Урок литературного чтения в 3 классе «Произведения А.С. Пушкина. Отрывки из поэмы "Руслан и Людмила". "У лукоморья дуб зелёный…"»
Урок 22. Произведения А. С. Пушкина. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила».
«У лукоморья дуб зелЕный…»
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, с новым жанром (поэма), отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»; способствовать формированию навыка выразительного чтения поэмы, воспитанию интереса к языку поэзии |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Имеют представление об эпитетах, устойчивых эпитетах. Находят сходства и различия между литературной и народной сказками (герои, структура, язык произведения); выразительно читают. Знают произведения А. С. Пушкина |
Личностные результаты | Приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации |
Основное содержание темы, понятия и термины | Произведения А. С. Пушкина. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…». Эпитеты, устойчивые эпитеты. Выразительное чтение |
Сценарий урока
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты |
I. Организационный момент | Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Звонок нам дал сигнал: Работать час настал. Время не теряем И работать начинаем. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Подготовка к основному этапу занятия | Антиципация задачи | – Обращает внимание на портрет А. С. Пушкина. – Давайте вспомним, какие произведения – А какие по жанру произведения – Как вы думаете, какая у нас тема урока? – Мы будем изучать новое произведение – Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? – Это вступление к поэме «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает? – Более полно и точно значение слова найдем в толковом словаре В. И. Даля. Поэма – поэтичное повествование, стихотворный рассказ целостного содержания. – Поэма – это для вас новый вид жанра произведений А. С. Пушкина | Рассматривают портрет Называют знакомые произведения А. С. Пушкина. Предугадывают тему урока, предстоящее чтение. Делают прогноз. Работают с толковым словарем В. И. Даля | Личностные: проявляют интерес к учебному мате- Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли |
III. Работа с текстом до чтения | Ознакомление с жизнью и творчеством поэта | Предлагает прослушать сообщение о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Организует работу с текстом рубрики «Обратите внимание». – Что нового вы узнали о А. С. Пушкине? | Выступают с сообщением. Слушают сообщение. Отвечают на вопросы | Предметные: владеют информацией о жизни и творчестве А. С. Пушкина |
IV. Работа с текстом во время чтения | Понимание | Читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…». Проводит словарную работу | Слушают чтение учителем. Знакомятся со значением новых слов | Личностные: эмоционально воспринимают произведение. Предметные: воспринимают содержание произведения на слух |
V. Работа с текстом после чтения | Упражнение в выразительном чтении | Организует выразительное чтение отрывка из поэмы, беседу по вопросам и выполнение заданий к произведению в учебнике | Выразительно, осознанно читают. Отвечают на воп-росы | Предметные: выразительно читают. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
VI. Рефлексия | Оценка настроения после учебной деятельности | Использует рефлексию «Цветок “Настроение”». – На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (желтый, красный, зеленый, синий). Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения, и поднимите. – Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение. – Красный цвет – радостное, восторженное настроение. – Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное. – Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое | Оценивают свое настроение после учебной деятельности. Выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, и поднимают его | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов |
Домашнее задание | Развитие памяти. Выразительное чтение наизусть | Дает задание. – Выучите наизусть отрывок «У лукоморья дуб зеленый…» | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |