Технологическая карта урока по литературному чтению «Устное народное творчество. Обобщение»
Федеральное государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Министерства обороны Российской Федерации
Открытый урок по литературному чтению.
2 «А» класс.
Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБОБЩЕНИЕ.
Алексанян Т.Н.,
учитель начальных классов
2019-2020 учебный год
н.п. Ханкала
Тема |
Устное народное творчество. Обобщение. |
Педагогическая цель |
В игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить их работать в группе; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения. |
Тип урока |
Урок обобщения и систематизации. |
Планируемые результаты (предметные) |
Обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ. |
Личностные результаты |
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать результат; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация). Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Устное народное творчество, фольклор, былина, сказка, поговорка, шутка, небылица, пословица, загадка, считалка, игровые приговоры, молчанка, потешка, частушка, закличка, «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка». |
Образовательные ресурсы |
тема-плакат, цели-плакат, планируемые результаты – плакат, слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями, карточки достижений, оценочные листы, таблицы для тестов.
|
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методичес- кие приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Вид и форма контроля |
|||||
Осуществляемые действия |
Формируемые действия |
||||||||
I.Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. СЛАЙД 1-3
|
Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
Приветствие учащихся. Добрый день дорогие гости. Нам приятно видеть Вас на нашем уроке литературного чтения. Это обобщающий урок СЛАЙД 1 и Вы увидите заключительную часть работы над темой. -Ребята, пришло время поздороваться с нашими гостями.
Начинаем наш урок. -Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка. -Отгадайте загадку. Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная: В нём ты увидишь море и тайгу, Жирафов, близко Солнце и Луну. Вот Скрудж Магдак нас всех заворожил, Рекламой Якубович рассмешил. -Что же это? -Давайте сегодня попробуем провести урок телепередачу «Карусель». СЛАЙД 2. Но, одно условие! Зрителями будут наши гости, а вы участниками передачи. Мне позвольте быть главной ведущей. - Итак, что такое карусель?
|
Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее время, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Дети: -Здравствуйте, скажем, руками. -Здравствуйте, скажем, глазами. -Здравствуйте, скажем, в дом. -Здравствуйте, станет радостей кругом. Девочка: (в русском сарафане и платке с кистями):
- Телевизор.
- Это аттракцион, вращающаяся платформа, на которой установлены сиденья, в виде лошадок и других животных. СЛАЙД 3 |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Фронтальный. Наблюдения учителя. |
||||
II. Постановка целей урока. СЛАЙД 4-5
|
Коллективная Словесный, практический. «Театрализация» Фронтальная. |
Прежде чем отправится в чудесную страну, нам нужно провести речевую разминку. Речевая разминка СЛАЙД 4 Прочитайте пословицу. кБоваоЫубтювЛдвжыЬуды аеЗАсбв СыКАхкЗюыжКОЙ НЕыжэУшыГОвюаНуИнеТСЯ Объясните смысл.
- Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну. А как называется эта страна, вы узнаете, побывав в необычном доме. Давайте послушаем, о чём в нём говорят.
- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали? Так как же называется эта удивительная страна? -Посмотрите, пожалуйста, на экран. СЛАЙД 5 - Какие цели мы поставим на уроке? - Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока? |
-обобщить знания по разделу; -учиться работать в группе; -обогащать словарный запас; -развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения Планируемые результаты: -должны уметь различать жанры УНТ; -слушать и понимать других, сотрудничать; -должны научиться работать в группе; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя; -извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация) -эмоционально «проживать» текст. Внимательно слушают артистов. 1.Ваня-Ваня простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород. 2.Вова, Вова-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается: - Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя! 3.Ехала деревня Мима мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Дубина выбегает С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах На пожар спешат. 4. - Фома, у тебя в избе тепло - Тепло. На печи в шубе можно согреться? - Устное народное творчество. - Устное народное творчество.
-обобщить знания по разделу; - учиться работать в группе; -обогащать словарный запас; -развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения |
Совместно с учителем формируют учебные цели и планируемые результаты. |
Фронтальный. Устный ответ. |
||||
III.Работа по теме урока 1.Сказка. Былина. Поговорка. Шутка. Небылица. СЛАЙД 6
|
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа. ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации, обучающиеся, логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
|
- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? - Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево, со множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров. - Посмотрите на наше дерево. - Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? - Почему? - Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры. - Вы готовы помочь дереву стать нарядным? Ребята, вспомним, какие жанры фольклора мы уже изучили? -Давайте вспомнить определение каждого жанра. Потешки – это небольшой стих для игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Пословица – это краткое, мудрое изречение. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Колыбельные песни – это песня, которую поют возле кровати ребенка. Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Сказка - бытовые, волшебные, о животных. СЛАЙД 6
-Как вы думаете, почему эти жанры называются народными? -А почему люди придумали сказки, считалки, потешки, поговорки, скороговорки? Для кого они были придуманы? -Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумали «весёлую школу». -Итак, ребята, мы отправляемся в путь на нашей весёлой карусели. Клип «Карусель» -И первая наша остановка называется «Викторина». |
-Фольклор.
Рассматривают изображение дерева на плакате.
-Грустное, печальное. - Нет листиков на дереве.
1.«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» (СКАЗКА) 2.«Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.» (БЫЛИНА) 3. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА) 4.-Что везёшь? -Сено. -Какое сено? Ведь это дрова! --А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА) 5.«А то ещё не чудо. Не диковинка, А были чудеса и почуднее того: По поднебесью медведь летит Ушками, лапками он помахивает, Серым хвостиком поправливает..» (НЕБЫЛИЦА) - Потому что не известны их первые авторы, люди ещё не знали письма и они передавались из «уст в уста». - Для маленьких детей.
|
Осуществляют решение учебной цели под руководством учителя. Систематизируется информация |
Фронтальный. Чтение. Устные ответы и сигнальные карточки (зеленая – согласен, красная – нет) |
||||
2. Викторина. СЛАЙД 7-12
|
Фронтальная. Словесный, практический. Оценивание результатов планируемых действий. |
-Сейчас мы поработаем в группах. Первая группа поднимите руки, вторая, третья. Чем угощала лиса журавля? Чем подавился петушок? Из чего варил кашу солдат? Кто унёс братца из сказки «Гуси-лебеди»? Кого испугались водоносы из сказки «У страха глаза велики»? На чём сидел тетерев из сказки «Лиса и тетерев»? - Молодцы! Я вижу, что вы знаете произведения УНТ. -Отправляемся дальше на нашей карусели. - Запускаем карусель. «Клип Карусель». |
|
Осуществляется решение планируемых результатов: умение работать в группе и оценивать результат.
|
Фронтальный. |
||||
Физкульт - минутка. |
Коллективная. Практическая. |
Упражнения для мышц шеи и спины. |
Слушают объяснение учителя, выполняют движение за учителем. |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. |
Коллективный. Правильное выполнение движений. |
||||
3. Работа по сказкам. КАРТОЧКИ
|
Парная работа. Чтение. |
- Остановка: Вспомним сказки. - А сейчас мы поработаем в парах. Перед вами на столах карточки. - Восстановите названия русских народных сказок, с которыми мы познакомились в этом году. Гуси Глаза Петушок Лебеди Лиса Зёрнышко Каша Журавль Страх Тетерев Лиса Топор (при правильном ответе, рядом вывешивается карточка с названием сказки) - Запускаем карусель. Клип «Карусель» |
(Гуси-лебеди) (Петушок и бобовое зёрнышко) (Лиса и журавль) (Каша из топора) (У страха глаза велики) (Лиса и тетерев)
|
Анализируют, сравнивают, сотрудничают. Внимательно слушают и оценивают предложения, составленное товарищем, обсуждают предложенные варианты, выбирают наиболее удачный, договариваются, кто-будет отвечать перед классом. |
Индивидуальный. Фронтальный. Чтение. |
||||
4. Театр. |
Коллективная Словесный, практический. «Театрализация» Фронтальная |
- Остановка: Театр. -Наша карусель привезла нас в театр. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали произведения УНТ, делали выставку рисунков, на уроках технологии ПАПЬЕ-МАШЕ тарелочки расписывали Хохломской росписью, делали доски в городецкой росписи, лепили дымковскую игрушку. А сегодня мы инсценируем сказку. Скажите, пожалуйста, какую сказку вы готовили дома для прочтения по ролям? (русская народная сказка «Гуси Лебеди»). О чём эта сказка? Назовите героев сказки. Ребята, сегодня мы с вами посмотрим один спектакль. Кто играет роль автора, нужно будет назвать произведение. После просмотра. Похлопаем нашим артистам. - Кто готов рассказать, справились ли ребята со своей ролью? - Ребята, я уверена, что если бы я выбрала другую группу, у вас получилось бы также хорошо. Мы обязательно в этом убедимся на следующем уроке. - Запускаем карусель. Клип «Карусель» |
|
Слушают, понимают других, сотрудничают. |
Фронтальный. Устные ответы.
|
||||
5.Герои сказок. |
Коллективная. Практическая. Парная работа.
|
- Остановка: Вспомним героев изученных сказок.
|
|
Сотрудничают в паре. |
Коллективный. Практический. Фронтальный. |
||||
IV.Рефлексивно – оценочный. ТЕСТ
|
Фронтальная. Словесный. ТЕСТ |
- Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. - Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ. Тест. 1. Определи жанр произведения: Чики, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточки на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. а) пословица б) небылица в) скороговорка
2. Определи жанр произведения: Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застала. а) загадка б) пословица в) скороговорка
3. Как в устном народном творчестве называют произведение, с помощью которого мамы укачивают своих малышей? а) колыбельная б) прибаутка в) потешка
4. Какая из этих сказок не является народной? а) Два Мороза б) Лиса и журавль в) Сказка о рыбаке и рыбке
Взаимопроверка СЛАЙД 13
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Произведения УНТ есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа. Сейчас каждый оценит свои результаты. - Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску). - Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое). Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко. Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое. Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Сегодня на уроке я узнал… В группе работать мне было…., потому что… Помогал мне… Мешал мне…
|
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. |
Фронтальный, Индивидуальный, самооценка |
Спицына Любовь Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Алексанян Татьяна Николаевна