Урок литературы в 5 классе с использованием средств ИКТ «Роль тяги к знаниям в жизни человека»
Урок литературы в 5 классе по теме: « Роль тяги к знаниям в жизни человека» с использованием средств ИКТ.
Цель урока: проанализировать стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»
Задачи:
Образовательные: закрепить знания обучающихся об анализе лирического произведения; углубить знания о влиянии крепостного права на жизнь народа; научить сравнивать произведения живописи и литературы с целью выявления общего и различного в изображении крестьянских детей в разных видах искусства, а также для формирования более полного представления о жизни русского народа; дать представления о выходцах из народа, ставших известными и прославивших свою Родину; закреплять умения находить тропы в произведениях и определять их роль.
Развивающие: развивать навыки устной выразительной речи; развивать умения выделять главное, находить тропы и объяснять их роль в произведениях; развивать интерес к учению с помощью средств ИКТ, эмоциональное сопереживание; содействовать развитию навыков самоорганизации; содействовать развитию умения находить нужную информацию в разных источниках, перерабатывать и создавать презентации в программе PowerPoint.
Воспитательные: содействовать воспитанию чувства патриотизма, веры в силы русского народа, уважительного отношения ко всем людям, аккуратности, ответственности, организованности, чувства товарищества.
Предварительное домашнее задание:
фронтальное: подготовить выразительное чтение стихотворения Некрасова «Школьник»; выявить значение непонятных слов; найти изобразительно-выразительные средства в стихотворении и выявить их роль;
индивидуальные: 1) найти информацию о том, кого называли на Руси дворовыми; 2) подготовить презентацию о жизни М.В. Ломоносова;
групповые: 1) подготовить презентацию о крестьянских детях, изображённых на картинах знаменитых художников; 2)подготовить презентацию о бедных людях (крестьянах), ставших известными.
Сценарий урока
Организационный момент. Приветствие.
Постановка целей и задач урока.
- Ребята, давайте вспомним, что вам было задано на дом на прошлом уроке? (Подготовить выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник», выяснить значение непонятных слов, найти изобразительно-выразительные средства, индивидуальные и групповые задания)
-Правильно. Наш сегодняшний урок будет посвящён работе с этим стихотворением. Значит, какую цель мы перед собой поставим? (проанализировать стихотворение «Школьник»)
- А как бы вы сформулировали задачи? (Научиться выразительно читать; выявить тему, идею стихотворения, средства выразительности)
Актуализация знаний.
- Сегодня в конце урока вам предстоит прочитать это стихотворение выразительно. Поэтому я вам предлагаю сначала прослушать его в исполнении советского актёра и театрального педагога Якова Михайловича Смоленского.
Прослушивание стихотворения.
Выявление восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение в исполнении Смоленского? Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? Совпало ли ваше читательское восприятие этого текста с исполнением мастера слова?
- О чём или о ком это стихотворение? (О крестьянском мальчике, который стремится к знаниям.) Давайте сформулируем тему урока «Роль тяги к знаниям в жизни человека».
- Роль стремления к знаниям, конечно, огромна в жизни всех людей. Но, как вы думаете, о людях какого сословия мы сегодня будем говорить? (О крестьянах, ведь именно к этому сословию и принадлежит герой Некрасова.)
- Какие вопросы поднимает в своём произведении автор? (Вопросы крестьянского детства, отсутствия обучения крестьянских детей, любви к Родине, роли знаний в жизни человека, равенства людей, стремления к знаниям.)
- А какие ещё стихотворения Некрасова посвящены крестьянским детям? (На прошлом уроке мы изучали стихотворение «Крестьянские дети») Что вы узнали о жизни крестьянских детей из этого стихотворения? (Автор говорит, что «Много в их жизни поэзии слито», что они играют, купаются, собирают ягоды, грибы, не учатся в школе, живут вольной жизнью, но очень рано приобщаются к тяжёлому крестьянскому труду.) А как автор относится к крестьянским детям? (Любит их)
- Крестьянские дети не учились в школах, т.к. к крестьянам относились как к тёмной неорганизованной массе, которой не нужно образование.
- Давайте посмотрим, какими изображали художники крестьянских детей, и выявим связь между произведениями живописи и литературы, изображающими жизнь крестьянских детей.
Просмотр картин знаменитых художников, посвящённых жизни крестьянских детей, с выявлением восприятия. (Проверка группового задания № 1)
- Какие выводы о крестьянских детях можно сделать, посмотрев на эти картины? Как в них отражена тема крестьянского детства? (Несмотря на то что дети одеты бедно, они умеют радоваться жизни) Совпали ли ваши представления о крестьянских детях, возникшие после прочтения стихотворений Некрасова, с тем, как их изображают знаменитые художники? Если да, то в чём?
Анализ стихотворения «Школьник»
- Ребята, нарисуйте устно, каким вы представляете героя этого стихотворения. (Босые ноги, грязное тело, едва прикрытая грудь). О чём говорит этот портрет? (О бедности)
- Как и почему автор просит мальчика относиться к такому своему внешнему виду? (Просит не стыдиться, потому что многие люди, ставшие великими, начинали свой путь, будучи бедными и неизвестными)
- Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о пути мальчика? Какова роль этого средства? (Автор использует эпитет - славный путь, чтобы показать, что путь от безвестности и бедности до всеобщего признания, путь, полный страданий, терпения и желания овладеть науками, действительно славный, великий.)
- Какие три слова использует автор, чтобы описать дорогу? (Небо, ельник и песок) Почему? Что хочет сказать автор таким описанием? Какой эпитет использует? (Вокруг одно и то же. Ехать тяжело, долго, поэтому автор, описывая дорогу, использует эпитет «невесёлая»)
- От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? (От первого лица) Кем может быть этот человек? (Проезжающий, возможно, барин) В данном стихотворении образ путника, произносящего свой монолог, сливается с образом автора.
- Что и почему лежит в котомке у мальчика? (Книжка. Он идёт учиться)
- Дома вы должны были выявить значение непонятных слов. Что такое котомка? (Сумка, носимая за плечами)
- Кто помог мальчику собраться на учёбу и чем? («Батька издержал последний грош, старая дьячиха отдала четвертачок») Чему равны грош и четвертачок? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее стала равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Какой вывод о семье мальчика можно сделать? (Хоть семья и бедная, но отцу хочется выучить сына.) Мы видим, что простой народ, который традиционно считали темным, сам стремится к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не захотят вечно быть рабами.
- Как вы думаете, что означают строки:
«Или, может, ты дворовый,
Из отпущенных?»
Проверка индивидуального домашнего задания № 1.
На дом Максиму было дано индивидуальное задание: найти информацию, кого называли дворовыми во времена крепостного права. Вспомните, что такое крепостное право? Изучая какое произведение, мы познакомились с этим понятием? ( «Муму» Тургенева) Кто такие дворовые? (Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме. Стихотворение написано в 1856 г., т.е. ещё до отмены крепостного права, но были случаи, когда крепостных отпускали на волю.)
- Что имеет в виду автор, говоря «Случай тоже уж не новый»? (Автор имеет в виду, что случаи, когда простые крестьяне становились известными людьми, уже были. ) История знает людей, ставших гордостью своей страны, своего народа. Это художник Орест Кипренский, актёр Михаил Щепкин, поэт Тарас Шевченко. Все они были крепостными. Сам Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование, когда отец разозлился на сына за то, что он не пошёл по его стопам, и перестал высылать Николаю деньги.
Некрасов вспоминал эти годы так: “Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”.
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.
- На прошлом уроке я просила группу № 2 выполнить задание: подготовить презентацию о людях, которые пошли славным путём знаний и стали знаменитыми.
Проверка группового задания №2. Просмотр и обсуждение презентации.
- А о каком архангельском мужике говорит в стихотворении автор? (О М.В. Ломоносове)
- Именно с его личностью связана история создания этого стихотворения.
Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни.
Настя готовила дома презентацию про М.В. Ломоносова. Давайте её посмотрим.
Проверка индивидуального задания № 2. Просмотр презентации.
- Какие языковые средства использует автор, говоря о Ломоносове? Как вы их понимаете? (Эпитеты разумен и велик значат, что простой мужик овладел науками и стал известным, совершил много открытий в разных областях науки)
- Почему архангельский мужик стал «Разумен и велик»? (По своей и божьей воле) Как вы понимаете это выражение? (Сам очень захотел учиться, Бог помог, наделил способностями)
- Каким видит путник будущее мальчика? (Кто-нибудь поможет, довезёт до Москвы, и мальчик будет обучаться в университете)
- Каким выражением путник передаёт смысл фразы «желание осуществится»? (Сон свершится наяву)
- Что значит выражение «Там уж поприще широко»? ( Поприще – область деятельности. Выражение «широкое поприще» значит, что существует много возможностей в разных областях деятельности, чтобы реализовать свои способности)
- Что имел в виду автор, говоря «работай да не трусь»? Подберите синонимичное выражение к слову «не трусь». (Не отлынивай от работы. Чтобы стать грамотным и чего-то добиться, нужно очень много учиться и работать.)
- Как относится автор к Руси? Почему? В каких строках это выражается? («Вот за что тебя глубоко я люблю, родная Русь». Автор глубоко, т.е. сильно, любит Русь, называет её родной, потому что всякому, кто любит работать и стремится к знаниям, на Руси открывается «широкое поприще». Наша русская природа не бездарна, т.к. среди русского народа есть много «славных, добрых, благородных, сильных любящей душой». С помощью этих эпитетов автор говорит нам о душевных качествах русского народа, доброго, благородного, имеющего любящую душу, трудящегося ради процветания своей страны)
- Что хочет сказать автор последними строками? (Что есть другие люди, тупые, холодные и напыщенные собой) Как вы думаете, кого имеет в виду автор? (Автор имеет в виду некоторых дворян, которые стали бесчувственными, глупыми из-за своей гордыни. Некрасов резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, среди какого класса может появиться человек, которому суждено прославить Россию.) Что значит выражение «напыщенные собой»? (Самодовольные гордецы)
- А как автор относится к своему герою? Докажите фразами из текста. (Автор симпатизирует мальчику, испытывает уважение. Об этом говорят слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дружок, сынишка. Кроме того, путник хочет помочь парнишке, подвозит его, даёт напутствие.)
- Какие напутствия даёт путник мальчику? (Советует не стыдиться своей бедности, не робеть, работать и не трусить. Автор надеется, что мальчик будет обучаться в университете и пойдёт по стопам многих известных выходцев из народа.)
- Найдите в стихотворении слово, которое является синонимом к слову дорога. (Путь) Что называет автор путём? (Жизненный путь человека)
- Что хотел сказать автор про жизненный путь человека? (Каждый человек сам выбирает свой путь, свою цель)
Рефлексия
- Ребята, теперь, проанализировав стихотворение, давайте вернёмся к нашим задачам. Как вы поняли, что хотел сказать нам автор своим произведением? ( Автор хотел сказать, что наша Русь богата талантливыми людьми и что, хоть существующий строй и не позволял простым людям реализовывать свои способности, многие выходцы из народа всё равно стали известными благодаря тяге к знаниям и упорству в достижении своих целей. Таким образом, можно сделать вывод, что роль тяги к знаниям в жизни человека огромна.)
- Кто хотел бы сейчас прочитать выразительно это стихотворение в классе? (Прослушивание выразительного чтения, рефлексия)
- Вам понравилась наша работа на уроке сегодня? Выразите, пожалуйста, свои впечатления от урока с помощью любой из фраз, написанных на доске:
Сегодня я понял, что…
Сегодня я научился…
Сегодня мне понравилось…
Выставление и комментирование оценок.
Д/з: выучить стихотворение наизусть, разделить на части и озаглавить каждую часть.
7