12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина17
0

Урок литературного чтения на тему «Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?», 3 класс

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 В

Учитель

Бойцова Галина Дмитриевна

Тема урока

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Цель урока

Знакомство с новыми рассказами Л.Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Задачи урока

Расширение знаний о типах текста рассуждение и описание

Формирование умения находить выразительные средства языка

Воспитание бережного отношения к природе , коммуникативной культуры, расширение кругозора детей

Планируемые результаты

Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, метафора, эпитеты)

 

Метапредметные:

познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные: работа в паре, договариваются между собой; выслушивают мнение товарища

 

Личностныерассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

 

 

Технологии

 

Формы работы обучающихся

Работа с текстом, работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная работа.

 

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

 

 

-Здравствуйте. У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.

 

Дети приветствуют гостей.

Ученица рассказывает приветствие в стихах

Проверка домашнего задания.

-Мы продолжим знакомство с творчеством великого писателя. Давайте вспомним, какие рассказы мы изучили?

 

- Что объединяет эти произведения?

 

- О чём были эти произведения?

- События в этих рассказах развиваются быстро, динамично, но есть другой жанр текст описание. На уроках русского языка мы уже с вами знакомились с таким типом текста. Что такое текст- описание?

 

«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» ( «Два товарища», «Ваня и Буян», «Кто страшнее»)

 

- Жанр-рассказы.

 

- О детях и их поступках, о животных.

- Текст –описание это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

 

 

 

Мотивация. Целепологание.

-Ребята, сегодня мы продолжим работать над художественным текстом. Какое родственное слово к слову «художественный»?

- А мы продолжаем знакомиться с текстами, в которых писатель «рисует» словами.

-Послушайте загадки и попробуйте догадаться о чём сегодня пойдёт речь в произведениях.

Загадка о росе:

Вот так дивные проказы - 

На траве горят алмазы. 
Миллионы их, а все ж 
В сундучки не соберешь.

-------

Обильная ночью выпала,

На солнце в траве искрится.
Пчела в ней лапки вымыла,
И шмель прилетал напиться…

- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

- Прочитайте, как об этом явлении написал С. И. Ожегов в " Словаре русского языка".

 

 

- «художник», человек, который рисует красками, карандашами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются ответы детей

 

Дети читают текст с экрана доски

Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

 

Открытие нового знания

Сейчас я прочитаю рассказ Л.Толстого «Какая бывает роса на траве»

- Подумайте, в какой сборник может войти это произведение? С какой целью Толстой написал такой рассказ?

Чтение рассказа учителем.

Что вы представили во время моего чтения? Какие ощущения вызвал у вас этот текст?

- Давайте теперь с вашей помощью прочитаем рассказ

- Найдите в тексте сравнения.

- А что такое алмазы? . Он, правда, видит алмазы? Что общего между алмазом и росинкой?

-С чем сравнивает листок?

- А что такое бархат?

Показать лоскутки бархатной ткани

 

- Какие выразительные средства языка использует автор?

-Какой тип текста мы прочитали?

- Докажите, что это текст описание.

- Теперь мы сможем на вопрос автора, какая бывает роса на траве? Найдите в тексте и прочитайте.

- Найдите в тексте слова , которые выбрал автор чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению?Подтвердите словами из текста.

 

 

-А как называется текст, в котором автор передаёт свои эмоции?

( писал для крестьянских детей книги, написал азбуку; чтобы привлечь внимание детей к окружающему миру, чтобы заинтересовать)

-Ответы детей

 

Дети с экрана читают текст.

-капельки-алмазы, лист- как бархат

-Алмазы - драгоценные камни

- блестит, переливается

-с бархатом.

- Бархат- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом

- метафора, эпитеты, сравнения

- описание

- описывается роса

- как алмаз, жёлтого, красного , синего цвета, как шарик светлый).

- алмазы блестят и переливаются разными цветами

Да. Автор любуется, восхищается, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»

- Художественный

 

Работа в парах

Работа с текстом «Какая бывает роса на траве»

С чем сравнивает капельки росы автор

С травой

С бриллиантами

С алмазами

Драгоценными камнями

Какой формы листы, на которых собираются капли росы

Вытянутой

Прямоугольной

Треугольной

Круглой

Продолжи предложение

Листок этой травы внутри _______________________

_____________________________________________ .

 

На вкус росинка

Как вода

Имеет солёный вкус

Как сок

Сладкая

Вкуснее всякого напитка кажется

 

Какие приёмы использует автор рассказа

Сравнения

Олицетворения

Эпитеты

 

Учащиеся выполняют в парах задание.

Проверяют все вместе.

Физминуика

 

 

 

- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!

- За что расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу?

-Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили.

- О чём данный текст?

- В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

 

- Откуда вода попадает в моря?

 

 

- Почему туча у всех морей в долгу?

 

- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

- Какая цель у автора?

 

-к какому типу текста относится это произведение?.На какие вопросы отвечает этот текст?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О круговороте воды в природе

-Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?

- из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв- в речки, из речек- в большие реки, а из больших рек течёт в моря.

С поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи.

-Нет.

- Он объясняет, доказывает, куда девается вода.

- Это текст-рассуждение .

Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?.

Рефлексия. Подведение итогов.

- с текстами каких типов мы работали на уроке?

Начните с фразы «Сегодня на уроке я могу похвалить себя за…»

 

- текст-описание и текст-рассуждение

- ответы детей

 

Домашнее задание.

- В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам превратиться в авторов. Придумайте свой текст-описание или текст-рассуждение, в котором главным героем будет какое-нибудь природное явление.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.