12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Михайловна Москаленко4

Урок литературы.

Тема: Д.С. Лихачв. Главы из книги «Земля родная».

Знания на уроке: публицистика, публицистическое произведение.

Словарная работа: духовные ценности.

Ход урока:

Работа со вступительной статьей учебника. Составление плана статьи.

- Д.С. Лихачёв – специалист в области древнерусской литературы.

- Что отвлекало ученого от занятий академической наукой?

(Стремление сохранить материальные и духовные ценности народа).

- Что такое духовные ценности, достояние народа?

(Духовные ценности – добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости; язык, литературные произведения.)

- Смысл названия книги «Земля родная»?

- Что человек может сделать для своей земли?

2. Знакомство с новым литературным понятием.

Работа со словарем литературных терминов, включенных в учебник, над статьей «Публицистика». Учащиеся записывают в тетрадь определение этого термина.

(Публицистика – литература по общественно-политическим вопросам современности.)

Подчеркиваем еще одну сторону публицистических произведений – их злободневность, т.е. важность для сегодняшнего дня.

3. Проводим урок-семинар по трем главам, приведенным в учебнике. Для этого класс разбивается на три команды (по количеству глав):

- Первая команда работает над главой «Молодость – это вся жизнь».

- Вторая команда – над главой «Искусство открывает нам большой мир».

- Третья команда – над главой «Учиться говорить и писать».

Распределяем роли участников обсуждения следующим образом:

Докладчики. Излагают в тезисной форме основные положения главы.

Содокладчики. Аргументируют, обосновывают, иллюстрируют позицию докладчика.

Оппоненты. Предлагают иную точку зрения.

Эксперты. Проводят сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяют области их истинности.

Провокаторы. Задают «каверзные» вопросы, приводят неожиданные примеры, инициируют общую дискуссию.

Ассистенты. Осуществляют материально-техническое (иллюстративно-наглядное) обеспечение других участников.

Проведение урока-дискуссии, урока-семинара целесообразно на публицистическом произведении Д.С. Лихачева, т.к. вопросы, поднятые в книге, не оставят детей равнодушными.



Опубликовано


Комментарии (3)

Ирина Владимировна Казарцева, 17.03.24 в 16:09 3Ответить Пожаловаться
Хотелось бы посмотреть "каверзные" вопросы, работу экспертов... А так только формулировки...
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.03.24 в 16:27 2Ответить Пожаловаться
Соглашусь с Ириной Владимировной! Похоже на план,а не на конспект урока!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 17.03.24 в 17:30 2Ответить Пожаловаться
Да, это скорее план(набросок, черновик)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.