Урок литературного чтения «Георгий Скребицкий "Жаворонок"» (устное народное творчество)
Урок литературного чтения
Георгий Скребицкий « Жаворонок»
(Устное народное творчество).
Учитель: Довбня С.А.
Основные задачи:
Выявление круга начитанности учащихся, закрепление литературоведческих понятий художественных произведений, формирование читательских умений.
Развитие навыка чтения, развитие речи, развитие уровня владения определенной системой навыков и умений работать с книгой, обогащение речи выразительными средствами языка.
Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Оборудование урока:
Модель обложки, заместители жанров.
Презентация (см.приложения)
Выставка книг о весне.
Карточки для индивидуального чтения.
Музыкальное оформление (голос полевого жаворонка, П.И.Чайковской «Жаворонок» из «Детского альбома»)
Плетень, дерево, макет избы, булочки «Жаворонки». свистульки в виде птичек.
Оформление доски:
Выставка книг о весне разных жанров
Таблица «Как выглядит - как поёт»
Орг.момент
- Начинаем урок, проверим, что должно лежать на парте.
1)Ввод в тему урока
- Мы узнали, что у Весны есть свои запахи, в это время года происходят кругом чудеса, просыпается природа, у Весны свои особенные звуки. В своих произведениях авторы представляют её живой: она хозяйничает в поле, парке, саду; то она юная девушка, то она художница, а то и волшебница. А как в народе называли весну? Почему? ( На доске появляется ….. см. ниже)
- Сегодня мы продолжаем изучать произведения о весне. И познакомимся с произведениями разных жанров.
(инд.карточки+ один за компьютером (его ответ на доску через проектор)= проверка
- В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи праздников, посвященных встрече весны. Люди считали, как встретят Весну, как её уважат, такое будет лето. Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах, восстановите предложения.
Увидал грача - …………………. весну встречай.
На шесте скворец,……………………….. он весне гонец.
Увидел скворца –………………….. весна у крыльца.
Сколько проталинок – ………………………..
столько и жаворонков.
- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Этой птице посвящен даже праздник.
ЗАГАДКА ( читает учитель текст из учебника)
………
………..
- Как догадались?
2) Г. Скрибицкий «Жаворонок»
- У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок».
Чтение учителем рассказа Г. Скрибицкого «Жаворонок» наизусть.
- Понравился рассказ? Какие картины природы себе представили? Что особо понравилось?
Словарная работа. Чтение трудных слов
БУРАЯ - ……
ЗАТРЕПЕТАЛА крыльями -
ТРУЩОБЫ - …………
ЛЮТЫЙ - ……
( Д/з дать 2 ученикам выписать из словаря значения слов БУРЫЙ и ЛЮТЫЙ. На уроке они должны растолковать. Вместе по словарю найти значение слова ТРУЩОБЫ.
ЗАТРЕПЕТАЛА- анимационная картинка)
Чтение. Работа с текстом.
1 абзац
- Какое время суток описывает автор? Докажи.
- По каким приметам можно догадаться о приходе весны?
- Как понимаете «белый наряд зимы? - Какие картины подходят к рассказу? Докажите.
И другие картинки ……………………………………………
2- 5 абзацы
- Зачитайте описание жаворонка?
Как выглядит | Как поёт |
Маленький Серенький | Радостная звенящая песня Что-то светлое, радостное Нельзя передать словами Полилась |
- вопрос 4
6-8 абзацы
- вопрос 5
- Почему звери, насекомые заслушались песней жаворонка?
-Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?
ФОНОГРАММА
- Почему именно с золотой звёздочкой?
Выразительное чтение
- Какое настроение передаёт Г. Скрибицкий в своём рассказе?
- Перечитайте рассказ, найдите, какие строчки передают особое взволнованное, радостное настроение? Постарайтесь передать это настроение.
Тема весны в музыке
- Заслушаться песней жаворонка могут не только животные, но и люди, если душа умеет чувствовать красоту, подмечать удивительное, слушать музыку природы, ……….
Композитор Пётр Ильич Чайковский не только умел подмечать удивительные звуки природы, но и перекладывать их на ноты. В своём «Детском альбоме» (так называется сборник музыкальных пьес) жаворонку он отвёл целую страничку. Мы послушаем отрывок этого произведения, но послушаем одновременно сразу с чтением.
ФОНОГРАММА + ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА -
( включить со слов «… полилась радостная звенящая песня»)
ФИЗМИНУТКА
(Игра «Прилетели птицы»)
- Встали отдохнём, поиграем в игру. Если услышите название птицы, то машите руками.
Прилетели птицы: голуби, синицы. . . . . . . . . . . .
3) Устное народное творчество
- Жаворонок остался не незамеченным и в устном народном творчестве.
Рассказ учителя.
22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонки, и весна вступает в полные права.
Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и печенье “жаворонков”. Их называли ещё куличками или чувильками. Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
С «жаворонками» бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Чтобы поднять "жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах сараев, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.
“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая. Обязательно надо было покормить жаворонков, поэтому часть испечённых жаворонков крошили на дорожки и проталинки.
Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.
Деревня в этот день была полна песен, крика, смеха, игр. Причем, играли не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки. В этот день выпускали птиц на волю.
Чтение песенки в учебнике.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕНКИ - веснянки детьми
( На шесте солнышко,к шесту привязаны ленты. Дети берут по ленте, идут по кругу, изображая лучи солнца. Прослушивание муз.заклички. (магнитофон) Разучивание и исполнение заклички, в руках бумажные жаворонки на палочках.)
Ах, вы, пташечки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной.
1 группа: Прикрепить жаворонков на дерево.
2 группа: Прикрепить жаворонков на плетень.
4) Подведение итогов.
- Подходит к завершению наш урок.
- Как звучала тема урока? С какими произведениями вы познакомились? (На доску выставить карточки с названиями жанров.)Назовите литературные жанры, с которыми работали? Какие из них относятся к Устному народному творчеству? (Лишнее убрать)
,поговорки, пословицы Песенки загадкиОценивание урока
- Работали на уроке все очень активно, хорошо. А в подарок вместо пятёрок вам настоящие булочки «жаворонки» и свистульки в виде птичек. Всем спасибо! - слайд №15
Читает девочка в русском праздничном народном сарафане.
- Как жаворонки высоко в небе летают,
чтобы и хлеб в вашем доме был
высоким, пышным и вкусным.
Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гости!