Урок литературного чтения «И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 23 March

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2 «А»

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема урока: И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цель: Прочитать басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей», дать характеристику героям, научиться читать по ролям.

Учебные задачи:

 

Направленные на достижение личностных результатов:

-формировать умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности понимания других людей;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; (РУУД)

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; (РУУД)

-строить сообщение в устной и письменной форме; (ПУУД)

- формулировать собственное мнение и позицию; (КУУД)

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. (КУУД)

 

Направленные на достижение предметных результатов обучения

-Знать особенности басенного текста.

-Соотносить смысл пословицы со смыслом басни.

-Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Технологическая карта урока открытия нового знания​​​​​​​

Этап урока

Деятельность учителя

Мотивация

к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

У. – Поговорим?

Д. – Поговорим!

У. - А знаете о чём?

Д. – О чём?

У. – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

Д. – Поговорим! Нам будет интересно!

 

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, с каким произведением вы знакомились на прошлом уроке? С басней «Лебедь, Рак и Щука»

-Что такое басня?

-Басня- это короткое, чаще всего стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.

- Ребята, а кто является автором этого произведения? Иван Андреевич Крылов

-Что о нем можете рассказать?

С какими фактами вы согласны?

НА ДОСКЕ

Жанр басни был открыт в России И.А.Крыловым.

За свою жизнь написал 236 басен.

Дальний родственник А.С.Пушкина.

Родился в семье армейского офицера.

Проработал библиотекарем 30 лет.

Очень любил смотреть на пожары.

-Что высмеивается в баснях? Поступки людей, их недостатки

-А что главное в басни? Мораль.

-Что такое мораль?

Мораль- вывод, где объясняется смысл басни, где осуждаются глупые и плохие поступки

 

Спрашиваю басню выразительно.

 

3.Организация познавательной деятельности

3.1. целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.

самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. повторение и включение в систему знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия учебной деятельности

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями Крылова.

-Но чтобы узнать, какое это произведение, вам необходимо выполнить задание для которого мне нужно два добровольца.

 

- В конвертах буквы, из которых мы соберём ключевые слова нашей темы.

 

Собирают слова из набора букв.

 

-Стрекоза и Муравей.

 

Рассказывают дети

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

 

- Почему сегодня мы узнали именно об этих насекомых? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

- Итак, тема нашего урока….-И. А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

- Какую цель поставим для себя на уроке? (Будем учиться читать выразительно)

-Действительно ребята, а также мы будем учиться читать её по ролям.

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы? (Это герои произведения.)

 

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

-Что мы можем сказать о стрекозе? (Красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая)

-О муравье? (Труженик, коллективист, умный)

-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино.

Понравилась ли вам басня?

-Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели её до этого?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой

и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения)

Затруднение:

-Давайте попробуем в этом разобраться?

 

Прочтите басню вполголоса самостоятельно

 

1) Как жила Стрекоза, где она кушала летом? Прочитайте. (Как под каждым ей листком. Был готов и стол и дом) .(Везде могла найти еду и ночлег)

2) Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

3)К кому пошла Стрекоза за помощью?

4) С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? (Пустить к себе перезимовать.)

5) Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)

6) Вы считаете, Муравей поступил правильно? (Да, ведь Стрекоза ленивая, несерьёзная)

7) Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

 

-Да, из -за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может ей дать шанс исправиться? Давайте изменим конец басни. Я знаю, что вы добрые дети, поэтому заранее написала на листочках. Прочитайте и дополните.

И сказал Стрекозе Муравей:

«……… ты ко мне поскорей. заходи

Я тебя ………, обогрею, накормлю

Только будь ты теперь-…….». умнее

 

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

 

-Пожалел Муравей Стрекозу? Но вот настала весна, что же произошло дальше? Взялась ли Стрекоза за ум или осталась такой же легкомысленной?

-У вас два варианта ответа на этот вопрос. Выбрать один.

 

Но как только весна пришла, Но как только весна пришла

За ум взялась Стрекоза. Позабыла слова Муравья.

Построила дом красивый И как прежде в ясные дни

И живёт в нём счастлива. Хороводы водила одни.

 

 

-Придумайте свою концовку басни.

- В чём смысл басни? (Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

Зима катит в глаза – неожиданно.

Помертвело чисто поле – урожай собран, исчезли насекомые, люди не работают, в поле мёртвая тишина.

Удручена – огорчена.

Нужда – недостаток , бедность.

Характеристика героев (соединить)

Трудолюбие

Лень

Легкомысленность

Беззаботность

Серьёзность

Хозяйственность

 

«Вешний»- весенний

-объясните, как вы поняли следующие высказывания.

Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом .(Везде могла найти еду и ночлег)

И кому же в ум придёт?(никто даже не подумает)

-

- Сколько действующих лиц в басне? (3)

-Какие это лица? (Автор, Стрекоза, Муравей)

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор? (Стрекозы-жалобно, умоляюще; Муравья-жёстко, неприклонно)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

-Ребята, я предлагаю вам прочитать эту басню по ролям.

 

-Найдите в этой басни мораль. (Ты всё пела, это дело, так пойди же попляши)

- Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться. Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.

- А основная мысль басни в чём?

Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

- Что скрывается под поступками Стрекозы?

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки.

Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

-Ребята, что такое басня?

-Какова основная мысль басни «Стрекоза и муравей»?

-Кто написал Басню ?

-Как вы думаете, что Крылов хотел нам показать своими баснями?

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

-Домашнее задание- выучить наизусть басню.

 

За что можно себя похвалить? 

За что можно похвалить одноклассников? 

За что можно похвалить учителя? 

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? 

Чему научила вас эта басня? (Что надо не откладывать дела на потом, надо делать всё во время)

 

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Муравей – активно участвовал в работе , предлагал идеи;

Стрекоза – был пассивным слушателем, часто отвлекался.

 

 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.