Урок истории в 7 классе по теме «Российское государство XVI в.: быт и нравы»
Бунова Инна Владимировна,
Ростовская область, станица Багаевская,
МБОУ Багаевская СОШ №2,
учитель истории
УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Российское государство XVI в.: быт и нравы»
Аннотация: урок истории в 7 классе по теме «Российское государство XVI в.: быт и нравы» - урок изучения нового материала. Данный урок является базовым в разделе «Россия в XVI веке». Данная тема в системе уроков решает важные задачи: завершает изучение истории России XVI в. и формирует целостное представление у обучающихся об истории России XVI века. Состоит из трех этапов: мотивационно-целевого, содержательно-операционного, контрольно-оценочного.
Ключевые понятия: быт, летник, опашень, убрус, ферязь.
I.Цель урока: сформировать представление у обучающихся об особенностях быта разных категорий населения в XVI веке и выявить общие и различные черты в повседневной жизни жителей Российского государства XVI в.
II.Задачи урока:
Образовательная (формирование познавательных УУД):
познакомить обучающихся с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVI века;
формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства утверждений, характеризующих события исторического содержания.
Развивающая (формирование регулятивных УУД):
умение применять имеющиеся знания;
способствовать развитию у обучающихся творческого мышления;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов.
Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД):
воспитывать у обучающихся уважение к историческому и культурному прошлому своей Родины, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
III. Планируемые результаты:
1.Личностные
1.1 Развитие уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа;
1.2 Осознание значения семьи в становлении личности человека, принятие ценности воспитания;
1.3 Укрепление культурной и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
1.4 Формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории;
1.5 Восприятия истории как способа понимания современности.
2.Метапредметные
2.1 Познавательные
- формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы;
- умение формулировать понятия на основе анализа иллюстративного материала;
- умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации;
- переходить от общему к частному, рассматривая процесс в целом;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и особенностях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
2.2 Регулятивные
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- определять необходимые учебные действия в соответствии с учебной познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы.
2.3 Коммуникативные
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения;
- умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос.
- использовать вербальные и невербальные средства, подготовленные учителем.
3.Предметные
3.1 Формирование умения рассматривать исторический процесс социального расслоения в развитии, определяя особенности на отдельном этапе (XVI в.);
3.2 Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, отражающих ключевые аспекты повседневной жизни русского народа, раскрывая её познавательную ценность
3.3 Выработка умений сравнивать особенности жизни разных категорий населения;
3.4 Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни российского народа;
3.5 Вырабатывать умения определять и объяснять понятия, связанные с русским костюмом;
3.6 Умение представлять историческую информацию на основе ее анализа и систематизации в творческой форме, отражая ключевые положения.
IV. Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Методы и приемы: крючок; аналитическое задание на урок; театрализация; персонификация; анализ картины, исторического источника, художественного произведения; объяснение; эвристическая беседа; наглядный метод обучения: использование изобразительной наглядности (произведения исторической живописи – репродукция картин; использование условно-графической наглядности: таблицы, использование мультимедийных технологий: выделение главного; сравнение; работа по формированию понятий; обсуждение аналитического задания.
Используемые технологии: системно-деятельностный подход, компетентностный подход, дифференцированный подход (3 уровня домашнего задания), исследовательская технология обучения, технологии развивающего обучения, ИКТ.
Оборудование: мультимедиа, проектор, компьютер.
Межпредметные связи: обществознание – обращение к теме «Семья»; литература – использование и осмысление в рамках исторического процесса отрывка из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Внутрикурсовые связи: «Российское общество в XVI в.».
Способы контроля предметных результатов: обсуждение главного аналитического задания на урок.
V. Этапы урока:
Этапы урока (время, мин) | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые метапредметные результаты | Примеча-ние |
Мотивационно-целевой, | Проверяет готовность к уроку. Вводное слово. Организует работу с опорными конспектами. Знакомит с планом урока: 2. Встречают по одежде (одежда) 3. Делу время, потехе час (досуг) 4. Книга жизни («Домострой») Учитель демонстрирует изображение предметов (шапку Мономаха, меховую шапку, лапти, крест, горшочек с монетами) для актуализации знаний по теме «Категории населения Российского государства» Подводит к постановке обучающимися задач на урок через вопрос: Что вы должны узнать на уроке о жизни разных категорий населения для ответа на поставленные вопросы? | Готовятся к уроку. Анализируют увиденное, формулируют тему. Знакомятся с опорным конспектом, с планом урока. Называют категории населения, опираясь на наглядные средства. (царь, бояре, крестьяне, духовенство, посадские жители: ремесленники и купцы) Знакомятся с аналитическим заданием на урок Формулируют задачи на урок как шаги для разрешения главного аналитического задания. Записывают задачи в опорный конспект. | - Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность (регулятивные- далее р.); - Использовать вербальные и невербальные средства, подготовленные учителем (коммуникативные -далее к.)
| Приложение 3 |
Содержательно-операционный, | Задание классу: составьте рацион питания категорий населения. На основе рациона питания, сделайте вывод - какие продукты преобладали в XVI веке? Чем это можно объяснить? Учащиеся показывают театральные сцены 1 и 2 , рассказывающие о рационе питания. По итогам просмотра учащиеся должны заполнить два кластера: 1 «Рацион питания населения» и 2 «Рацион питания населения: общее и различное». Учитель организует проверку ответов по предложенному аналитическому вопросу (На основе рациона питания, сделайте вывод - какие продукты преобладали в XVI веке? Чем это можно объяснить? Учитель: Попробуйте на основе полученной информации сделать вывод по главному вопросу и отметьте его в опорном конспекте. Учитель: Неотъемлемой частью повседневной жизни человека является его одежда. Вы знаете пословицу «Встречают по одежке». Давайте сейчас рассмотрим одежду разных категорий населения. Задание: Во время объяснения учителя вы должны составить терминологический словарь по основным элементам одежды разных категорий населения.
Кто участвовал в этих праздниках? А почему участниками этих праздников было все населения? Что было разрешено, а что запрещено делать в праздники? Учитель: А сейчас давайте посмотрим, какими формами развлечений/досуга сопровождались народные праздники? Учитель демонстрирует картины русских художников. Учитель: В этом году на уроках литературы вы изучали произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Давайте посмотрим, о каком развлечении писал в своей поэме русский поэт. Аналитическая беседа. Учитель подводит обучающихся к выводу об ориентированности кулачного боя только на низшие слои населения. Учитель демонстрирует изображение археологической находки. Предположите, что это такое? Учитель: для разгадки этого вопроса давайте обратимся к видеофрагменту. Предполагаемые вопросы: Учитель: как вы думаете, какие способности нужны для того, чтобы научиться играть в шахматы? Учитель: исходя из сказанного вами, попробуйте предположить, могли ли шахматы быть досугом для простых людей? Учитель: давайте попробуем оказаться на одном из самых масштабных и веселых развлечений – царском пире. Смотрим отрывок из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» сцена пира. Учитель: Давайте сделаем вывод, пир – развлечение для …?
Учитель: для того, чтобы завершить изучение жизни разных категорий населения, нужно знать не только их быт, но и основные принципы и нравы, по которым жили люди в 16 веке, поэтому давайте обратимся к «Домострою» - к книге, ставшей символом этого времени. Объяснение учителя (краткая справка) о данном произведении. Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за домашними животными, ремонтировать сани и домашнюю утварь. Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Учитель: в 21 веке у нас нет единой книги жизни, каждый творит свою историю, но в 16 веке все стороны жизни были строго регламентированы. Но вы, наверное, замечали, что в жизни законы, которые не меняются с течением времени. Это так называемые вечные общечеловеческие ценности. А вдруг мы, живущие в XXI веке, - забыли какой-то очень важный принцип из прошлого? Переход к 4 вопросу плана. Учитель осуществляет проверку ответов. Учитель: Какие из этих принципов сохранились в современной семье? Учитель: Действительно, ребята, и поэтому наша задача – передавать их дальше, из поколения в поколения. Учитель: давайте вернемся к главному заданию нашего урока. Мы выяснили, что было общего и различного в жизни разных категорий населения. Сейчас нам необходимо проанализировать и сделать вывод – чего было больше: схожего или различного. У каждого из вас на парте есть стикер. В зависимости от вашего мнения прикрепите стикер на доску. (Доска разделена на 2 части, один цвет – «общего больше», другой цвет «различного больше») Обсуждение полученных итогов. Занесение вывода в опорный конспект. | Театрализованное представление. Внимательный просмотр сцен остальными обучающимися. Анализируют сценки, формулируют ответ на поставленный вопрос, записывают свой вариант ответа в кластеры Отвечают на вопрос учителя. Высказывают предположения. Формулируют вывод, работа с опорным конспектом.
Письменно объясняют значения терминов в приложении к опорному конспекту. Работа с опорными конспектами. Анализируют текст, формулируют ответы на заданные вопросы. В ходе беседы ученики делают вывод о том, что многие праздники были едиными для всех категорий населения. Учащиеся анализируют картины, отвечают на поставленные вопросы Ученик/ученица зачитывают отрывок из поэмы. Остальные анализируют. Делают вывод. Участвуют в ходе беседы, формулируют вывод, записывают в опорный конспект. Учащиеся высказывают предположения Необходимы ум, смекалка, логика) Отвечают (нет, только для самых образованных людей) Отвечают (правителей, царской семьи, знатных бояр) Дети смотрят видеоотрывок, анализируют и отвечают на вопросы учителя, высказывая свои предположения. Делают вывод, работают в опорной конспекте. Делают вывод о том, что досуг и развлечения были разными для каждой категории населения, но присутствовали и общие церковные, языческие праздники для всего населения. Слушают учителя. Анализируют отрывки, отвечают на вопросы, заносят ответы в опорные конспекты. Зачитывают ответы, высказывают свои точки зрения про современную семью. Предполагаемые ответы на вопросы к документу: На основе любви и строгости Положения Домостроя были одинаковыми для всех категорий населения, а значит, ценности и нравы во многом были общими для всего русского народа. Сегодня нравственные ценности остаются неизменными. Высказывают свое мнение относительно ответа на аналитическое задание урока. Приходят к выводу о том, что в XVI в. стало резче неравенство среди людей разных категорий населения. Но еще сохранились общие для всех формирующихся сословий основы жизни. Записывают в опорный конспект полученные выводы | - способность переходить от общему к частному, понимая процесс в целом (п); - умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации (п); - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (п). Умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос (к); - Умение работать с различными источниками информации (п); - формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя (п); - корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения (к) - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы (п) - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п) - Умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос (к); - Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения (к); - Умение анализировать, выделять главное в учебном материале (п); -умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и особенностях; (п) - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п) - формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя; - умение работать с различными источниками информации и излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи на основе их анализа и интерпретации; - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п) - умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к) - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и особенностях) - умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к) - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п) - умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к)
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль в ходе обсуждения; (к) - умение владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, сжато давать ответ на вопрос. (к) - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п) - корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения; (к) - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность (р) - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; (п) | Приложение 4 См. приложение 5 См. приложение 6 Приложение 2 См. приложение 7 См. приложение 8 См. приложение 9 См. приложе-ние 10. см. приложение 11 |
Контрольно--оценочный, в том числе рефлексивный 5 минут | На экран выводится оценочный лист урок с вопросами: Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) 2. Сегодня на уроке я научился(лась) 3. Самым неожиданным для меня сегодня стало 4. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше 5.Осталось непонятным Учитель: Ребята, я думаю, что мы с вами сегодня все убедились в том, что нельзя понять эпоху, не зная особенностей уклада жизни и быта людей. Ведь именно в повседневности любого человека, мы черпаем самые подлинные знания о том времени, в которое нам удалось с вами окунуться. Поэтому здесь нельзя не вспомнить цитату великого испанского писателя Мигеля Сервантеса: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Предлагает учащимся домашнее задание с возможностью выбора уровня сложности. Сравнить повседневную жизнь любой категории населения (правителя государства, представителя знати, крестьянина,) с повседневной жизнью представителя европейского общества того же периода: например, крестьянина Российского государства XVI века и крестьянина Англии XVI века. Сделать вывод о сходствах или различиях. Придумайте рассказ от первого лица «Один день из жизни…», используя знания, полученные на уроке, и дополнительную литературу. Благодарит учащихся за работу на уроке, отдельно отмечая самых активных. | Анализируют деятельность на занятии и содержание пройденной темы (рефлексия). Знакомятся с домашним заданием. | - Соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы. (р) | |
Приложение 1
Коллаж из картин для самостоятельной формулировки темы занятия учениками.
Опорный конспект Приложение 2
Терминологический словарь по теме «Одежда населения в XVI веке»
Задание по теме «Категории населения Российского государства» Приложение 3
Приложение 4
Театрализация:
Сцена 1:
Слуга: Ваша милость, нужно составить меню для ужина сегодняшнего, гостей придёт много - Оболенские, Шуйские, чего изволите сегодня?
Боярин: Хлеб всему глава! Извольте приготовить и ячменный, и пшеничный. Вначале подайте кашу - сегодня из овса. И пироги обязательно с мясом, грибами. Так, чем бы ещё гостей удивить?
Слуга: Быть может - рыбу на базаре свежую купить, да солью удобрить - отличное блюдо получится
Боярин: Гулять так, гулять! Вот, держи, отправишь на базар. (Дает мешок с деньгами)
Слуга: Ещё что угодно Вам будет? Квас или вино?
Боярин: И квас, и вино, а можешь и медовуху! Шуйские очень щи из капусты и свеклы жалуют - пусть подадут!
Слуга: На базаре сегодня утром говорят бараньи ноги продавали, да говядины вдоволь было - поди не раскупили.
Боярин: В мешке денег достаточно будет, и их возьми. Да передай, чтобы не затягивали - гости ждать не должны.
Сцена 2.
Выходит крестьянин с сыном.
Отец говорит сыну: Урожай нынче хороший выдался! И репа уродилась, и морковь, и свекла – на кашу да пироги хватит. Капусты и той впрок на щи достаточно будет. В конце неделе на поле пойду – Бог даст, и ржи для хлеба много будет. Сейчас кваса отведаешь да в лес – по грибы да по ягоды. А завтра ранним утром на рыбалку ступай – уж очень младшие рыбу любят.
Сын: Хорошо, тятенька!
Кластер 1 «Рацион питания населения в 16 веке» Приложение 5.
Кластер 2 «Рацион питания населения в 16 веке: общее и различное»
Мужская и женская одежда в 16 веке. Приложение 6
Приложение 7
Отрывок из текста Н.И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV и XVII столетиях».
Праздники были временем отклонения от обычного порядка по ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благочестивые люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского благотворения. Ходить в церковь к установленному богослужению была первая потребность; кроме того, хозяева приглашали к себе духовенство и служили в доме молебны, и считали долгом кормить нищих и подавать милостыню.
Таким образом цари учреждали трапезы на нищих в собственных хоромах и, покормивши их, из собственных рук раздавали деньги, отправлялись в богадельни, посещали тюрьмы и давали милостыню заключенным. Такие благотворительные путешествия происходили особенно пред большими праздниками: пред Пасхою и Рождеством Христовым, также на масленице; но совершались и в другие господские и богородичные праздники. Обычай этот наблюдался повсеместно знатными господами и вообще зажиточными людьми. Алчных кормить, жадных поить, нагих одевать, больных посещать, в темницы приходить и ноги умывать — по выражению времени, составляло самое богоугодное препровождение праздничных и воскресных дней. Были примеры, что за такие благотворительные поступки цари повышали в чины, как за службу.
Дни праздничные считались приличнейшим временем для пиров […]. Законодательство русское помогало церкви, возбранявшей отправлять житейские труды в праздничное время; запрещало судить и сидеть в приказах в большие праздники и воскресные дни, кроме, впрочем, важных, нужных государственных дел; торговые люди должны были прекращать свои занятия накануне воскресного и праздничного дня за три часа до вечера; и даже в будни, по случаю храмовых праздников и крестных ходов, запрещалось работать и торговать до окончания богослужения; но эти правила исполнялись плохо, и несмотря на строгую подчиненность церковным формам в жизни, несмотря на то, что русские даже время считали не иначе, как праздниками, к изумлению иностранцев, они торговали и работали и по воскресеньям, и по господским праздникам. Зато простой народ находил, что ничем так нельзя почитать праздника, как пьянством; чем больше был праздник, тем ниже был разгул, тем более выбиралось в казну дохода в кабаках и кружечных дворах, — даже во время богослужения пьяницы уже толпились около питейных домов: «Кто празднику рад, тот до свету пьян», — говорил и говорит народ великорусский. […]
Приложение 8
Русский лубок 16 века «Бой с медведем». Репродукция картины В. Нагорнова
Приложение 9
Отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальцо,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в 25 сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
Приложение 10
Шахматная фигура. XVI в. Обнаружена в 2008 г. во время археологических раскопок на территории музея-заповедника «Александровская слобода».
Отрывки из «Домостроя», предлагаемые для анализа по вариантам: Приложение 11
1 вариант:
1. «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать <…>. А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Следует мужьям воспитывать жён своих с любовью примерным наставлением; а что муж детям накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению.»
Вопрос: Какие обязанности лежат на мужчине?
2. «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху Божию и вежливости и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать — дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей….. Немного ослабишь над ним власть, так много будешь скорбеть…» Отец семейства отвечал за благополучие, наставления и всех домочадцев.
Вопрос: Какие обязанности лежат на женщине?
2 вариант:
1. «Во все дни… мужу с женой советоваться об устроении домовном, на ком что положено, и кому которое дело приказано ведать. Жена, прежде всего, заботится о чистоте в доме, встав утром и отслужив молебное пение, распределяет дневную работу прислужницам. Да и сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы скатать да испечь. Да хорошо бы выстирать, прокипятить и начисто выполоскать и высушить. Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья — всегда и сама за делом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала. Да детей уму разуму учила и глаз не спускала.»
Вопрос: Каким было отношение родителей к детям?
2. Чада, послушайте заповеди Господни: любите отца своего, и мать свою, слушайте их, и повинуйтесь им, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души понесете вы на своей шее, и благо вам будет на земле… Писано, что отчее проклятие иссушит, а материнское – искоренит. Если оскудеют разумом в старости отец и мать, не бесчестите их, не укоряйте, и от своих чад почтение будет. Не забывайте труда матери и отца, как о вас они болели и печалились, покойте старость их, и о них болезнуйте, как они о вас…
Вопрос: Каким было отношение детей к родителям?
VI. Способы контрольно-оценочной деятельности учителя на данном уроке: выполнение главного аналитического задания на урок.
VII. Ресурсы урока (учебные пособия, источники для работы учащихся, пособия для учителя, др.).
Учебные пособия:
Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. Токаревой «История России. 7 класс. В двух частях». М., Просвещение, 2021 г.;
Коровин В.Я. «Литература. 7 класс». Учебник в 2 частях, М., Просвещение, 2021 г., часть 1.
Пособия для учителя:
О.Н. Журавлева. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных школ. М., Просвещение, 2021 г.;
Источники для работы учащихся:
Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Художественная Литература, 1985 г.;
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. – М.: Наука, 1996 г.;
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. – М.: Просвещение, 1998 г.;
Репродукция картины В. Нагорнова Бой с медведем»;
Репродукция картины Ф.Н. Рисса "Скоморохи в деревне";
Отрывки из к/ф Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и П. Лунгина «Царь».