Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Полный комплексный анализ одного произведения на примере стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
1. Сначала стихотворение подвергается фонетическому анализу. Активизируются понятия «аллитерация», «ассонанс», «звукопись», «звуковой повтор».
2. Морфемный анализ стихотворения целесообразен лишь в том случае, если в тексте встречаются несущие важную словарную нагрузку части слова или однокоренные слова. Также интересно проследить, как ключевое слово произведения – «памятник» - отразилось в тексте путем различных вариаций данного слова.
3. Лексический разбор стихотворения позволяет понять, какую лексику использует автор (нейтральную, эмоционально-окрашенную, поэтизмы, архаизмы, просторечие и т.д.)
4. Грамматический разбор стихотворения предусматривает определение принадлежности всех слов к той или иной части речи, выделение наиболее часто употребляемых частей речи.
5. При синтаксическом разборе стихотворения в первую очередь обращаем внимание на инверсию, в качестве упражнения можно восстановить грамматически правильный порядок слов, т.е. переписать стихотворение прозой.
6. Историко-литературный анализ пушкинского стихотворения предполагает обращение к источнику стихотворения – оде Горация и ее русским переводам (Ломоносов, Державин).
7. Сведения о времени написания стихотворения.
Стихотворение как часть «каменноостровского цикла» лирики Пушкина.
Стихотворение как часть корпуса лирики поэта.
Место стихотворения в творчестве Пушкина.
8. Стиховедческий анализ стихотворения.
Стихотворный размер.
Рифмовка.
Количество строф.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
На примере первой строфы можно показать роль звуковых повторов в стихотворении. Выше показана оркестровка стиха на звук р в сочетании с гласным, ниже представлены звуковые повторы во/ва.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
(В слове «александрийского» го произносится как во.
Ключевое слово произведения - «памятник» - отразилось в следующих словах текста:
к нему, непокорной, столпа, мире, пиит, пройдет, меня, тунгус, падшим, приемли.
Автор пишет торжественное стихотворение – оду – и использует характерную для оды лексику: архаизмы – «столпа», «сущий», «язык», «падшим» ; поэтизмы – «пиит», «венец», «муза»; присутствует и религиозная лексика – «нерукотворный», «веленью Божию», «милость».
Основная смысловая нагрузка в пушкинском стихотворении приходится на глаголы («воздвиг», «не зарастет», «вознесся», «не умру», «переживет», «убежит», «пройдет», «назовет», «пробуждал», «восславил», «призывал», «приемли», «не оспоривай») и прилагательные («нерукотворный», «народная», «непокорной», «александрийского», «заветной», «подлунном», «великой», «сущий», «гордый», «дикой», «добрые», «жестокий», «падшим», «Божию».
Однако особенно велика в стихотворении роль существительных ( «памятник», «тропа», «глава», «столп» , «лира», «прах», «тленье», «мир», «пиит», «слух», «Русь», «язык», «внук славян», «финн», «тунгус», «друг степей калмык», «народ», «чувства», «век», «свобода», «милость», «веленье», «муза», «обида», «венец», «жвала», «клевета», «глупец».
В целом наблюдается характерное для пушкинских творений гармоническое равновесие различных частей речи.
Восстановим прямой порядок слов в стихотворении: тогда станет очевидна инверсия. Чем больше слов остается на своем месте, тем более естественна поэтическая речь, тем ближе она к прозаической литературной речи.
Я воздвиг себе нерукотворный памятник,
К нему не зарастет народная тропа.
Он вознесся непокорной главой
Выше александрийского столпа.
Нет, я не умру весь – душа в заветной лире
Переживет мой прах и убежит тленья, -
И я буду славен, доколь в подлунном мире
Будет жив хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей великой Руси,
И меня назовет всяк язык, сущий в ней:
И гордый внук славян, и финн, и тунгус, ныне дикой,
И друг степей калмык.
И я долго буду любезен народу тем,
Что я пробуждал лирой жобрые чувства,
Что я восславил свободу в мой жестокий век,
И призывал милость к падшим.
Будь послушна, о муза, Божию веленью,
Не страшась обиды, не требуя венца,
Равнодушно приемли хвалу и клевету
И не оспоривай глупца.
Квинт Гораций Флакк
У Мельпомене
Создал памятник я , бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедаюший дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде – там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Гавриил Романович Державин
Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
Я памятник И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795
Пушкинское стихотворение, написанное в 1836 году, при явном внешнем сходстве с державинским, в некоторых местах гораздо ближе к тексту оригинала, причем именно латинского.
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» написано летом 1836 года на Каменном острове и составляет часть так называемого «каменноостровского цикла»; сам Пушкин в рукописи пометил стихотворения римскими цифрами: 11 – «Отцы пустынники и жены непорочны…», 111 – «Подражание италиянскому» («Как с древа сорвался предатель ученик…»), 1У – «Мирская власть», У1 – «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права…»). Стихотворения 1 и У считаются неизвестными, однако велика вероятность того, что первым стихотворением цикла как раз и является «Памятник», а шестым, как считают некоторые исследователи, - «Напрасно я бегу к Сионским высотам…» или «Когда за городом, задумчив, я брожу…».
В стихотворениях этого цикла Пушкин размышляет о жизни и смерти, о назначении человека, подводит итог сделанному.
При жизни Пушкина стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» не печаталось.
Затем долгое время печаталось с исправленной из цензурных соображений В.А. Жуковским четвертой строфой:
И долго буду тем народу я любезен,
Что звуки новые для песен я обрел,
Что прелестью живой стихов я был полезен
И милосердие воспел.
Сейчас стихотворение по праву является одним из самых известных произведений Пушкина, произведением, венчающим его творческий путь.
Стихотворение написано ямбом Я 6664, цезура в 1 – 3 стихах.
Рифмовка перекрестная, АвАв.
В стихотворении 5 строф.
Горбачева Вера Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна