12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Довбня Светлана Александровна517
0

Урок литературного чтения Георгий Скребицкий « Жаворонок» (Устное народное творчество).







Урок литературного чтения



Георгий Скребицкий « Жаворонок»

(Устное народное творчество).




















Учитель: Довбня С.А.





Основные задачи:

Выявление круга начитанности учащихся, закрепление литературоведческих понятий художественных произведений, формирование читательских умений.

Развитие навыка чтения, развитие речи, развитие уровня владения определенной системой навыков и умений работать с книгой, обогащение речи выразительными средствами языка.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Оборудование урока:

Модель обложки, заместители жанров.

Презентация (см.приложения)

Выставка книг о весне.

Карточки для индивидуального чтения.

Музыкальное оформление (голос полевого жаворонка, П.И.Чайковской «Жаворонок» из «Детского альбома»)

Плетень, дерево, макет избы, булочки «Жаворонки». свистульки в виде птичек.

Оформление доски:

Выставка книг о весне разных жанров

Таблица «Как выглядит - как поёт»



Орг.момент

- Начинаем урок, проверим, что должно лежать на парте.

1)Ввод в тему урока



- Мы узнали, что у Весны есть свои запахи, в это время года происходят кругом чудеса, просыпается природа, у Весны свои особенные звуки. В своих произведениях авторы представляют её живой: она хозяйничает в поле, парке, саду; то она юная девушка, то она художница, а то и волшебница. А как в народе называли весну? Почему? ( На доске появляется ….. см. ниже)

- Сегодня мы продолжаем изучать произведения о весне. И познакомимся с произведениями разных жанров.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

(инд.карточки+ один за компьютером (его ответ на доску через проектор)= проверка

- В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи праздников, посвященных встрече весны. Люди считали, как встретят Весну, как её уважат, такое будет лето. Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах, восстановите предложения.

Увидал грача - …………………. весну встречай.

На шесте скворец,……………………….. он весне гонец.

Увидел скворца –………………….. весна у крыльца.

Сколько проталинок – ………………………..

столько и жаворонков.

- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Этой птице посвящен даже праздник.

ЗАГАДКА ( читает учитель текст из учебника)

………

………..

- Как догадались?



2) Г. Скрибицкий «Жаворонок»

- У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок».

Чтение учителем рассказа Г. Скрибицкого «Жаворонок» наизусть.

- Понравился рассказ? Какие картины природы себе представили? Что особо понравилось?



Словарная работа. Чтение трудных слов

БУРАЯ - ……

ЗАТРЕПЕТАЛА крыльями -

ТРУЩОБЫ - …………

ЛЮТЫЙ - ……

( Д/з дать 2 ученикам выписать из словаря значения слов БУРЫЙ и ЛЮТЫЙ. На уроке они должны растолковать. Вместе по словарю найти значение слова ТРУЩОБЫ.

ЗАТРЕПЕТАЛА- анимационная картинка)

Чтение. Работа с текстом.

1 абзац

- Какое время суток описывает автор? Докажи.

- По каким приметам можно догадаться о приходе весны?

- Как понимаете «белый наряд зимы? - Какие картины подходят к рассказу? Докажите.

t1674474322aa.jpgt1674474322ab.jpg

И другие картинки ……………………………………………

2- 5 абзацы

- Зачитайте описание жаворонка?

Как выглядит

Как поёт

Маленький

Серенький


Радостная звенящая песня

Что-то светлое, радостное

Нельзя передать словами

Полилась




- вопрос 4

6-8 абзацы

- вопрос 5

- Почему звери, насекомые заслушались песней жаворонка?

-Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?

ФОНОГРАММА

- Почему именно с золотой звёздочкой?

Выразительное чтение

- Какое настроение передаёт Г. Скрибицкий в своём рассказе?

- Перечитайте рассказ, найдите, какие строчки передают особое взволнованное, радостное настроение? Постарайтесь передать это настроение.

Тема весны в музыке

- Заслушаться песней жаворонка могут не только животные, но и люди, если душа умеет чувствовать красоту, подмечать удивительное, слушать музыку природы, ……….

Композитор Пётр Ильич Чайковский не только умел подмечать удивительные звуки природы, но и перекладывать их на ноты. В своём «Детском альбоме» (так называется сборник музыкальных пьес) жаворонку он отвёл целую страничку. Мы послушаем отрывок этого произведения, но послушаем одновременно сразу с чтением.



ФОНОГРАММА + ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА -

( включить со слов «… полилась радостная звенящая песня»)

ФИЗМИНУТКА

(Игра «Прилетели птицы»)

- Встали отдохнём, поиграем в игру. Если услышите название птицы, то машите руками.

Прилетели птицы: голуби, синицы. . . . . . . . . . . .



3) Устное народное творчество

- Жаворонок остался не незамеченным и в устном народном творчестве.

Рассказ учителя.

22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонки, и весна вступает в полные права.

Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и печенье “жаворонков”. Их называли ещё куличками или чувильками. Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
С «жаворонками» бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну.
Чтобы поднять "жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах сараев, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.

“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая. Обязательно надо было покормить жаворонков, поэтому часть испечённых жаворонков крошили на дорожки и проталинки.
Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.
Деревня в этот день была полна песен, крика, смеха, игр. Причем, играли не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки. В этот день выпускали птиц на волю.

Чтение песенки в учебнике.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕНКИ - веснянки детьми

( На шесте солнышко,к шесту привязаны ленты. Дети берут по ленте, идут по кругу, изображая лучи солнца. Прослушивание муз.заклички. (магнитофон) Разучивание и исполнение заклички, в руках бумажные жаворонки на палочках.)

Ах, вы, пташечки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной.

1 группа: Прикрепить жаворонков на дерево.

2 группа: Прикрепить жаворонков на плетень.

4) Подведение итогов.

- Подходит к завершению наш урок.

- Как звучала тема урока? С какими произведениями вы познакомились? (На доску выставить карточки с названиями жанров.)Назовите литературные жанры, с которыми работали? Какие из них относятся к Устному народному творчеству? (Лишнее убрать)

,поговорки, пословицы Песенки загадки

Оценивание урока

- Работали на уроке все очень активно, хорошо. А в подарок вместо пятёрок вам настоящие булочки «жаворонки» и свистульки в виде птичек. Всем спасибо! - слайд №15

Читает девочка в русском праздничном народном сарафане.

- Как жаворонки высоко в небе летают,

чтобы и хлеб в вашем доме был

высоким, пышным и вкусным.

Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гости!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.