Урок литературы в 9 классе по теме «Минутное счастье Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза»Н.М. Карамзина

8
4
Материал опубликован 29 September 2023 в группе

Тема урока: Минутное счастье Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Цель: создать условия по развитию коммуникативных, образовательных компетенций, продолжить совершенствовать навыки анализа прозаического произведения, развивать творческие способностей обучающихся, расширить знания по освоению литературных понятий.

Задачи:

обучающие: обобщить знания обучающихся по содержанию, проблематике повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; осмыслить идею произведения путём анализа прозаического произведения;

развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение; развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы;

воспитательные: воспитывать умение получать эстетическое наслаждение от художественного произведения; воспитывать устойчивый интерес к произведениям классической литературы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:  учебник, тетради, дидактический материал.


Ход урока

                                                 Порой ты просто должен принять то, что некоторые люди могут быть только в твоём сердце, но не в твоей жизни…

                                                            Вера Ширенина (из книги «Психология Человека»)
Мотивирование на учебную деятельность.
Слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех видеть и надеюсь на продуктивное сотрудничество на нашем уроке. Нам предстоит разобраться сегодня во многих сложных вопросах, окунуться в мир человеческих страстей.
Актуализация знаний.
Слово учителя.  Давайте вспомним ключевые моменты произведения. Ответьте «да» или «нет».
Литературная игра «Да или нет?»

Лиза жила в семье бедных поселян. (Нет)

Эраст предлагал за ландыши 1 рубль, и Лиза приняла с радостью деньги. (Нет) На другой день после знакомства с Эрастом Лиза выбросила цветы в реку. (Да) Лиза рассказала матери о своих чувствах. (Нет)

Лиза не смогла признаться Эрасту о своих чувствах. (Нет)

Лизу сватал зажиточный крестьянин из соседней деревни. (Да)

Перед отъездом Эраст оставил немного денег Лизе и ее матери. (Да)

Эраст был вынужден жениться на другой. (Да)

Эраст так и не был на войне. (Нет)

Лизу похоронили близ пруда под мрачным дубом, но без креста. (Нет)

Целеполагание, постановка проблемы.

Мы ранее уже говорили с вами о том, что «Бедная Лиза» – сентиментальная повесть. Давайте докажем, что это действительно так. (Примерные ответы: на первое место выходят чувства героев, постоянные переживания и страдания героев, наличие пасторальных сцен, Лиза и её мать описаны совершенными, в описании Лизы множество эпитетов, живописное описание природы, постоянные лирические отступления автора).

Итак, на первом плане мы все-таки видим чувства героев. Как вы считаете, о каких чувствах героев можно судить, подтвердите свои мысли примерами из текста. (Примерные ответы: счастье взаимной любви между Лизой и Эрастом, горечь страдания от предательства Эраста, чувство вины за проступок, разочарование Лизы, муки совести Эраста, его раскаяние).

Слово учителя. Великий английский классик Уильям Шекспир завершает свою трагедию «Ромео и Джульетта» так: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Можем ли мы эти слова отнести к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Почему?

Работа над эпиграфом.

В качестве эпиграфа к нашему уроку взяты слова из книги Веры Ширениной «Психология Человека»: «Порой ты просто должен принять то, что некоторые люди могут быть только в твоём сердце, но не в твоей жизни…» Как вы думаете, почему именно эти слова? (Примерный ответ: Лиза сразу отрицала возможность продолжения отношений из-за социального неравенства, для Эраста возможность безбедной жизни оказалась важнее любви к Лизе.)

Решение проблемы. Работа над текстом рассказа.

Слово учителя. Итак, нам предстоит ответить на вопрос: над какой проблемой рассуждает Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». В чём главная идея данного произведения.

Дети, мы неоднократно говорили на уроках о роли конфликта в художественном произведении, именно он является основой сюжета. Вспомним, какими бывают конфликты в художественной литературе. (Примерный ответ: бывают внутренние и внешние конфликты.)Какие виды конфликтов вы бы выделили в повести? (Примерные ответы: внутренние конфликты: столкновение с собственной совестью, муки неразделённой любви, поиск смысла жизни, внешние: социальный конфликт).

Дети, как бы вы охарактеризовали основной конфликт повести?

Слово учителя. Действительно, в основе повести лежат внутренние конфликты, мы вполне можем назвать его психологическим, поскольку он заключается в отношении Эраста и Лизы к любви и к материальным благам.

Помним, что повествование ведётся от лица автора, именно он передаёт чувства героев, показывает их поступки. Мы сейчас объединимся и поработаем в группах.

Работа в группах. Приём «Тройной дневник»

Группа 1. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».

Цитаты Анализ «Тонкий» вопрос
И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молнии блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором [3].  Примерный ответ: художественная деталь «молния», символ опасности, грядущей беды. Примерный ответ:

Почему Лиза уверена, что между ней, крестьянкой, и Эрастом не может быть никаких серьёзных отношений?

«Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!» Все Лизино сердце затрепетало. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами...» – Лиза не договорила речи своей [3].  Примерный ответ: противоречие между сердцем и разумом.
Эраст выскочил на берег, подошел к Лизе и — мечта ее отчасти исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку... А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем…[3] Примерный ответ: Карамзин употребляет слово «мечта», снова видим воображаемое желание, которое не всегда может быть реализовано.

Группа 2. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».
Цитаты Анализ «Тонкий» вопрос
Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их. <…> Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности [3].   Примерный ответ: худ.деталь – молния, буря, дождь –предчувствие неминуемой беды как наказание за грехопадение. Примерный ответ: Права ли Лиза,ешившая покончить жизнь самоубийством? Был ли иной выход?
Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!» [3] Примерный ответ: Лиза уверена в своих чуствах, но не понимает, по-прежнему ли её людбит Эраст.
«Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» [3] Примерный ответ:чувство отчаяния, страшнее то, что Лиза одинока в своём горе, ей некому помочь.

Группа 3. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».
Цитаты Анализ «Тонкий» вопрос
<…> Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. <…> Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет [3].  Примерный ответ: понимаем, что для Эраста это просто увлечение, а не чувство, он ищет чего-то нового. Психологическая деталь: скучал и жаловался на судьбу. Примерный ответ:

Способен ли Эраст на глубокое чувство?

Эраст восхищался своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства [3].  Примерный ответ: Эраст получил чувства, которые не мог найти в высшем свете.

Группа 4. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».
Цитаты Анализ «Тонкий» вопрос
«Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу» [3].  Примерный ответ: кажется, что перед нами человек, готовый борться за свою любовь

Примерный ответ: Был ли и как именно наказан Эраст за свой поступок?
Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы – одними ее любви исполненными взорами – одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог…[3] Примерный ответ: очевидны перемены в поведении Эраста, Лиза перестала быть для него чем-то необычным, тем, чем нельзя воспользоваться.
Он побледнел — потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей – возьми их, – он положил ей деньги в карман, – позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой» [3].  Примерный ответ: паривлекает внимание обилие глаголов повелительного наклонения, Эраст не любит, он повелевает, в данном случае пытаясь избавиться от лишних неприятностей. Деталь: запер дверь, боится огласки, прячется как преступник.


Систематизация знаний. Слово учителя.

Итак, мы выяснили, что чувства Лизы и Эраста не одинаковы. Давайте составим опорную схему, попробуем выяснить, почему любовь для Лизы и Эраста оказалась «минутным счастьем»:

            Лиза
               Эраст



ЛЮБОВЬ



Истинное чувство на всю жизнь, доверие Эрасту, готовность рассказать о своей любви.


Увлечение после «светских забав», в которых он не находил удовлетворения, эгоист, скрывает свою любовь.


Не может жить после предательства, для неё чувство любви сильнее материальных благ.


Устраивает свою жизнь, ставит любовь на второй план после материальных благ.


Слово учителя. Спасибо за ваши ответы, мне лишь хочется добавить слова русского классика Александра Куприна, писатель размышляет о проблеме любви во многих своих произведениях. Он утверждает, что «почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм, Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную!» [5] Безусловно, эти слова справедливо можем отнести к образу Лизы.

Как вы думаете, а могла ли описанная в повести ситуация произойти в наше время? Почему (Приём «Дерево мнений»)

Слово учителя. К сожалению, повесть не теряет своей актуальности. Дети, к проблеме любви обращались многие классики русской литературы, в дальнейшем мы познакомимся со многими произведениями, в которых поднималась данная тема. Нам осталось только подытожить, о чём же предупреждает нас автор со страниц повести? (Примерный ответ: нужно быть гуманнее и честнее друг с другом, не бояться своих чувств, для настоящей любви нет сословий, по-настоящему любящий человек может победить в себе эгоизм.)

Рефлексия учебной деятельности. Слово учителя.

Ребята, я благодарна вам за хорошую работу. В завершение мне хотелось бы снова вернуться к эпиграфу. Дети, у этого высказывания есть продолжение: «Порой ты просто должен принять то, что некоторые люди могут быть только в твоём сердце, но не в твоей жизни. Может когда-то настанет время, когда люди научатся дорожить и беречь друг друга. Любому сердцу хочется тепла, и ни к чему тут возраст, время года… Какой бы жизнь ни была, где есть любовь, там тёплая погода!»

Какой урок вы вынесете из сегодняшнего разговора? Продолжите предложение: «Я уверен, что … » (Приём «Микрофон»)

Объяснение домашнего задания.

Ребята, домашнее задание я предлагаю вам по выбору:

первый вариант: составить эйдос-конспект «Любовь Лизы и Эраста»;

второй вариант: написать мини-рассуждение по высказыванию французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении» [5].

Оценивание учащихся, комментирование.


Использованная литература:

Анализ повести «Бедная Лиза» (Н. Карамзин) – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://literaguru.ru/analiz-povesti-bednaya-liza-n-karamzin/

Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста [Текст]: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. – М.: Наука, 2007. – 520 с.

Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Избранные сочинения в двух томах. – Москва — Ленинград: Художественная литература, 1964. – Т. I. Письма Русского Путешественника. Повести. – С. 605-621.

Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на элктрон. носителе. В 2 ч. Ч.2/ [В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.: ил.

Цитатница.Ру –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-aleksandra-kuprina-200-tsitat?ysclid=lmlpkyn1h2859400448



 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный урок,Людмила Ивановна! Большое спасибо, что поделились с коллегами!

29 September 2023

Огромное спасибо за отзыв, уважаемая Галина Геннадиевна!!!

29 September 2023

Благодарю за качественную работу,Людмила Ивановна!

29 September 2023

Уважаемая Мариночка Юрьевна, спасибо Вам!!!

29 September 2023

Похожие публикации