12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хомякова Ольга Владимировна18


«Путешествие в страну Морфологии».

Закрепление по теме «Причастие и деепричастие»

Цели: обобщение ранее изученного материала, проверка усвоения материала учащимися, формирование предметных умений, навыков и способов деятельности учащихся, воспитывать коллективность в работе, культуру поведения, ответственное отношение к делу, привить интерес к русскому языку. Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие творческого воображения, эмоционального настроя, развитие интереса учащихся к учёбе, развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей учащихся; воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, бережного отношения к книгам; формирование навыков групповой работы.

Оборудование: иллюстрации, карточки, рисунки детей..

Тип урока: закрепление по теме «Причастие».

Форма проведения: лингвистический КВН

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Приемы: игровые, индивидуальные, групповые.

Приглашены: администрация школы, жюри, психолог, учитель русского языка и литературы.

Ход мероприятия.

Организационно-мотивационный момент. Приветствие.

Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»

Ведущий (учитель): Здравствуйте, ученики, уважаемое жюри.

Я очень рада видеть вас в нашем кабинете русского языка. Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина –Русского Языка. Его владения не имеет границ, его сила беспредельна. Здесь мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве. А наблюдать за вами будет уважаемое жюри.

1 Кузякина Татьяна Александровна – старшая пионервожатая;

2 Шапошникова Ольга Владиславовна – учитель русского языка и литературы;

3 Косачева Елена Александровна- учитель начальных классов.

Итак, сегодня в кабинете русского языка встречаются 2 команды:

1. Деприна

2. Орфограммка

2. Основная часть. Приветствие команд.

Команды готовы и мы переходим к нашему первому конкурсу «Знакомство»

Каждая команда готовила домашнее задание, и сейчас они представят свои визитные карточки, эмблему, девиз и приветствие жюри.

Команды готовы и нам пора начинать. Первой выступает команда(по жребию)

А наше жюри внимательно наблюдает за командами, так как им предстоит очень трудное задание. Оцениваются все конкурсы по пятибалльной системе.

Выступление команд.

Учитель:. Следующий конкурс «Разминка» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (Жетончики). Команда поднимает номер с правильным ответом: 1,2,3, если среди вариантов нет правильного ответа, то команда поднимает 0.

Глагол – это часть речи, которая обозначает:

1) добавочное действие

2) признак предмета

3) действие предмета

2. Существительное – эта часть речи, которая указывает на:

1)предмет

2)признак предмета

3)качество предмета

3. Прилагательное- это часть речи, которая обозначает:

1)признак предмета по действию

2)предмет

3)признак предмета

4. Местоимение – это часть речи, которая обозначает:

1)качество предмета

2)признак предмета

3)действие предмета

5. Причастие – это часть речи, которая указывает на:

1)действие

2)признак действия

3)признак предмета по действию

6. Деепричастие – часть реи, которая обозначает:

1)предмет

2)добавочное действие к основному глаголу

3)качества предмета

Наречие указывает на:

1)качества предмета

2)признак действия

3)предмет

8. Причастие отвечает на вопросы:

1)как? Каким образом?

2)какой? Что делающий?

3)что делать?

Учитель: Молодцы! Вы знаете многих жителей Морфологии. А помогли вам знания, которые вы получаете на уроках русского языка.

Следующий конкурс «Сыщики». Вам предстоит отыскать главных жителей Морфологии – его величества Причастие и Деепричастие. Каждая команда получает столько баллов, сколько найдет слов в тексте. Команды выписывают слова и отдают жюри. Время на работу 2 минуты.

Петляя в разросшемся горном лесу,

Шумит по ущельям река кара-Су.

Вода ее сини небесной синей,

Напьёшься – и станет на сердце ясней.

И бодрость вселит в тебя каждый глоток.

Когда же сюда завернула зима,

Метель зашипела, плюясь, как верблюд

Железным копытом ударил мороз.

Речушки, спасаясь, нырнули под лед,

Река Кара-Су не замерзла одна.

Все так же шумит, устремляясь вперед,

На белом снегу, точно выдра, темна.

Зима пришла.

Ещё вчера , на солнце млея,

Последним лес дрожал листом.

И озимь, пышно зеленея.

Лежала бархатным ковром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и сна,

Себе ни в чем не изменяла

Непобедимая сосна

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и лето – все одето

Каким-то тусклым серебром.

Учитель: Жюри наше засиделось, пора им подсчитать заработанные баллы. Пока жюри считает, мы обратимся к тем, кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них зависит успех команды.

Не будем от правил и мы отступать,

Пора на бой капитанов вызывать .

Конкурс капитанов «Заполни паспорт». Капитанам предстоит заполнить все сведения о той части речи, которая им достанется. Своей команде они могут принести 3 балла.

(Капитаны тянут билет, на обратной стороне, которого написана часть речи, садятся за отдельные столы и заполняют все сведения об этой части речи)

Причастие

2. Деепричастие

Жюри оглашают результат за 2 конкурса.

Учитель: Пока работают капитаны, команды в это время становятся участниками конкурса «Строители». Каждая команда получает слова для разбора по составу и слова для словообразовательного разбора. Количество баллов соответствует количеству правильно выполненных заданий. (Тянут по карточкам)

Побывать, водолаз, красиво, созреют, улыбаясь.—морфемный разбор

Придорожный, травка, пароход -------- словообразовательный разбор.

Добывать, загорала, сначала, прыгая, луноход. -----морфемный разбор

Подберезовик, лесник, землемер. ------- словообразовательный разбор

Работа выполняется в течение 2 минут.

Учитель: Следующий конкурс «Что бы это значило». Команды обмениваются иллюстрациями, в которых зашифрована пословица или поговорка, содержащая причастие или деепричастие. На отгадывание 2 минуты. Оценивается в 3 балла.

Учитель: Слово предоставляется жюри . баллы за два последних конкурса. Общая сумма

Настало время проверить капитанов (капитаны защищают «паспорт» свое части речи).

Учитель:. Без истории мы с вами никуда,

Надо всем знать, что, где и когда.

Язык наш не стоял на месте,

А шагал с народом вместе.

Следующий конкурс «Собери пословицу». В карточках разбежались пословицы. Требуется их собрать и подчеркнуть причастные и деепричастные обороты, причастия и деепричастия как член предложения.

Неиспытанный друг………………………не догонишь

Выговоренное слово………………………скользить не будет

Подкованная лошадь………………………если зрячий на возу сидит

И слепая лошадь везет……………………..что нерасколотый орех

Запоздалый совет…………………………..все равно, что дождь после жатвы.

С мастерством люди не родятся…………съешь, что причитается

Отработав что полагается………… но приобретенным мастерством гордятся.

Не сиди сложа руки…………. то и твоё

Из горящего дома что вынесешь……… .. так не будет и скуки

Испытанная дружба……….. в огне не горит и в воде не тонет.

Учитель:. Это что за чудо чудеса

Посмотрите в небеса

Гости к нам спускаются

И смущенно улыбаются

Как найти им нужный дом

Чтоб своих увидеть в нем.

Следующий конкурс «Пантомима». От команды приглашается один человек самый веселый, артистичный. Задание участники должны одновременно изобразить.

выжатый лимон

набитый карман

кипящее молоко

гашёную соду.

Учитель: Подведение итогов двух конкурсов. Общий счет.

Учитель: Все мы чудо искали, все сравнивали

Много видели и слыхали

Кое –что себе приобретали.

Но никак не можем разобрать,

Как же русский нам понять.

Вот команда и спеши,

Мысль на полную включи.

Постарайся все толково объяснить,

Чтобы строгое жюри удивить.

Учитель:Существует такая шутка, что иностранец принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика за его сына. Вам предстоит ответить на интересные вопросы. Правильный ответ - один балл. Противоположная команда может заработать дополнительный балл, если команда соперников не дает правильного ответа. Команды отвечают по очереди. На обдумывание 20 секунд.

В чем разница между словами «одеть» и «надеть»?

Почему «подарок КолЕ» и «подарок КолИ»?

Что означает выражение «блоху подковать»?

какого цвета лазоревый цветок?

Учитель:

Но хозяин будет царь такой

Если не устроит пир горой.

Для гостей желанных, дорогих и званных.

Блюда разные мы увидим тут,

Но какие подадут ?

Участники команд стараются,

А жюри удивляются.

Учитель:

Мы песни с вами слушали, задания выполняли, теперь пора и обед готовить.

Конкурс «Поварёнок –грамотей». Приглашаются командиры команд, вытаскивают карточку с заданием. Команда готовится 5 минут. Затем участник объясняет.

1 рецепт.

Клубника co сливками.

Способ приготовления.

Выраще…..ную собстве…..ыми руками клубнику помыть и очистить от зелё….ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику купле…ую на ярмарке, а также не подойдет для этого изыска…..ого блюда мороже…..ая клубника. Очище…ые ягоды перемеша…ые со взбитыми сливками, уложит в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлажде..ными.

2 рецепт.

Фруктовый салат.

Способ приготовления.

Очище….ые , нареза….ые кубиками консервирова…..ые ананасы уложите на серебря….ое блюдце. Возьмите банан смеша…ый с мандаринами привезенными из-за границы и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза….ую с дерева грушу. Все это ассорти заправьте витоминезирова….ым йогуртом.

Команды работают, а потом защищают и объясняют.

Учитель:Жюри подводит итог двух последних конкурсов и объявляют общий счет.

Командам было дано домашнее задание. Готовили по 3 вопроса. Конкурс называется» Ты – мне, я –тебе».

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Учитель:

Вот и подходит к концу наше состязание, но последний конкурс решит, кто же станет победителем. Конкурс «Дальше, дальше…» Команды получат столько баллов,

Сколько даст правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает правильного ответа, она может сказать: «Дальше».

Вопросы для конкурса «Дальше, дальше….»

1 команда.

1. Слова, имеющие одно лексическое значение. Однозначные.

2.Любимый праздник котов. Март

3.Синоним слова АЛФАВИТ. Азбука

4.какой раздел науки о языке, изучает его звуковую сторону. Фонетика

5.Антоним к слову СУХОЙ. Мокрый

6.корень в слове расстилается СТИЛ

7.Какую строчку не может прочитать ни один ученый Пустую

8.Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки ВЫХОДИТЕ или СХОДИТЕ. Выходите

9.Какое окончание пишется в слове ДЫШИМ. ИМ (2 спряжение)

10.Какого рода существительное ЗАБИЯКА. Общего рода

11.Часть слова, стоящее перед корнем и служит для образования новых слов. ПРИ

12.Какую часть слова можно найти в земле. Корень

13.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками ТОЧЬ- в-ТОЧЬ.


2 команда

1.Слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначные

2.Одежда для селедки. Чешуя

3.Синоним слова БЕГЕМОТ. Гиппопотам

4.Слова, имеющие противоположное значение. Антонимы

5.Какой ячмень нельзя молотить. На глазу

6.Антоним к слову «Быстрый» Медленный

7.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими. Имя

8.Какого цвета «неопытная молодежь». Зеленого

9.Какое окончание пишется в слове СТЕЛЮТ ЮТ

10.Какого рода слова «ШАМПУНЬ» М.р.

11.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс.

12.Какой камень не найдешь в море? Сухой.

13.Как превратить слово по весеннему в наречие? Задать вопрос от глагола.

3. Итог урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Учитель:. Вот и подошёл к концу наш урок. Наше компетентное жюри объявит счет за последние два конкурса. Затем подведет общий счет и объявит победителей. Жюри подсчитывает полученные баллы.

Учитель: подводит итог. Говорит о значимости изучения причастий и деепричастий в речи, о постоянном обращении к этим частям речи для дальнейшей работы при сдаче ГИА .

Вопросы: Нужно ли нам изучать причастия и деепричастия? Какую роль они выполняют в тексте? (Ответы учеников)

Рефлексия: что было интересно, что сложно, я что легко, понравилось или нет. Какие конкурсы вам запомнились и понравились. Почему? Обмениваются впечатлениями.

ИТОГ,

Награждение. 1 место. Грамоты «Знатоку русского языка» «Деприна»

2 место. Медали «Кандидату в знатоки русского языка.».»Орфограммка».




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.