Урок литературы в 9 классе по теме «Минутное счастье Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза»Н.М. Карамзина
Тема урока: Минутное счастье Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.
Цель: создать условия по развитию коммуникативных, образовательных компетенций, продолжить совершенствовать навыки анализа прозаического произведения, развивать творческие способностей обучающихся, расширить знания по освоению литературных понятий.
Задачи:
– обучающие: обобщить знания обучающихся по содержанию, проблематике повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; осмыслить идею произведения путём анализа прозаического произведения;
– развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение; развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы;
– воспитательные: воспитывать умение получать эстетическое наслаждение от художественного произведения; воспитывать устойчивый интерес к произведениям классической литературы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, тетради, дидактический материал.
Ход урока
Порой ты просто должен принять то, что некоторые люди могут быть только в твоём сердце, но не в твоей жизни…
Вера Ширенина (из книги «Психология Человека»)Лиза жила в семье бедных поселян. (Нет)
Эраст предлагал за ландыши 1 рубль, и Лиза приняла с радостью деньги. (Нет) На другой день после знакомства с Эрастом Лиза выбросила цветы в реку. (Да) Лиза рассказала матери о своих чувствах. (Нет)
Лиза не смогла признаться Эрасту о своих чувствах. (Нет)
Лизу сватал зажиточный крестьянин из соседней деревни. (Да)
Перед отъездом Эраст оставил немного денег Лизе и ее матери. (Да)
Эраст был вынужден жениться на другой. (Да)
Эраст так и не был на войне. (Нет)
Лизу похоронили близ пруда под мрачным дубом, но без креста. (Нет)
Целеполагание, постановка проблемы.
– Мы ранее уже говорили с вами о том, что «Бедная Лиза» – сентиментальная повесть. Давайте докажем, что это действительно так. (Примерные ответы: на первое место выходят чувства героев, постоянные переживания и страдания героев, наличие пасторальных сцен, Лиза и её мать описаны совершенными, в описании Лизы множество эпитетов, живописное описание природы, постоянные лирические отступления автора).
– Итак, на первом плане мы все-таки видим чувства героев. Как вы считаете, о каких чувствах героев можно судить, подтвердите свои мысли примерами из текста. (Примерные ответы: счастье взаимной любви между Лизой и Эрастом, горечь страдания от предательства Эраста, чувство вины за проступок, разочарование Лизы, муки совести Эраста, его раскаяние).
Слово учителя. Великий английский классик Уильям Шекспир завершает свою трагедию «Ромео и Джульетта» так: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Можем ли мы эти слова отнести к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Почему?
Работа над эпиграфом.
– В качестве эпиграфа к нашему уроку взяты слова из книги Веры Ширениной «Психология Человека»: «Порой ты просто должен принять то, что некоторые люди могут быть только в твоём сердце, но не в твоей жизни…» Как вы думаете, почему именно эти слова? (Примерный ответ: Лиза сразу отрицала возможность продолжения отношений из-за социального неравенства, для Эраста возможность безбедной жизни оказалась важнее любви к Лизе.)
Решение проблемы. Работа над текстом рассказа.
Слово учителя. Итак, нам предстоит ответить на вопрос: над какой проблемой рассуждает Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». В чём главная идея данного произведения.
– Дети, мы неоднократно говорили на уроках о роли конфликта в художественном произведении, именно он является основой сюжета. Вспомним, какими бывают конфликты в художественной литературе. (Примерный ответ: бывают внутренние и внешние конфликты.) – Какие виды конфликтов вы бы выделили в повести? (Примерные ответы: внутренние конфликты: столкновение с собственной совестью, муки неразделённой любви, поиск смысла жизни, внешние: социальный конфликт).
– Дети, как бы вы охарактеризовали основной конфликт повести?
Слово учителя. Действительно, в основе повести лежат внутренние конфликты, мы вполне можем назвать его психологическим, поскольку он заключается в отношении Эраста и Лизы к любви и к материальным благам.
– Помним, что повествование ведётся от лица автора, именно он передаёт чувства героев, показывает их поступки. Мы сейчас объединимся и поработаем в группах.
Работа в группах. Приём «Тройной дневник»
Группа 1. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».
Цитаты | Анализ | «Тонкий» вопрос |
И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молнии блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором [3]. | Примерный ответ: художественная деталь «молния», символ опасности, грядущей беды. | Примерный ответ: Почему Лиза уверена, что между ней, крестьянкой, и Эрастом не может быть никаких серьёзных отношений? |
«Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!» Все Лизино сердце затрепетало. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами...» – Лиза не договорила речи своей [3]. | Примерный ответ: противоречие между сердцем и разумом. | |
Эраст выскочил на берег, подошел к Лизе и — мечта ее отчасти исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку... А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем…[3] | Примерный ответ: Карамзин употребляет слово «мечта», снова видим воображаемое желание, которое не всегда может быть реализовано. |
Группа 2. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».
Цитаты | Анализ | «Тонкий» вопрос |
Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их. <…> Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности [3]. | Примерный ответ: худ.деталь – молния, буря, дождь –предчувствие неминуемой беды как наказание за грехопадение. | Примерный ответ: Права ли Лиза,ешившая покончить жизнь самоубийством? Был ли иной выход? |
Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!» [3] | Примерный ответ: Лиза уверена в своих чуствах, но не понимает, по-прежнему ли её людбит Эраст. | |
«Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» [3] | Примерный ответ:чувство отчаяния, страшнее то, что Лиза одинока в своём горе, ей некому помочь. |
Группа 3. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».
Цитаты | Анализ | «Тонкий» вопрос |
<…> Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. <…> Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет [3]. | Примерный ответ: понимаем, что для Эраста это просто увлечение, а не чувство, он ищет чего-то нового. Психологическая деталь: скучал и жаловался на судьбу. | Примерный ответ: Способен ли Эраст на глубокое чувство? |
Эраст восхищался своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства [3]. | Примерный ответ: Эраст получил чувства, которые не мог найти в высшем свете. |
Группа 4. Проанализируйте цитатный материал, выделите детали, сделайте небольшие выводы, составьте «тонкие вопросы».
Цитаты | Анализ | «Тонкий» вопрос |
«Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу» [3]. | Примерный ответ: кажется, что перед нами человек, готовый борться за свою любовь | Примерный ответ: Был ли и как именно наказан Эраст за свой поступок? |
Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы – одними ее любви исполненными взорами – одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог…[3] | Примерный ответ: очевидны перемены в поведении Эраста, Лиза перестала быть для него чем-то необычным, тем, чем нельзя воспользоваться. | |
Он побледнел — потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей – возьми их, – он положил ей деньги в карман, – позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой» [3]. | Примерный ответ: паривлекает внимание обилие глаголов повелительного наклонения, Эраст не любит, он повелевает, в данном случае пытаясь избавиться от лишних неприятностей. Деталь: запер дверь, боится огласки, прячется как преступник. |
Систематизация знаний. Слово учителя.
Итак, мы выяснили, что чувства Лизы и Эраста не одинаковы. Давайте составим опорную схему, попробуем выяснить, почему любовь для Лизы и Эраста оказалась «минутным счастьем»:
Лиза | | Эраст |
| ЛЮБОВЬ | |
Истинное чувство на всю жизнь, доверие Эрасту, готовность рассказать о своей любви. | | Увлечение после «светских забав», в которых он не находил удовлетворения, эгоист, скрывает свою любовь. |
Не может жить после предательства, для неё чувство любви сильнее материальных благ. | | Устраивает свою жизнь, ставит любовь на второй план после материальных благ. |
Слово учителя. Спасибо за ваши ответы, мне лишь хочется добавить слова русского классика Александра Куприна, писатель размышляет о проблеме любви во многих своих произведениях. Он утверждает, что «почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм, Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную!» [5] Безусловно, эти слова справедливо можем отнести к образу Лизы.
– Как вы думаете, а могла ли описанная в повести ситуация произойти в наше время? Почему (Приём «Дерево мнений»)
Слово учителя. – К сожалению, повесть не теряет своей актуальности. Дети, к проблеме любви обращались многие классики русской литературы, в дальнейшем мы познакомимся со многими произведениями, в которых поднималась данная тема. Нам осталось только подытожить, о чём же предупреждает нас автор со страниц повести? (Примерный ответ: нужно быть гуманнее и честнее друг с другом, не бояться своих чувств, для настоящей любви нет сословий, по-настоящему любящий человек может победить в себе эгоизм.)
Рефлексия учебной деятельности. Слово учителя.
Ребята, я благодарна вам за хорошую работу. В завершение мне хотелось бы снова вернуться к эпиграфу. Дети, у этого высказывания есть продолжение: «Порой ты просто должен принять то, что некоторые люди могут быть только в твоём сердце, но не в твоей жизни. Может когда-то настанет время, когда люди научатся дорожить и беречь друг друга. Любому сердцу хочется тепла, и ни к чему тут возраст, время года… Какой бы жизнь ни была, где есть любовь, там тёплая погода!»
– Какой урок вы вынесете из сегодняшнего разговора? Продолжите предложение: «Я уверен, что … » (Приём «Микрофон»)
Ребята, домашнее задание я предлагаю вам по выбору:
первый вариант: составить эйдос-конспект «Любовь Лизы и Эраста»;
второй вариант: написать мини-рассуждение по высказыванию французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении» [5].
Оценивание учащихся, комментирование.
Использованная литература:
Анализ повести «Бедная Лиза» (Н. Карамзин) – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://literaguru.ru/analiz-povesti-bednaya-liza-n-karamzin/
Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста [Текст]: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. – М.: Наука, 2007. – 520 с.
Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Избранные сочинения в двух томах. – Москва — Ленинград: Художественная литература, 1964. – Т. I. Письма Русского Путешественника. Повести. – С. 605-621.
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на элктрон. носителе. В 2 ч. Ч.2/ [В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.: ил.
Цитатница.Ру –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-aleksandra-kuprina-200-tsitat?ysclid=lmlpkyn1h2859400448
Селиванова Галина Геннадьевна
Вовк Людмила Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Вовк Людмила Ивановна