Урок литературного чтения: К. Паустовский «Стальное колечко», Рассказ или сказка?
Схема доски:
| Портрет автора 10 февраля К. Паустовский Стальное колечко Рассказ ? сказка | Изображения из произведения |
Понадобится: учебник лит. чт., рабочие листы для каждого, фольга, картины из произведения, портрет автора
Организационный этап
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Актуализация знаний
Прочитайте, цитаты.
- Из какого произведения они взяты? (стальное колечко)
Назовите автора произведения? К. Г. Паустовский (правильно)
-На прошлом уроке у нас состоялась первая встреча с произведением К. Паустовского “Стальное колечко”.
-Вам понравилось это произведение? (ответы детей)
- А когда вы читали произведение, вы были внимательными читателями?
Давайте проверим, кто же из вас самый внимательный читатель.
У вас под номером один карточка. Возьмите ее. Вам необходимо выделить знаком +, где верное высказывание, а знаком - ложное. Приступили к работе.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет)
Варюша потеряла колечко, когда надела его на мизинец? (Да)
Варюше нашла стальное колечко?
Девочка сразу одела колечко на средний палец?
В конце сказки наступила осень?
Передайте карточки друг другу. Выполним взаимопроверку. Включаем доску (дети проверяют). У кого все правильно ставим 5, звездочку, или …
Поднимите руку, кто ответил на все вопросы правильно.
3. Словарная работа. Определение значения слова
-На прошлом уроке, работая с произведением, мы с вами находили незнакомые слова и выражения. Что мы с ними делали? (Определяли значение слов). Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с Интернетом)
- Лексическое значение какого слова мы не смогли определить на прошлом уроке? (ЛЕЩИНА).
-дайте определение этому слову?
-Найдите на следующих картинках лещину.
-А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии, в учебниках окр.мира и т.д.)
Давайте найдем, чем полезно это растение?
А сейчас вашему вниманию предлагаю разгадать кроссворд.
Литературный кроссворд.
1. Небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Ему свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. (рассказ)
2. Это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло. (Сказка)
3. Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для неё характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. (Былина)
4. Это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму. (Стихотворение)
5. Японские трехстишия (Хокку)
6. Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель - определить водящих в игре. (Считалка)
7. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолёта( крыло птицы), поезд идёт (человек идёт) (метафора)
- Найдите лишнее слово в кроссворде. (Метафора т.к. это средство художественной выразительности, а всё остальное жанры литературы)
- Какое ключевое слово получилось? (Колечко)
- Какое лексическое значение этого слова? (1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец.)
А какую роль играло колечко в нашем произведении?
- Как вы думаете, кольцо, которое подарили Варюше простое или волшебное?
Мы с вами повторили жанры произведения.
А какой жанр этого произведения (высказывание детей)
Мнения разделились. Возник проблемный вопрос. Так давайте попробуем сегодня поработать и ответить на него.
Назовите цель урока. (СЛАЙД)
- определение жанровой принадлежности произведения.
5. Решение учебной задачи
Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах по частям .Перед каждой группой лежит учебник. Номер стола означает одну из частей произведения..
-Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. (Рассказ — это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде в жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)
Работа с частями произведения самостоятельно, находят признаки сказки и рассказа.
Проверка1 часть.
Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ) Какие признаки рассказа или сказки вы можете выделить? (зачитывают аргументы)
| |
Это сказка. Вступление похоже на зачин, героиня уходит из дома, идет через лес и встречает волшебный предмет | Это рассказ. Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Известно, в каком селе живут дед с внучкой; описание окружающей обстановки реальное, содержание беседы тоже реальное, так как боец мог и пошутить, а Варюша сомневается, верить ему или нет |
Бойцы
Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)
Прочитайте по ролям фрагмент (со слов “На платформе сидели два бойца...”)
Что вы можете сказать о поступке Варюши? (Варюша угостила бойца махоркой, она добрая) А бойца? (ответы учащихся)
Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)
Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? (зачитывают аргументы)
Аргументы 1 и 2группы | Аргументы 3-4 группы |
Это сказка. Сказка- боец дарит Варюше кольцо волшебное, боец объясняет волшебные свойства кольца. | Это рассказ. Рассказ- герои реальные, разговор обычный, но волшебных свойств кольцо не имеет. Откуда у бойцов волшебное кольцо, они едут с войны. |
2 часть
Сидор
Кто изображён на картинке?
- Как вы думаете, это сказочный или реальный персонаж ?
- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?
(О весне.)
- В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.
- Какая это тема? (природы)
Как характеризует жанр произведения история про Сидора? (зачитывают аргументы)
Аргументы 1 и 2группы | Аргументы 3-4 группы |
Это сказка. История про Сидора – это сказка, потому что птица говорит человеческим языком. | Это рассказ. История про Сидора напоминает рассказ, так как Сидор - обычная птица. Все, что происходило с Сидором – можно увидеть в реальной жизни. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора. |
Отметили, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку.
Физминутка.
- Давайте немного отдохнём. Встаньте. Подвижная физминутка
3 часть
- почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)
-Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.) Варюша сильно переживает о здоровье деда. А почему она сразу не надела кольцо на безымянный палей, а надела на мизинец?
-Так колечко потерялось из- за того, что она надела его на мизинец или из-за того, что она не разобралась, что для неё на первом месте?
-Что происходит с Варей в это время, найдите в тексте. (Выборочное чтение)
- Какой вывод можно сделать по этому поводу?
Вывод: если ты не поймёшь, что для тебя самое важное, может случиться несчастье… - Как вы думаете, поняла ли это Варя? Почему она стала искать колечко? (она хотела прежде всего, чтобы дед Кузьма выздоровел) Теперь она знает, что для неё главное). Почему это важно? (Здоровье наших близких- это самое важное для человека)
Признаки рассказа или сказки (зачитывают аргументы)
Весна
-Послушайте аудиозапись (Включается аудиозапись).
-Какой приём использовал автор? (Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека..)
-Такой образ весны можно встретить в рассказах (например в сказке «Двенадцать месяцев» весна предстает в образе трёх месяцев- персонажей, то что не может быть, да еще не в свое время)
-Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)
Рабочий лист 2DOCX / 14.82 Кб
Рабочий лист 1DOCX / 14.36 Кб
К.Паустовский "стальное колечко"PPT / 5.03 Мб
-Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных, 4 группа – наречия
Признаки рассказа или сказки (зачитывают аргументы)
4 часть
Нашла кольцо
Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.
Получилось ли Варюше найти колечко?
Куда оно делось?
Какие черты характера помогли ей найти колечко? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.
-На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)
-Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)
-Отчего же поправился дед? (ответы детей)
Аргументы 1-2группы | Аргументы 3-4группы |
Варюша нашла колечко, надела его на средний палец, дед сразу и поправился | Пришла весна, пригрело солнце - дед сразу поправился |
Аргументы 1-2 группы | Аргументы 3-4 группы |
Колечко волшебное, так как, пролежав долго под снегом, оно продолжало блестеть. | Такое может произойти в жизни, так как существуют различные сплавы металлов, которые не ржавеют (сталь, алюминий, титан) |
-Как заканчивается произведение?
Прочитаем последние 2 абзаца. О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)
— Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)
-Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)
Значит, какую тему затронул Константин Паустовский? (тему Родины). Её Паустовский очень любил. Найдите строки, которые дают понять отношение писателя к своей Родине? «… наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете»
-Паустовский писал: «Без чувства своей страны – особенно очень дорогой и милой, нет
настоящего человеческого характера». А у Варюши есть это чувство своей Родины? (да,
она чувствует каждое движение в природе, ей нравиться жить в родной деревне).
ИТОГ:
Подведем итог нашей работы. Проблемный вопрос, возникший в начале урока решен. Пришли к единому мнению…
А также смогли это доказать.
Паустовский оставил нам возможность прочитать это произведение так как хочется читателю - либо как сказку, либо как рассказ.
Какова же главная мысль произведения ( надо верить в чудеса, они нас окружают)
Автор напоминает нам о том, что рядом с нами есть чудо, надо только его заметить. Паустовский писал: «Мы живем в мире сбывшихся сказок…» Если вдуматься, так оно и есть – полет человека в космос, телевидение, мобильные телефоны – всё это необыкновенно.
РЕФЛЕКСИЯ :
Практическая работа
«Стальное колечко»
- Ученики изготавливают из фольги колечко, дарят и надевают друг другу на тот палец в зависимости от того, что он хочет: здоровье, увидеть свет, большущую радость.
Слайд руки. Напоминание
Домашнее задание