12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кульдяева Людмила Владимировна367
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
7

Урок литературы в 6 классе по произведению Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Урок литературы в 6 классе по произведению Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Цели:

- закрепить и развить интерес обучающихся к творчеству писателя;

- углубить восприятие его произведений;

- показать искусство словесной живописи Н. Гоголя;

- развивать умение самостоятельного анализа произведения.

Оборудование:

портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к произведению, перечень повестей сборника, рисунки детей, репродукция картины А. Куинджи «Тихая ночь на Днепре», фонохрестоматия

Форма работы: групповая

Предварительное домашнее задание: прочитать одну из повестей, по желанию проиллюстрировать понравившийся эпизод

Эпиграф: Творчество Гоголя близко соприкасается с духовной жизнью, нравственными проблемами современности.

М.Б. Храпченко

Ход урока:

У. : Сейчас вы услышите отрывок из знакомого вам произведения. Назовите автора и заглавие. (Н.В. Гоголь «Заколдованное место»)

- Что вам известно о писателе и его произведениях?

- Сегодня мы поговорим о сборнике, включающем несколько повестей, объединенных общими темами и проблемами. Исследователь М.Б. Храпченко отмечает ( см. эпиграф)

- Проблемный вопрос: о каких нравственных проблемах говорится в произведении?

Реализация индивидуальных заданий.

Сообщение ученика об истории создания произведения.

- Что пришлось по душе первым читателям повестей – типографским наборщикам?

- Чем поразили «Вечера…» А.С. Пушкина?

- Почему и сейчас читатели с восторгом отзываются об этих повестях?

- Какая повесть вам больше всего понравилась?

- Переходим к обсуждению основных проблем.

Задания для групп:

1. Любой сюжет «Вечеров…» повествует про «какое- нибудь старинное чудное дело» (А.И. Ревякин.)

- объяснить значение термина «сюжет»;

- можно ли сказать, что в повести рассказывается «про старинное чудное дело»?


2. «Основная задача Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - передать душу народную. Для этого сюжет основывался на народных преданиях и легендах». (К.М. Азаркин)

- согласны ли вы с этим утверждением?

- какой вы увидели душу народную в произведении?


3. «Главное в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - это вдохновение и поэтическое изображение простого человека. Герои – морадьно здоровые люди, честные, благородные, любящие жизнь…»

- к кому из героев подходят эти слова?

- определите значение слова «идеал»;


4. Достоинство произведения Гоголя – «лиризм, которым проникнуты его описания таких предметов, которыми он увлекается». (В.Г. Белинский)

- как вы понимаете слово «лиризм»?

- есть ли лиризм в произведении?

Выводы выступлений групп записываются в тетрадях.

Итог урока.


Обращаемся к эпиграфу:

- какие нравственные проблемы современности вы считаете главными?

- о каких нравственных проблемах говорится в произведении?

- можно ли их назвать современными?

Выставление оценок. Используется экспертный лист.

Домашнее задание: написать отзыв о произведении.


Приложение. Экспертный лист.

Виды работ

Своя оценка

Оценка учителя,

одноклассников

Карточка 1




Выборочный диктант



Работа с текстом



Тест




Творческая работа



Активность на уроке






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.