12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Михайловна Москаленко4 |
Урок литературы. Тема: Д.С. Лихачёв "Земля родная"
Урок литературы.
Тема: Д.С. Лихачв. Главы из книги «Земля родная».
Знания на уроке: публицистика, публицистическое произведение.
Словарная работа: духовные ценности.
Ход урока:
Работа со вступительной статьей учебника. Составление плана статьи.
- Д.С. Лихачёв – специалист в области древнерусской литературы.
- Что отвлекало ученого от занятий академической наукой?
(Стремление сохранить материальные и духовные ценности народа).
- Что такое духовные ценности, достояние народа?
(Духовные ценности – добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости; язык, литературные произведения.)
- Смысл названия книги «Земля родная»?
- Что человек может сделать для своей земли?
2. Знакомство с новым литературным понятием.
Работа со словарем литературных терминов, включенных в учебник, над статьей «Публицистика». Учащиеся записывают в тетрадь определение этого термина.
(Публицистика – литература по общественно-политическим вопросам современности.)
Подчеркиваем еще одну сторону публицистических произведений – их злободневность, т.е. важность для сегодняшнего дня.
- Первая команда работает над главой «Молодость – это вся жизнь».
- Вторая команда – над главой «Искусство открывает нам большой мир».
- Третья команда – над главой «Учиться говорить и писать».
Распределяем роли участников обсуждения следующим образом:
Докладчики. Излагают в тезисной форме основные положения главы.
Содокладчики. Аргументируют, обосновывают, иллюстрируют позицию докладчика.
Оппоненты. Предлагают иную точку зрения.
Эксперты. Проводят сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяют области их истинности.
Провокаторы. Задают «каверзные» вопросы, приводят неожиданные примеры, инициируют общую дискуссию.
Ассистенты. Осуществляют материально-техническое (иллюстративно-наглядное) обеспечение других участников.
Проведение урока-дискуссии, урока-семинара целесообразно на публицистическом произведении Д.С. Лихачева, т.к. вопросы, поднятые в книге, не оставят детей равнодушными.