Урок ИЗО в 1 классе по теме «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)»
Цель: развитие умения изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроения.
Задачи урока
• Формировать навык получения нового цвета путём смешивания двух красок.
• Формировать навык выполнения плавных переходов одного цвета в другой, изменения цвета с помощью белой краски.
• Осваивать работу со всей поверхностью листа, гармонично заполнять её.
• Осваивать техники работы кистью и красками.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Эмоциональный настрой.
-Американские психологи выяснили, что любая эмоция длится от 1 секунды до 12 минут. Далее начинает действовать настрой или настроение.
-Предлагаю сегодняшний урок начать с игры «Брось улыбку». Я начну игру. У меня хорошее настроение, поэтому я улыбаюсь. Сейчас я «брошу улыбку» кому-то из вас, вы должны ее «поймать», улыбнуться и «бросить улыбку» кому-то из одноклассников.
-Ну что, я вижу, что все улыбаются. Надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока!
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться передавать при помощи красок свое настроение.
- Как вы думаете, можно это сделать?
- Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.
СЛАЙД 1.
III. Введение в тему урока.
- Вступительная беседа
-Послушайте запись «Песни жаворонка» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чаковского.
СЛАЙД 2.
- Какой характер этого музыкального отрывка?
- Какие чувства возникали у вас во время слушания?
-Что себе представляли себе?
- Какое настроение вам передалось от такой композиции?
-А теперь послушайте отрывок из другого произведения.
СЛАЙД 3.
Сергей Прокофьев «Детская музыка. № 8, Дождь и радуга».
- Какая по характеру эта композиция?
- Какие чувства возникали у вас при прослушивании? (Печаль, огорчение, жалость.)
- Какие картины вы бы нарисовали к этой песне?
-Сравните два музыкальных произведения. Какой вывод можно сделать? (с помощью музыки можно передать настроение)
-А можно ли это настроение изобразить на бумаге?
-Подумайте, какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение?
-Ребята, чтобы стать настоящим художником, надо много учиться. Но учиться надо и для того, чтобы стать зрителем. Тогда для вас откроется удивительный мир искусства.
-Во все времена художники создавали произведения – картины и скульптуру. Замечательные картины, которые появились благодаря великим художникам, надо знать и уметь понимать.
-Приглашаю вас посетить небольшую выставку картин. Страница 36-41. (При отсутствии учебника работа организуется со слайдами презентации)
СЛАЙД 4.
Ван Гог «Подсолнухи».
-Посмотрите, как смело и красиво художник смешивает краски! Какое настроение вызывает картина? Какие краски использовал Ван Гог?
СЛАЙД 5.
М.Врубель «Царевна-Лебедь».
-Обратите внимание на глаза. Они сверкают как драгоценные камни. И таинственно мерцают в ее короне камни, похожие на глаза.
-Какое настроение навеяла эта картина? Какие краски использовал автор в своей работе? Почему именно эти краски он выбрал?
-Предлагаю поиграть. Игра называется «Дорисуй настроение». (На доске размещается 3 альбомных листа). По моему сигналу с каждого ряда к доске выходят по 1 человеку и начинают на листе что-то рисовать. По команде «Стоп» останавливаются, садятся на место, а к доске выходят следующие учащиеся. В итоге каждый ряд совместными усилиями нарисует картину, затем работы анализируются.
(Упражнение способствует организации двигательной активности учеников).
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Чтобы изобразить грусть или радость, не обязательно рисовать какой-либо предмет или явление. Вы можете изобразить все, что вам хочется, цветом – своими красками.
- Вы можете изобразить музыку, которую сегодня услышали, подобрав нужные цвета.
- Пофантазируйте, и у вас обязательно получится нарисовать свое настроение.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение?
- Кому из вас было грустно?
- Определите по рисунку настроение вашего соседа.
- Как вы догадались?
- Какие краски вы использовали для хорошего настроения?
- Какими красками изобразили грусть, печаль?
- Легко или сложно изобразить свое настроение, отношение к происходящему?
2. Обобщение.
-Скажите, что нового вы сегодня узнали? Предложение начинаете со слов «Сегодня я …». А весь класс будет ему отвечать словами: «И это здорово!».
3. Уборка рабочего места.
https://www.spb-zerkalny.ru/doc/metod-dlya-nastroya.pdf
https://artsland.ru/files/art_attachment/5c217bcdf5681b29fe2b548a0d7996d1.jpg
https://www.clipartmax.com/png/full/31-319225_rainbow-transparent-png-clip-art-rainbow-transparent.png
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна