
Какова его политика? Как оценивается его правление?
Вывод.
Другие причины возвышения Московского княжества.
Поддержка Москвы церковью.
Умная, гибкая, дальновидная политика московских князей.
Правление Ивана Даниловича Калиты в Москве с 1325 по 1340гг.
2. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья.
Семен Гордый (1340 - 1353гг.) (под запись).
Иван Красный (1353 - 1359.гг.)
Далее на престол вступил Дмитрий Иванович. 1359 - 1389 гг. - правление Дмитрия Ивановича в Москве (под запись).
Сообщение учащихся о Дмитрии Ивановиче, (показ слайда)
Каковы главные направления его деятельности?
Итоги:
Отобрал ярлык на владыческое княжение у суздальско-нижегородского князя;
Силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы;
Расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород) Работа по карте.
Если на Руси идет процесс объединения и усиления, то в Золотой Орде сложилась следующая ситуация. Она стала заметно слабеть, ее сотрясали смуты, усобицы в ней происходили те же процессы, которые пережила Русь в эпоху феодальной раздробленности.
В 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым порвал с ней отношения.
Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты ей дани? (новым нашествием)
1378 г.- сражение на р.Воже, (в рязанских пределах). Хан Бегич. Это было первое сражение, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев.
Действия русских были тщательно продуманы, возглавлял войско сам князь Дмитрий. Татаро - монголы были разгромлены, многие, в т.ч. Бегич погибли.
Мамай, озлобленный поражением, организовал набег на Рязанское княжество. Его снова разорили дотла. Но не удовлетворившись этим, Орда готовит новый поход.
Работа с документами.
Прочитайте текст из древних летописей и ответьте на вопросы:
Какова цель похода Мамая?
Кто явился союзником монголо-татар?
Что-то вас удивляет в этом?
К сражению готовилась и Русь. Дмитрий Иванович быстро собрал войска; ему прислали полки из большинства русских земель (около 30 русских городов), пришли отряды из западнорусских земель во главе с братьями Ягайло.
Видеоролик.
Чтение отрывка из «Задонщины» (отрывок).
Итак, Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати.
Чем вы объясните успех русского войска?
(умелые действия князя; правильная расстановка сил, тактика ведения боя; мужество и храбрость рядовых воинов; объединение сил русских княжеств; ослабление Орды и усиление Московского княжества; поддержка Русской православной церкви).
Каково значение Куликовской битвы?
(Поняли, что сила в единстве. Появилась надежда на окончание освобождения от ига; дух свободы раскрепостил людей. Они поняли, что есть в их жизни более высокая цель, чем личное благополучие. Это свобода всего народа, свобода страны.
Можно согласиться с мнением Ключевского «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». Действительно Куликовская битва сделала Москву общепризнанным центром объединения Руси, но и сундуки Ивана Калиты сыграли определенную роль, поскольку с них все и началось). 8 сентября 1380 г. - Куликовская битва.(под запись)
Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь, ослабленную потерями во время Куликовской битвы и других сражениях. Подошел к Москве; захватил и сжег город. Русь должна была возобновить уплату дани Орде, но в уменьшенном размере. Это поражение не могло свести на нет результаты того, что достигли герои Куликовского поля. Объединение русских земель продолжалось.
Около 1345 г.- Основание Троицкого монастыря Сергеем Радонежским.
Закрепление изученного, (выполнение теста)
-
Сергий Радонежский,(показ слайда) Сообщения учащихся.
Подведение итогов.
Д/з повторить конспект урока. Подготовить реферат об Иване III
Литература.
1 .Богуславский В.В. Правители России: биографический словарь. - М., 2006.
2.Документы и материалы к учебнику по отечественной истории. 10 кл. - М., 2002.
3.Кишенкова А.В. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10-11 кл. - М., 2006.
4.Кочетов Н.С. История России. Методическое обеспечение уроков. 11 кл. - Волгоград, 2001.
5.Кривошеев В.Б. Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX в. Учебное пособие для 9-11 кл. - М., 2002.
6.Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. - ростов на - Дону. 2004.
7.Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. 10 кл. Учебник. - М., 2015.
8.Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России. 10 кл. -М., 2003.
9.Электронная энциклопедия истории России. 862-1917.
Интернет - ресурсы:
«Картинная галерея» А.Петрова (http: Iart - rus. Narod. ru (gallery, htm)