Технологическая карта урока по литературному чтению «Устное народное творчество. Обобщение»

2
3
Материал опубликован 31 January 2020

Федеральное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»

Министерства обороны Российской Федерации

 

Открытый урок по литературному чтению.

2 «А» класс.

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБОБЩЕНИЕ.

t1580673199aa.jpg

Алексанян Т.Н.,

учитель начальных классов


 

2019-2020 учебный год

н.п. Ханкала

Тема

Устное народное творчество. Обобщение.

Педагогическая цель

В игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить их работать в группе; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации.

Планируемые результаты (предметные)

Обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Личностные результаты

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать результат; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.

Основное содержание темы, понятия и термины

Устное народное творчество, фольклор, былина, сказка, поговорка, шутка, небылица, пословица, загадка, считалка, игровые приговоры, молчанка, потешка, частушка, закличка, «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка».

Образовательные ресурсы

тема-плакат, цели-плакат, планируемые результаты – плакат, слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями, карточки достижений, оценочные листы, таблицы для тестов.

 


 


 

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методичес-

кие приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые

действия

I.Организационный момент.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

СЛАЙД 1-3

 

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учащихся.

Добрый день дорогие гости. Нам приятно видеть Вас на нашем уроке литературного чтения. Это обобщающий урок СЛАЙД 1 и Вы увидите заключительную часть работы над темой.

-Ребята, пришло время поздороваться с нашими гостями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинаем наш урок.

-Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.

-Отгадайте загадку.

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная:

В нём ты увидишь море и тайгу,

Жирафов, близко Солнце и Луну.

Вот Скрудж Магдак нас всех заворожил,

Рекламой Якубович рассмешил.

-Что же это?

-Давайте сегодня попробуем провести урок телепередачу «Карусель». СЛАЙД 2. Но, одно условие! Зрителями будут наши гости, а вы участниками передачи. Мне позвольте быть главной ведущей.

- Итак, что такое карусель?

 

 

Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее время, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Дети:

-Здравствуйте, скажем, руками.

-Здравствуйте, скажем, глазами.

-Здравствуйте, скажем, в дом.

-Здравствуйте, станет радостей кругом.

Девочка: (в русском сарафане и платке с кистями):
Мир вам, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас...
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край -
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
И места для них приметные,
За обеденным столом...
Пусть с гостями радость светлая,
Входит в наш просторный дом!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час,
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Телевизор.

 

 

 

 

 

- Это аттракцион, вращающаяся платформа, на которой установлены сиденья, в виде лошадок и других животных. СЛАЙД 3

Проявляют эмоциональную отзывчивость

на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдения учителя.

II. Постановка целей урока.

СЛАЙД 4-5

 

Коллективная

Словесный, практический. «Театрализация»

Фронтальная.

Прежде чем отправится в чудесную страну, нам нужно провести речевую разминку.

Речевая разминка СЛАЙД 4

Прочитайте пословицу.

кБоваоЫубтювЛдвжыЬуды

аеЗАсбв СыКАхкЗюыжКОЙ

НЕыжэУшыГОвюаНуИнеТСЯ

Объясните смысл.


 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну. А как называется эта страна, вы узнаете, побывав в необычном доме. Давайте послушаем, о чём в нём говорят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?

Так как же называется эта удивительная страна?

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. СЛАЙД 5

- Какие цели мы поставим на уроке?

- Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?

-обобщить знания по разделу;

-учиться работать в группе;

-обогащать словарный запас;

-развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

Планируемые результаты:

-должны уметь различать жанры УНТ;

-слушать и понимать других, сотрудничать;

-должны научиться работать в группе;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя;

-извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)

-эмоционально «проживать» текст.

Внимательно слушают артистов.

1.Ваня-Ваня простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

2.Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

- Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

3.Ехала деревня

Мима мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

4. - Фома, у тебя в избе тепло

- Тепло. На печи в шубе можно согреться?

- Устное народное творчество.

- Устное народное творчество.

 

 

-обобщить знания по разделу;

- учиться работать в группе;

-обогащать словарный запас;

-развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

Совместно с учителем формируют учебные цели и планируемые результаты.

Фронтальный. Устный ответ.

III.Работа по теме урока

1.Сказка. Былина. Поговорка. Шутка. Небылица.

СЛАЙД 6

 

Фронтальная.

Словесный, практический. Беседа.

ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации, обучающиеся, логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

 

- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое?

- Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево, со множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.

- Посмотрите на наше дерево.

- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева?

- Почему?

- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.

- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?

Ребята, вспомним, какие жанры фольклора мы уже изучили?

-Давайте вспомнить определение каждого жанра.

Потешки – это небольшой стих для игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Пословица – это краткое, мудрое изречение.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Колыбельные песни – это песня, которую поют возле кровати ребенка.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Сказка - бытовые, волшебные, о животных. СЛАЙД 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, почему эти жанры называются народными?

-А почему люди придумали сказки, считалки, потешки, поговорки, скороговорки? Для кого они были придуманы?

-Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумали «весёлую школу».

-Итак, ребята, мы отправляемся в путь на нашей весёлой карусели. Клип «Карусель»

-И первая наша остановка называется «Викторина».

 

-Фольклор.

 

 

 

 

Рассматривают изображение дерева на плакате.

 

-Грустное, печальное.

- Нет листиков на дереве.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» (СКАЗКА)

2.«Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.» (БЫЛИНА)

3. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА)

4.-Что везёшь?

-Сено.

-Какое сено? Ведь это дрова!

--А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)

5.«А то ещё не чудо. Не диковинка,

А были чудеса и почуднее того:

По поднебесью медведь летит

Ушками, лапками он помахивает,

Серым хвостиком поправливает..» (НЕБЫЛИЦА)

- Потому что не известны их первые авторы, люди ещё не знали письма и они передавались из «уст в уста».

- Для маленьких детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют решение учебной цели под руководством учителя. Систематизируется информация

Фронтальный. Чтение. Устные ответы и сигнальные карточки (зеленая – согласен, красная – нет)

2. Викторина.

СЛАЙД 7-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная. Словесный, практический.

Оценивание результатов планируемых действий.

-Сейчас мы поработаем в группах. Первая группа поднимите руки, вторая, третья.

Чем угощала лиса журавля?

Чем подавился петушок?

Из чего варил кашу солдат?

Кто унёс братца из сказки «Гуси-лебеди»?

Кого испугались водоносы из сказки «У страха глаза велики»?

На чём сидел тетерев из сказки «Лиса и тетерев»?

- Молодцы! Я вижу, что вы знаете произведения УНТ.

-Отправляемся дальше на нашей карусели.

- Запускаем карусель. «Клип Карусель».

 

 

Осуществляется решение планируемых результатов: умение работать в группе и оценивать результат.

 

 

 

 

 

Фронтальный.

Физкульт -

минутка.

Коллективная. Практическая.

Упражнения для мышц

шеи и спины.

Слушают объяснение учителя, выполняют движение за учителем.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке.

Коллективный. Правильное выполнение движений.

3. Работа по сказкам.

КАРТОЧКИ

 

Парная работа. Чтение.

- Остановка: Вспомним сказки.

- А сейчас мы поработаем в парах. Перед вами на столах карточки.

- Восстановите названия русских народных сказок, с которыми мы познакомились в этом году.

Гуси Глаза

Петушок Лебеди

Лиса Зёрнышко

Каша Журавль

Страх Тетерев

Лиса Топор (при правильном ответе, рядом вывешивается карточка с названием сказки)

- Запускаем карусель. Клип «Карусель»

 

 

 

 

 

 

(Гуси-лебеди)

(Петушок и бобовое зёрнышко)

(Лиса и журавль)

(Каша из топора)

(У страха глаза велики)

(Лиса и тетерев)

 

Анализируют, сравнивают, сотрудничают.

Внимательно слушают и оценивают предложения, составленное товарищем, обсуждают предложенные варианты, выбирают наиболее удачный, договариваются, кто-будет отвечать перед классом.

Индивидуальный.

Фронтальный.

Чтение.

4. Театр.

Коллективная

Словесный, практический. «Театрализация»

Фронтальная

- Остановка: Театр.

-Наша карусель привезла нас в театр. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали произведения УНТ, делали выставку рисунков, на уроках технологии ПАПЬЕ-МАШЕ тарелочки расписывали Хохломской росписью, делали доски в городецкой росписи, лепили дымковскую игрушку. А сегодня мы инсценируем сказку. Скажите, пожалуйста, какую сказку вы готовили дома для прочтения по ролям? (русская народная сказка «Гуси Лебеди»). О чём эта сказка? Назовите героев сказки.

Ребята, сегодня мы с вами посмотрим один спектакль. Кто играет роль автора, нужно будет назвать произведение. После просмотра. Похлопаем нашим артистам.

- Кто готов рассказать, справились ли ребята со своей ролью?

- Ребята, я уверена, что если бы я выбрала другую группу, у вас получилось бы также хорошо. Мы обязательно в этом убедимся на следующем уроке.

- Запускаем карусель. Клип «Карусель»

 

 

 

 

Слушают, понимают других, сотрудничают.

Фронтальный. Устные ответы.

 

5.Герои сказок.

Коллективная. Практическая.

Парная работа.

 

- Остановка: Вспомним героев изученных сказок.

 

Солдат, старуха, топор

 

 

 

Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга

 

 

 

Петух, курочка, корова, кузнец

 

 

 

Бабушка, внучка, мышка, курочка

- А теперь я проверю, насколько хорошо вы запомнили героев. Соотнести иллюстрацию, название, героев. У детей - карточка с перечнем героев:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничают в паре.

Коллективный. Практический.

Фронтальный.

IV.Рефлексивно – оценочный. ТЕСТ

 

 

Фронтальная. Словесный.

ТЕСТ

- Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах.

- Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ.

Тест.

1. Определи жанр произведения:

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточки на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица

б) небылица

в) скороговорка

 

2. Определи жанр произведения:

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застала.

а) загадка

б) пословица

в) скороговорка

 

3. Как в устном народном творчестве называют произведение, с помощью которого мамы укачивают своих малышей?

а) колыбельная

б) прибаутка

в) потешка

 

4. Какая из этих сказок не является народной?

а) Два Мороза

б) Лиса и журавль

в) Сказка о рыбаке и рыбке

 

Взаимопроверка СЛАЙД 13

 

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Произведения УНТ есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа. Сейчас каждый оценит свои результаты.

- Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое). Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко. Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое. Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке я узнал…

В группе работать мне было…., потому что…

Помогал мне…

Мешал мне…

 

 

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный,

Индивидуальный, самооценка


 

t1580673199ab.jpg


Устное народное творчество. Обобщение.
PPT / 9.89 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Николаевна, заявлена публикация - технологическая карта урока. Увидела лишь презентацию к нему, карты нет.

1 February 2020

Татьяна Николаевна, заявлена публикация - технологическая карта урока. Увидела лишь презентацию к нему, карты нет.

1 February 2020

Хорошо, посмотрю, у меня была загружена.

1 February 2020

Похожие публикации