Урок-путешествие по литературе в 9 классе «Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"»

1
0
Материал опубликован 31 October 2017

Тема: Урок-путешествие по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Задачи:

Закрепить изученный материал посредством работы над текстом, используя карточки, музыкальную композицию , коррекционные задания по произведению.

Развивать устную связную речь, память, внимание, воображение на основе анализа поэмы;

Воспитывать интерес к чтению.

Предварительное домашнее задание: выписать устаревшие слова, заменить современными.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, В. А. Жуковского, няне Арины Родионовной, карточки с заданиями, «колпак» с вопросами, иллюстрации к поэме-сказке, проектор, ноутбук, электронная презентация, увертюра с записью Глинки «Руслан и Людмила», видеофрагмент «Бой с Головой».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Психологический настрой

Ребята, найдите свое сердце, прижав обе руки к груди. Прислушайтесь, как стучит оно. Представьте, у вас вместо сердца лучик ласкового солнышка. Яркий, теплый свет разливается по всему телу. Это тепло нам дарит творчество человека, которого называют «солнцем русской поэзии».

Давайте же немного тепла и света передадим нашему классу.

Урок наш будет необычным, сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!

2. Введение в тему

Взгляните на портреты, которые висят на доске ( Портреты Жуковского, Арины Родионовны, Пушкина). Чьи портреты вы видите? Что связывает этих людей?

А. С. Пушкин – великий русский поэт, солнце русской поэзии, написал поэму «Руслан и Людмила».

Арина Родионовна – крепостная крестьянка, няне великого поэта, сказочница, вдохновитель Пушкина, которая смогла привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.

В. А. Жуковский - Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, восхищённый Василий Андреевич Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

3. Сообщение темы, цели, задач урока.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы с вами отправимся в путешествие по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (запись в тетради): побываем в деревнях Портретово, Художниково, Теоретиково, Поэтиково, селах Событийново, Математиково, Полицейкино, Чудесное. Самые внимательные и активные будут приглашены в городок Знатоки.

Чтобы с нами ничего не приключилось в пути, мы должны правильно и культурно вести себя. Мы не должны кричать, перебивать говорящего. Ответы должны быть полными.

4. Работа по теме. Путешествие.

Прежде чем отправиться в путешествие, послушаем увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

1 слайд. (Прослушивание увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»)
- Можно ли по музыкальному произведению узнать содержание поэмы?

- Что увидели, что услышали.

(Краткий пересказ по поэме)
- В какие моменты вы особенно переживали?

- Назовите героев поэмы (Фарлаф, Ратмир, Рогдай, Руслан, Людмила, князь Владимир, Старец, Старуха Наина, Черномор, Голова)

2 слайд. Деревня Теоретиково. (Проверка домашнего задания) Задание: Замените устаревшие слова, которые встречаются в поэме, современными.

Брег-берег, меж – между. Пред – перед. Взор – вид, брада – борода, зрит – видит, боле – больше, глас – голос, младая – молодая, чертог – дворец, фимиам – запах, хладеют – стынут, перси – грудь, риза – богатая одежда, очи – глаза, уста – рот, десница – рука, что есть мочи – что есть сил.

3-4 слайд. Деревня Портретово. 

Задание в таблице соотнести: узнайте по чертам характера имя героя (ученики читают задание)

Храбрость, прямодушие, честность, верность в любви и слове.

(Руслан)

Чувствительность, прелесть, скромность, немного ветреность.

(Людмила)

«Воитель смелый», ревнивость, «мрачный обожатель».

(Рогдай)

- «Крикун надменный», трус, хвастливость, самоуверенность, обжора. (Фарлаф)

- «Волшебник страшный», «немощный мучитель».

(Черномор)

- Одержимость страстью к Людмиле.

(Ратмир)

- Кто из них положительные герои, а кто отрицательные?

Станция Событийново.

 “Восстанови хронологию”.

Пронумеруйте события, обозначенные цитатами, в порядке их следования в пушкинской поэме “Руслан и Людмила”. – задание на карточках в паре.

5 слайд.Сюжетная линия “Руслан в поисках Людмилы” 1 ряду:

Но вдруг перед витязем пещера...”

Соперники одной дорогой...”

...Щекотит ноздри копием...”

Полцарства вам в придачу дам.”

...Иди вперед, не унывай...”

О горе: нет подруги милой!”

Лети хоть до ночной звезды, а быть тебе без бороды!”

(Правильный ответ: 4, 6, 2, 1, 5, 3, 7.)

6 слайд.Сюжетная линия “Людмила у Черномора” 2 ряду:

Арапов длинный ряд идёт, седую бороду несёт…»

...Умру среди садов! Подумала и стала кушать.”

...Хотел бежать, но в бороде запутался...”

...Седого карла за колпак рукою быстрой ухватила..»

В слезах отчаянья Людмила, от ужаса лицо закрыла..

Неведомая сила её на воздух поднимает…

7. “...В саду Людмила очутилась…”

(Правильный ответ: 7, 5, 2, 6,1, 4, 3.)

7 слайд. Станция «Поэтиково» Составить четверостишие из рассыпанных строк.
 

«Разъедемся, пора!- сказали,-

Безвестной вверимся судьбе»

И каждый конь, не чуя стали,

По воле путь избрал себе.

 

Людмила в зеркале пропала;

Перевернула — перед ней

Людмила прежняя предстала;

Назад надела — снова нет.

Кинезеологические упражнения.

Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Станция «Художниково»

По иллюстрации узнать, о чём говорится с поэме-сказке? Найти в тексте, зачитать (выборочное чтение)

Иллюстрации на доске

1.Встреча Фарлафа со старухой (стр.64) - наизусть

2. Битва Руслана с Рогдаем (стр.70) – по цепочке

3. Встреча Руслана со старцем (стр. 61) - эстафетой

8 слайд. 4. видеофрагмент - Встреча Руслана с Головой (стр. 76) – чтение по ролям.


 

9 слайд. Село Математиково.

Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа)

Сколько лет жил старец в пещере? (20)

Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)

Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2)

Сколько лет Людмиле? (17)

10 слайд. Село Полицейкино. Задание: назовите предметы, о которых идет речь в вопросах.

Какой предмет погубил обоих братьев Черномора и богатыря-великана? (меч)

11 слайд. Что взял Руслан с поля битвы? (щит, шлем, звонкий рог, копье стальное, кольчугу) - на слайде, исключите лишнее.

С помощью какого предмета Руслан должен был разбудить Людмилу? (коснуться ее лба с помощью кольца)

12 слайд. Село Чудесное. Задание: ответьте на вопросы. (Подсказка: в основе лежит чудо)

Кем или чем была похищена Людмила? (безвестной силой)

В чём сила Черномора? (в бороде)

Какой предмет помогал Людмиле? (шапка-невидимка)

13 слайд. Городок Знатоки. Мы побывали во многих населенных пунктах несуществующей страны. Имеются вопросы в шапке-невидимке от Людмилы.

1.Кто и почему сидел не весел на свадебном пиру?

(Сидели не веселы соперники Руслана - Рогдай, Ратмир, Фарлаф, так как были влюблены в Людмилу)

2.В чем был «не побежден» Фарлаф?

(Фарлаф в пирах никем не побежденный…)

3.Что случилось после свадебного пира?

(После свадебного пира Людмилу похищает неведомая сила)

4.Что обещал князь Владимир тому, кто вернет дочь?

(Князь Владимир обещает Людмилу в жены и полцарства)

5.Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?

(О судьбе Людмилы Руслан узнал от старца в пещере)

6.В чем тайна Черномора?

(Тайна Черномора в волшебной силе в бороде)

7.Каким волшебством обладал колпак Черномора?

(Это была шапка-невидимка)

8. Как Людмила обнаружила волшебство шапки?

( Она примеряла шапку перед зеркалом)

4. Подведение итогов урока, выставление оценок.

5. Объяснение домашнего задания: стр. 80 задание 9. Рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» на цветной вклейке. Как изображается поле битвы в поэме Пушкина и в картине Васнецова, сравнить и написать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации