Урок-путешествие по литературе в 9 классе «Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"»
Тема: Урок-путешествие по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Задачи:
Закрепить изученный материал посредством работы над текстом, используя карточки, музыкальную композицию , коррекционные задания по произведению.
Развивать устную связную речь, память, внимание, воображение на основе анализа поэмы;
Воспитывать интерес к чтению.
Предварительное домашнее задание: выписать устаревшие слова, заменить современными.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, В. А. Жуковского, няне Арины Родионовной, карточки с заданиями, «колпак» с вопросами, иллюстрации к поэме-сказке, проектор, ноутбук, электронная презентация, увертюра с записью Глинки «Руслан и Людмила», видеофрагмент «Бой с Головой».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Психологический настрой
Ребята, найдите свое сердце, прижав обе руки к груди. Прислушайтесь, как стучит оно. Представьте, у вас вместо сердца лучик ласкового солнышка. Яркий, теплый свет разливается по всему телу. Это тепло нам дарит творчество человека, которого называют «солнцем русской поэзии».
Давайте же немного тепла и света передадим нашему классу.
Урок наш будет необычным, сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!
2. Введение в тему
Взгляните на портреты, которые висят на доске ( Портреты Жуковского, Арины Родионовны, Пушкина). Чьи портреты вы видите? Что связывает этих людей?
А. С. Пушкин – великий русский поэт, солнце русской поэзии, написал поэму «Руслан и Людмила».
Арина Родионовна – крепостная крестьянка, няне великого поэта, сказочница, вдохновитель Пушкина, которая смогла привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.
В. А. Жуковский - Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, восхищённый Василий Андреевич Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
3. Сообщение темы, цели, задач урока.
Ребята, сегодня у нас заключительный урок по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы с вами отправимся в путешествие по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (запись в тетради): побываем в деревнях Портретово, Художниково, Теоретиково, Поэтиково, селах Событийново, Математиково, Полицейкино, Чудесное. Самые внимательные и активные будут приглашены в городок Знатоки.
Чтобы с нами ничего не приключилось в пути, мы должны правильно и культурно вести себя. Мы не должны кричать, перебивать говорящего. Ответы должны быть полными.
4. Работа по теме. Путешествие.
Прежде чем отправиться в путешествие, послушаем увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»
1 слайд. (Прослушивание увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»)
- Можно ли по музыкальному произведению узнать содержание поэмы?
- Что увидели, что услышали.
(Краткий пересказ по поэме)
- В какие моменты вы особенно переживали?
- Назовите героев поэмы (Фарлаф, Ратмир, Рогдай, Руслан, Людмила, князь Владимир, Старец, Старуха Наина, Черномор, Голова)
2 слайд. Деревня Теоретиково. (Проверка домашнего задания) Задание: Замените устаревшие слова, которые встречаются в поэме, современными.
Брег-берег, меж – между. Пред – перед. Взор – вид, брада – борода, зрит – видит, боле – больше, глас – голос, младая – молодая, чертог – дворец, фимиам – запах, хладеют – стынут, перси – грудь, риза – богатая одежда, очи – глаза, уста – рот, десница – рука, что есть мочи – что есть сил.
3-4 слайд. Деревня Портретово.
Задание в таблице соотнести: узнайте по чертам характера имя героя (ученики читают задание)
Храбрость, прямодушие, честность, верность в любви и слове.
(Руслан)
Чувствительность, прелесть, скромность, немного ветреность.
(Людмила)
«Воитель смелый», ревнивость, «мрачный обожатель».
(Рогдай)
- «Крикун надменный», трус, хвастливость, самоуверенность, обжора. (Фарлаф)
- «Волшебник страшный», «немощный мучитель».
(Черномор)
- Одержимость страстью к Людмиле.
(Ратмир)
- Кто из них положительные герои, а кто отрицательные?
Станция Событийново.
“Восстанови хронологию”.
– Пронумеруйте события, обозначенные цитатами, в порядке их следования в пушкинской поэме “Руслан и Людмила”. – задание на карточках в паре.
5 слайд.Сюжетная линия “Руслан в поисках Людмилы” 1 ряду:
“Но вдруг перед витязем пещера...”
“Соперники одной дорогой...”
“...Щекотит ноздри копием...”
“Полцарства вам в придачу дам.”
“...Иди вперед, не унывай...”
“О горе: нет подруги милой!”
“Лети хоть до ночной звезды, а быть тебе без бороды!”
(Правильный ответ: 4, 6, 2, 1, 5, 3, 7.)
6 слайд.Сюжетная линия “Людмила у Черномора” 2 ряду:
“Арапов длинный ряд идёт, седую бороду несёт…»
“...Умру среди садов! Подумала и стала кушать.”
“...Хотел бежать, но в бороде запутался...”
“...Седого карла за колпак рукою быстрой ухватила..»
“В слезах отчаянья Людмила, от ужаса лицо закрыла..
“Неведомая сила её на воздух поднимает…
7. “...В саду Людмила очутилась…”
(Правильный ответ: 7, 5, 2, 6,1, 4, 3.)
7 слайд. Станция «Поэтиково» Составить четверостишие из рассыпанных строк.
«Разъедемся, пора!- сказали,-
Безвестной вверимся судьбе»
И каждый конь, не чуя стали,
По воле путь избрал себе.
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула — перед ней
Людмила прежняя предстала;
Назад надела — снова нет.
Кинезеологические упражнения.
“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Станция «Художниково»
По иллюстрации узнать, о чём говорится с поэме-сказке? Найти в тексте, зачитать (выборочное чтение)
Иллюстрации на доске
1.Встреча Фарлафа со старухой (стр.64) - наизусть
2. Битва Руслана с Рогдаем (стр.70) – по цепочке
3. Встреча Руслана со старцем (стр. 61) - эстафетой
8 слайд. 4. видеофрагмент - Встреча Руслана с Головой (стр. 76) – чтение по ролям.
9 слайд. Село Математиково.
– Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа)
– Сколько лет жил старец в пещере? (20)
– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)
– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2)
– Сколько лет Людмиле? (17)
10 слайд. Село Полицейкино. Задание: назовите предметы, о которых идет речь в вопросах.
Какой предмет погубил обоих братьев Черномора и богатыря-великана? (меч)
11 слайд. Что взял Руслан с поля битвы? (щит, шлем, звонкий рог, копье стальное, кольчугу) - на слайде, исключите лишнее.
С помощью какого предмета Руслан должен был разбудить Людмилу? (коснуться ее лба с помощью кольца)
12 слайд. Село Чудесное. Задание: ответьте на вопросы. (Подсказка: в основе лежит чудо)
Кем или чем была похищена Людмила? (безвестной силой)
В чём сила Черномора? (в бороде)
Какой предмет помогал Людмиле? (шапка-невидимка)
13 слайд. Городок Знатоки. Мы побывали во многих населенных пунктах несуществующей страны. Имеются вопросы в шапке-невидимке от Людмилы.
1.Кто и почему сидел не весел на свадебном пиру?
(Сидели не веселы соперники Руслана - Рогдай, Ратмир, Фарлаф, так как были влюблены в Людмилу)
2.В чем был «не побежден» Фарлаф?
(Фарлаф в пирах никем не побежденный…)
3.Что случилось после свадебного пира?
(После свадебного пира Людмилу похищает неведомая сила)
4.Что обещал князь Владимир тому, кто вернет дочь?
(Князь Владимир обещает Людмилу в жены и полцарства)
5.Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?
(О судьбе Людмилы Руслан узнал от старца в пещере)
6.В чем тайна Черномора?
(Тайна Черномора в волшебной силе в бороде)
7.Каким волшебством обладал колпак Черномора?
(Это была шапка-невидимка)
8. Как Людмила обнаружила волшебство шапки?
( Она примеряла шапку перед зеркалом)
4. Подведение итогов урока, выставление оценок.
5. Объяснение домашнего задания: стр. 80 задание 9. Рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» на цветной вклейке. Как изображается поле битвы в поэме Пушкина и в картине Васнецова, сравнить и написать.