Урок истории в 7 классе по теме «Российское государство XVI в.: быт и нравы»

6
0
Материал опубликован 19 October 2023


Бунова Инна Владимировна,

Ростовская область, станица Багаевская,

МБОУ Багаевская СОШ №2,

учитель истории


УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«Российское государство XVI в.: быт и нравы»


Аннотация: урок истории в 7 классе по теме «Российское государство XVI в.: быт и нравы» - урок изучения нового материала. Данный урок является базовым в разделе «Россия в XVI веке». Данная тема в системе уроков решает важные задачи: завершает изучение истории России XVI в. и формирует целостное представление у обучающихся об истории России XVI века. Состоит из трех этапов: мотивационно-целевого, содержательно-операционного, контрольно-оценочного.

Ключевые понятия: быт, летник, опашень, убрус, ферязь.


I.Цель урока: сформировать представление у обучающихся об особенностях быта разных категорий населения в XVI веке и выявить общие и различные черты в повседневной жизни жителей Российского государства XVI в.
II.Задачи урока:

Образовательная (формирование познавательных УУД):

познакомить обучающихся с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVI века;

формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства утверждений, характеризующих события исторического содержания.

Развивающая (формирование регулятивных УУД):

умение применять имеющиеся знания;

способствовать развитию у обучающихся творческого мышления;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов.

Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД):

воспитывать у обучающихся уважение к историческому и культурному прошлому своей Родины, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

III. Планируемые результаты:

1.Личностные

1.1 Развитие уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа;

1.2 Осознание значения семьи в становлении личности человека, принятие ценности воспитания;

1.3 Укрепление культурной и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

1.4 Формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории;
1.5 Восприятия истории как способа понимания современности.

2.Метапредметные

2.1 Познавательные

- формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы;

- умение формулировать понятия на основе анализа иллюстративного материала;
- умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации;
- переходить от общему к частному, рассматривая процесс в целом;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и особенностях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

2.2 Регулятивные

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- определять необходимые учебные действия в соответствии с учебной познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы.
2.3 Коммуникативные

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения;

- умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос.

- использовать вербальные и невербальные средства, подготовленные учителем.


3.Предметные

3.1 Формирование умения рассматривать исторический процесс социального расслоения в развитии, определяя особенности на отдельном этапе (XVI в.);

3.2 Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, отражающих ключевые аспекты повседневной жизни русского народа, раскрывая её познавательную ценность

3.3 Выработка умений сравнивать особенности жизни разных категорий населения;

3.4 Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни российского народа;

3.5 Вырабатывать умения определять и объяснять понятия, связанные с русским костюмом;
3.6 Умение представлять историческую информацию на основе ее анализа и систематизации в творческой форме, отражая ключевые положения.


IV. Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Методы и приемы: крючок; аналитическое задание на урок; театрализация; персонификация; анализ картины, исторического источника, художественного произведения; объяснение; эвристическая беседа; наглядный метод обучения: использование изобразительной наглядности (произведения исторической живописи – репродукция картин; использование условно-графической наглядности: таблицы, использование мультимедийных технологий: выделение главного; сравнение; работа по формированию понятий; обсуждение аналитического задания.

Используемые технологии: системно-деятельностный подход, компетентностный подход, дифференцированный подход (3 уровня домашнего задания), исследовательская технология обучения, технологии развивающего обучения, ИКТ.

Оборудование: мультимедиа, проектор, компьютер.

Межпредметные связи: обществознание – обращение к теме «Семья»; литература – использование и осмысление в рамках исторического процесса отрывка из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Внутрикурсовые связи: «Российское общество в XVI в.».

Способы контроля предметных результатов: обсуждение главного аналитического задания на урок.

V. Этапы урока:

Этапы урока (время, мин)

Содержание и деятельность

учителя


Деятельность

учащихся

Формируемые метапредметные результаты

Примеча-ние

Мотивационно-целевой,
5-7 минут

Проверяет готовность к уроку. Вводное слово.
Использует прием «крючок» в анализе представленного в презентации коллажа из картин для самостоятельной формулировки темы занятия учениками.

Организует работу с опорными конспектами.

Знакомит с планом урока:
1. Щи да каша пища наша (еда)

2. Встречают по одежде (одежда)

3. Делу время, потехе час (досуг)

4. Книга жизни («Домострой»)


Учитель демонстрирует изображение предметов (шапку Мономаха, меховую шапку, лапти, крест, горшочек с монетами) для актуализации знаний по теме «Категории населения Российского государства»
Формулирует главную
задачу на урок: Что общего и различного было в повседневной жизни представителей знати и низов?

Подводит к постановке обучающимися задач на урок через вопрос: Что вы должны узнать на уроке о жизни разных категорий населения для ответа на поставленные вопросы?

Готовятся к уроку.

Анализируют увиденное, формулируют тему.



Знакомятся с опорным конспектом, с планом урока.






Называют категории населения, опираясь на наглядные средства. (царь, бояре, крестьяне, духовенство, посадские жители: ремесленники и купцы)

Знакомятся с аналитическим заданием на урок

Формулируют задачи на урок как шаги для разрешения главного аналитического задания. Записывают задачи в опорный конспект.


- Умение работать с различными источниками информации (познавательные – далее п.);

- Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность (регулятивные- далее р.);





- Использовать вербальные и невербальные средства, подготовленные учителем (коммуникативные -далее к.)




-Определять необходимые учебные действия в соответствии с учебной познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения (р.)


Приложение 1


Приложение 2





Приложение 3





Содержательно-операционный,
28 – 30 минут

Задание классу: составьте рацион питания категорий населения. На основе рациона питания, сделайте вывод - какие продукты преобладали в XVI веке? Чем это можно объяснить?

Учащиеся показывают театральные сцены 1 и 2 , рассказывающие о рационе питания.

По итогам просмотра учащиеся должны заполнить два кластера: 1 «Рацион питания населения» и 2 «Рацион питания населения: общее и различное».





Учитель организует проверку ответов по предложенному аналитическому вопросу (На основе рациона питания, сделайте вывод - какие продукты преобладали в XVI веке? Чем это можно объяснить?


Учитель: Попробуйте на основе полученной информации сделать вывод по главному вопросу и отметьте его в опорном конспекте.




Учитель: Неотъемлемой частью повседневной жизни человека является его одежда. Вы знаете пословицу «Встречают по одежке». Давайте сейчас рассмотрим одежду разных категорий населения.

Задание: Во время объяснения учителя вы должны составить терминологический словарь по основным элементам одежды разных категорий населения.





Учитель: сделайте вывод по главному вопросу
урока и зафиксируйте его в опорные конспекты.


Учитель: Неотъемлемой частью повседневной жизни русского народа был досуг. Переходим к третьему вопросу.
Учитель работает по тексту Костомарова Н. «
Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV и XVII столетиях».
Эвристическая беседа с использованием наглядности.
Задание: определить, какие в тексте отмечены праздники.
Вопросы для беседы:

Кто участвовал в этих праздниках?

А почему участниками этих праздников было все населения?

Что было разрешено, а что запрещено делать в праздники?


Учитель: А сейчас давайте посмотрим, какими формами развлечений/досуга сопровождались народные праздники?

Учитель демонстрирует картины русских художников.
Эвристическая беседа по картинам.
Объяснение учителя про медвежьи забавы.
На основе картин и рассказа предлагается ученикам сделать вывод о том, у каких категорий населения были данные забавы.


Учитель: В этом году на уроках литературы вы изучали произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Давайте посмотрим, о каком развлечении писал в своей поэме русский поэт.

Аналитическая беседа. Учитель подводит обучающихся к выводу об ориентированности кулачного боя только на низшие слои населения.

Учитель демонстрирует изображение археологической находки. Предположите, что это такое?

Учитель: для разгадки этого вопроса давайте обратимся к видеофрагменту.
Демонстрация фрагмента из художественного фильма «Царь» (Иван Грозный играет в шахматы)
Объяснение учителя про шахматы как вид досуга.
Аналитическая беседа.

Предполагаемые вопросы:

Учитель: как вы думаете, какие способности нужны для того, чтобы научиться играть в шахматы?

Учитель: исходя из сказанного вами, попробуйте предположить, могли ли шахматы быть досугом для простых людей?
Учитель: Давайте тогда сделаем вывод, развлечением каких категорий населения были шахматы?




Учитель: давайте попробуем оказаться на одном из самых масштабных и веселых развлечений – царском пире. Смотрим отрывок из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» сцена пира.
Учитель: Предположите, для каких категорий населения были доступны такие угощения, а также домашняя утварь и посуда, которая использовалась на пиру

Учитель: Давайте сделаем вывод, пир – развлечение для …?


Учитель: на основе всех праздников и развлечений давайте сделаем общий вывод и запишем в опорный конспект.









Учитель: для того, чтобы завершить изучение жизни разных категорий населения, нужно знать не только их быт, но и основные принципы и нравы, по которым жили люди в 16 веке, поэтому давайте обратимся к «Домострою» - к книге, ставшей символом этого времени.

Объяснение учителя (краткая справка) о данном произведении.
Домострой -
рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде. В его основу легли старинные сборники подобных поучений. В XVI веке духовник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за домашними животными, ремонтировать сани и домашнюю утварь. Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел.

Учитель: в 21 веке у нас нет единой книги жизни, каждый творит свою историю, но в 16 веке все стороны жизни были строго регламентированы. Но вы, наверное, замечали, что в жизни законы, которые не меняются с течением времени. Это так называемые вечные общечеловеческие ценности. А вдруг мы, живущие в XXI веке, - забыли какой-то очень важный принцип из прошлого?

Переход к 4 вопросу плана.
Задание: проанализировать отрывки из «Домостроя» (по вариантам) и ответить на вопросы. Ответы занести в опорные конспекты.
Учитель: На каких принципах (требованиях) была построена семья в 16 веке по Домострою?

Учитель осуществляет проверку ответов.

Учитель: Какие из этих принципов сохранились в современной семье?

Учитель: Действительно, ребята, и поэтому наша задача – передавать их дальше, из поколения в поколения.

















Учитель: давайте вернемся к главному заданию нашего урока. Мы выяснили, что было общего и различного в жизни разных категорий населения. Сейчас нам необходимо проанализировать и сделать вывод – чего было больше: схожего или различного. У каждого из вас на парте есть стикер. В зависимости от вашего мнения прикрепите стикер на доску. (Доска разделена на 2 части, один цвет – «общего больше», другой цвет «различного больше»)

Обсуждение полученных итогов. Занесение вывода в опорный конспект.

Театрализованное представление.

Внимательный просмотр сцен остальными обучающимися.




Анализируют сценки, формулируют ответ на поставленный вопрос, записывают свой вариант ответа в кластеры




Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают предположения.





Формулируют вывод, работа с опорным конспектом.





Анализируют иллюстративные изображения, формулируют определения.



Письменно объясняют значения терминов в приложении к опорному конспекту.





Работа с опорными конспектами.


Анализируют текст, формулируют ответы на заданные вопросы.









В ходе беседы ученики делают вывод о том, что многие праздники были едиными для всех категорий населения.



Учащиеся анализируют картины, отвечают на поставленные вопросы









Ученик/ученица зачитывают отрывок из поэмы. Остальные анализируют.

Делают вывод.








Участвуют в ходе беседы, формулируют вывод, записывают в опорный конспект.









Учащиеся высказывают предположения

Необходимы ум, смекалка, логика)



Отвечают (нет, только для самых образованных людей)


Отвечают (правителей, царской семьи, знатных бояр)



Дети смотрят видеоотрывок, анализируют и отвечают на вопросы учителя, высказывая свои предположения.








Делают вывод, работают в опорной конспекте.

Делают вывод о том, что досуг и развлечения были разными для каждой категории населения, но присутствовали и общие церковные, языческие праздники для всего населения.



Слушают учителя.











































Анализируют отрывки, отвечают на вопросы, заносят ответы в опорные конспекты.





Зачитывают ответы, высказывают свои точки зрения про современную семью.

Предполагаемые ответы на вопросы к документу:
1) Отец семейства отвечал за благополучие, наставления и всех домочадцев.
2) Женщина отвечала за все хозяйственные дела
3) Родители должны заботиться о детях, учить их добродетелям, любить их. Воспитание телесными наказаниями

На основе любви и строгости
4) Дети должны любить своих родителей, заботиться о них, уважать.
Делают вывод:

Положения Домостроя были одинаковыми для всех категорий населения, а значит, ценности и нравы во многом были общими для всего русского народа.

Сегодня нравственные ценности остаются неизменными.

Высказывают свое мнение относительно ответа на аналитическое задание урока. Приходят к выводу о том, что в XVI в. стало резче неравенство среди людей разных категорий населения. Но еще сохранились общие для всех формирующихся сословий основы жизни. Записывают в опорный конспект полученные выводы

- способность переходить от общему к частному, понимая процесс в целом (п);

- умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации (п);

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (п).


Умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос (к);

- Умение работать с различными источниками информации (п);

- формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя (п);

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения (к)

- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы (п)
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (п)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность (р)
- умение формулировать понятия на основе анализа иллюстративного материала. (п)
- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)
- умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации; (п);

- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)



- Умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос (к);

- Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения (к);

- Умение анализировать, выделять главное в учебном материале (п);

-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и особенностях; (п)

- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)


- формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя;
- умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос (к)
- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)


- умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)

- умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к)
- формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя; (п)


- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и особенностях)

- умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к)


- умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)

- умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к)









- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; (р)









































- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения; (к)

- умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к)

- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения; (к)















- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность (р)

- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п)
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения; (к)

Приложение 4





См. приложение 5

















См. приложение 6



Приложение 2









См. приложение 7
















См. приложение 8









См. приложение 9









См. приложе-ние 10.
























































































см. приложение 11








































Контрольно--оценочный, в том числе рефлексивный

5 минут

На экран выводится оценочный лист урок с вопросами:

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а)

2. Сегодня на уроке я научился(лась) 

3. Самым неожиданным для меня сегодня стало

4. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше  5.Осталось непонятным 

Учитель: Ребята, я думаю, что мы с вами сегодня все убедились в том, что нельзя понять эпоху, не зная особенностей уклада жизни и быта людей. Ведь именно в повседневности любого человека, мы черпаем самые подлинные знания о том времени, в которое нам удалось с вами окунуться. Поэтому здесь нельзя не вспомнить цитату великого испанского писателя Мигеля Сервантеса: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Предлагает учащимся домашнее задание с возможностью выбора уровня сложности.
1 уровень:

Сравнить повседневную жизнь любой категории населения (правителя государства, представителя знати, крестьянина,) с повседневной жизнью представителя европейского общества того же периода: например, крестьянина Российского государства XVI века и крестьянина Англии XVI века. Сделать вывод о сходствах или различиях.
3 уровень:

Придумайте рассказ от первого лица «Один день из жизни…», используя знания, полученные на уроке, и дополнительную литературу.

Благодарит учащихся за работу на уроке, отдельно отмечая самых активных.

Анализируют деятельность на занятии и содержание пройденной темы (рефлексия).



















Знакомятся с домашним заданием.

- Соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы. (р)

































Приложение 1

Коллаж из картин для самостоятельной формулировки темы занятия учениками.

t1697696846aa.jpgt1697696846ab.jpgt1697696846ac.jpg

t1697696846ad.jpgt1697696846ae.jpgt1697696846af.jpg







Опорный конспект Приложение 2

t1697696846ag.jpg



Терминологический словарь по теме «Одежда населения в XVI веке»t1697696846ah.gif



Задание по теме «Категории населения Российского государства» Приложение 3


t1697696846ai.jpgt1697696846aj.pngt1697696846ak.jpgt1697696846al.jpg

t1697696846am.jpgt1697696846an.pngt1697696846ao.jpg





Приложение 4

Театрализация:

Сцена 1:

Слуга: Ваша милость, нужно составить меню для ужина сегодняшнего, гостей придёт много - Оболенские, Шуйские, чего изволите сегодня?

Боярин: Хлеб всему глава! Извольте приготовить и ячменный, и пшеничный. Вначале подайте кашу - сегодня из овса. И пироги обязательно с мясом, грибами. Так, чем бы ещё гостей удивить?

Слуга: Быть может - рыбу на базаре свежую купить, да солью удобрить - отличное блюдо получится

Боярин: Гулять так, гулять! Вот, держи, отправишь на базар. (Дает мешок с деньгами)

Слуга: Ещё что угодно Вам будет? Квас или вино?

Боярин: И квас, и вино, а можешь и медовуху! Шуйские очень щи из капусты и свеклы жалуют - пусть подадут!

Слуга: На базаре сегодня утром говорят бараньи ноги продавали, да говядины вдоволь было - поди не раскупили.

Боярин: В мешке денег достаточно будет, и их возьми. Да передай, чтобы не затягивали - гости ждать не должны.

Сцена 2.

Выходит крестьянин с сыном.

Отец говорит сыну: Урожай нынче хороший выдался! И репа уродилась, и морковь, и свекла – на кашу да пироги хватит. Капусты и той впрок на щи достаточно будет. В конце неделе на поле пойду – Бог даст, и ржи для хлеба много будет. Сейчас кваса отведаешь да в лес – по грибы да по ягоды. А завтра ранним утром на рыбалку ступай – уж очень младшие рыбу любят.

Сын: Хорошо, тятенька!







Кластер 1 «Рацион питания населения в 16 веке» Приложение 5.

t1697696846ap.gif



Кластер 2 «Рацион питания населения в 16 веке: общее и различное»

t1697696846aq.gif

Мужская и женская одежда в 16 веке. Приложение 6

t1697696846ar.pngt1697696846as.jpg



Приложение 7

Отрывок из текста Н.И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV и XVII столетиях».


Праздники были временем отклонения от обычного по­рядка по ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благоче­стивые люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского благотворения. Ходить в церковь к установленному бого­служению была первая потребность; кроме того, хозяева приглашали к себе духовенство и служили в доме молеб­ны, и считали долгом кормить нищих и подавать милосты­ню.

Таким образом цари учреждали трапезы на нищих в собственных хоромах и, покормивши их, из собственных рук раздавали деньги, отправлялись в богадельни, посеща­ли тюрьмы и давали милостыню заключенным. Такие бла­готворительные путешествия происходили особенно пред большими праздниками: пред Пасхою и Рождеством Хри­стовым, также на масленице; но совершались и в другие господские и богородичные праздники. Обычай этот на­блюдался повсеместно знатными господами и вообще за­житочными людьми. Алчных кормить, жадных поить, на­гих одевать, больных посещать, в темницы приходить и ноги умывать — по выражению времени, составляло са­мое богоугодное препровождение праздничных и воск­ресных дней. Были примеры, что за такие благотворитель­ные поступки цари повышали в чины, как за службу.

Дни праздничные считались приличнейшим временем для пи­ров […]. Законодательство русское помогало церкви, воз­бранявшей отправлять житейские труды в праздничное время; запрещало судить и сидеть в приказах в большие праздники и воскресные дни, кроме, впрочем, важных, нужных государственных дел; торговые люди должны бы­ли прекращать свои занятия накануне воскресного и праз­дничного дня за три часа до вечера; и даже в будни, по случаю храмовых праздников и крестных ходов, запрещалось работать и торговать до окончания богослужения; но эти правила исполнялись плохо, и несмотря на строгую подчиненность церковным формам в жизни, несмотря на то, что русские даже время считали не иначе, как празд­никами, к изумлению иностранцев, они торговали и рабо­тали и по воскресеньям, и по господским праздникам. За­то простой народ находил, что ничем так нельзя почитать праздника, как пьянством; чем больше был праздник, тем ниже был разгул, тем более выбиралось в казну дохода в кабаках и кружечных дворах, — даже во время богослу­жения пьяницы уже толпились около питейных домов: «Кто празднику рад, тот до свету пьян», — говорил и го­ворит народ великорусский. […]





Приложение 8

t1697696846at.jpgt1697696846au.jpg

Русский лубок 16 века «Бой с медведем». Репродукция картины В. Нагорнова

t1697696846av.jpgt1697696846aw.jpg

Приложение 9

Отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальцо,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в 25 сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.





Приложение 10

Шахматная фигура. XVI в. Обнаружена в 2008 г. во время археологических раскопок на территории музея-заповедника «Александровская слобода».

t1697696846ax.png





Отрывки из «Домостроя», предлагаемые для анализа по вариантам: Приложение 11

1 вариант:
1. «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать <…>. А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Следует мужьям воспитывать жён своих с любовью примерным наставлением; а что муж детям накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению.»
Вопрос: Какие обязанности лежат на мужчине?

2. «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху Божию и вежливости и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать — дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей….. Немного ослабишь над ним власть, так много будешь скорбеть…» Отец семейства отвечал за благополучие, наставления и всех домочадцев.
Вопрос: Какие обязанности лежат на женщине?

2 вариант:

1. «Во все дни… мужу с женой советоваться об устроении домовном, на ком что положено, и кому которое дело приказано ведать. Жена, прежде всего, заботится о чистоте в доме, встав утром и отслужив молебное пение, распределяет дневную работу прислужницам. Да и сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы скатать да испечь. Да хорошо бы выстирать, прокипятить и начисто выполоскать и высушить. Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья — всегда и сама за делом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала. Да детей уму разуму учила и глаз не спускала.»
Вопрос: Каким было отношение родителей к детям?

2. Чада, послушайте заповеди Господни: любите отца своего, и мать свою, слушайте их, и повинуйтесь им, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души понесете вы на своей шее, и благо вам будет на земле… Писано, что отчее проклятие иссушит, а материнское – искоренит. Если оскудеют разумом в старости отец и мать, не бесчестите их, не укоряйте, и от своих чад почтение будет. Не забывайте труда матери и отца, как о вас они болели и печалились, покойте старость их, и о них болезнуйте, как они о вас…

Вопрос: Каким было отношение детей к родителям?

VI. Способы контрольно-оценочной деятельности учителя на данном уроке: выполнение главного аналитического задания на урок.

VII. Ресурсы урока (учебные пособия, источники для работы учащихся, пособия для учителя, др.).

Учебные пособия:

Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. Токаревой «История России. 7 класс. В двух частях». М., Просвещение, 2021 г.;

Коровин В.Я. «Литература. 7 класс». Учебник в 2 частях, М., Просвещение, 2021 г., часть 1. 


Пособия для учителя:

О.Н. Журавлева. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных школ. М., Просвещение, 2021 г.;

Источники для работы учащихся:

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Художественная Литература, 1985 г.;

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. – М.: Наука, 1996 г.;

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. – М.: Просвещение, 1998 г.;

Репродукция картины В. Нагорнова Бой с медведем»;

Репродукция картины Ф.Н. Рисса "Скоморохи в деревне";

Отрывки из к/ф Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и П. Лунгина «Царь».





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации