Урок литературного чтения: М.Лермонтов «Утёс», «Молитва» (4 класс)
Волосникова Елена Ивановна , 4 класс Литературное чтение
Тема: М.Лермонтов «Утёс», «Молитва».
Предмет  |  		Литературное чтение  |  	
Тема урока  |  		М.Лермонтов «Утёс», «Молитва»  |  	
Форма проведения  |  		Урок-проект  |  	
Тип урока  |  		Открытия новых знаний  |  	
Современные образовательные технологии :  |  		технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.  |  	
Методы обучения:  |  		методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,  |  	
Формы организации познавательной деятельности:  |  		фронтальная, индивидуальная, парная, групповая  |  	
Межпредметные связи  |  		Русский язык  |  	
Технологическая карта урока
Этапы урока  |  			Деятельность учителя  |  			Деятельность обучающихся  |  			Формируемые УУД  |  		||||||||||||
1.Организационный момент.  |  			Приветствует учащихся; настраивает на работу - Начинаем наш урок В школе ты не одинок Сели прямо, повернулись И друг другу улыбнулись. - Улыбнёмся друг другу. Начинаем наш урок литературного чтения.  |  			Проверяют готовность к уроку. Дети улыбаются.  |  			Регулятивные, личностные, коммуникативные  |  		||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний.  |  			- Скажите, пожалуйста, с творчеством, какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? -Что было задано на дом? Давайте ещё раз послушаем стихотворение. -Вспомним, что вы узнали о М.Ю.Лермонтове. Работаем в парах. На столе у вас листы с вопросами. Вы должны записать ответы. Даю 2 мин. Приступаем Проверка.  |  			-М.Ю.Лермонтова. -Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины». 
 
  |  			Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные  |  		
3.Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.  |  				-Ребята, вы уже много знаете. А чему бы вы хотели научиться? -Для чего это нужно? - Итак, цель нашего урока сегодня: - Задачи? - Каким образом мы решим все поставленные задачи? -Прочитайте, с какими произведениями мы познакомимся? - Почему они изучаются на одном уроке? Что их объединяет? - Давайте сделаем предположение, что хотел сказать М.Ю.Лермонтов этими произведениями?  |  				-Выразительно читать стихотворение Лермонтова, открывать секреты создания стихов поэтом. -Понимать смысл, настроение героя, развивать эмоции, чувства, уметь контролировать свои эмоции, помогать другим, находить выход из сложившейся ситуации, знать творчество М.Ю.Лермонтова. -Дальше изучить творчество поэта. -Выявить душевное состояние поэта, научиться контролировать свои эмоции, применять в жизни полученный литературный опыт. - Проанализируем стихотворение, выразительное чтение.  |  				Регулятивные, познавательные, коммуникативные  |  			|||||||||
 					  |  			||||||||||||
4.Открытие нового знания. 5.Стадия осмысления 6.Работа над изобразительными средствами языка. 7.Выразительное чтение стихотворения. 8.Включение нового знания. 9.Рефлексия деятельности (итог урока)  |  				- Прочитайте название 1 стихотворения на с.51. - Как вы понимаете значение слова утёс? Прочитайте в учебнике. - В последние месяцы жизни поэт создал это стихотворение. -Как вы думаете, о чём будет это произведение? - Какое настроение оно вызовет у вас? Предположите и попробуйте объяснить. Вспомните, когда поэт писал это стихотворение. - Слушаем стихотворение. Вспомним наши вопросы и дадим на них ответы (настроение, о чём) - Где мы обычно находим ответы для нахождения значения непонятных слов? - Я сделала закладки, прочитайте. - Кто герои этого произведения? - Чтобы понять, какие литературные средства использовал Лермонтов в своём стихотворении, предлагаю поработать в группах и выполнить задания. Инструктаж. 1.Прочитайте. 2.Ответьте. 3.Выберите выступающего, докажите. Приступайте, даю 7 мин. - Какая была тучка? - Весёлая или грустная? Докажите. -Что делала тучка? - Где? - Почему? - Подумала ли она об утёсе? - Что олицетворяет тучка? - Какой был утёс? - Где он стоит? - Почему в пустыне? -Почему? -Как автор сначала назвал утёс? - А потом, когда тучка улетела? - Это стихотворение о природе или о чём-то другом? - Зачем Лермонтов его написал, что он хотел сказать? - Кого вы сейчас вспомнили? - Что вы для них делаете? - На чьей стороне автор? - Послушаем отчёт 2 группы. - Все проверяют. -Оцените свою работу. - Одинаково ли мы будем читать обе части? Выразительное чтение. - Послушаем 4 группу. - Какие чувства испытывал сам поэт, когда писал это стихотворение? - Прочитайте название второго стихотворения. - Скажите, пожалуйста, в каком случае человек обращается к молитве? - Что такое молитва? Прочитаем в словаре. - В учебнике на стр. 52 прочитайте 1 вопрос. - Какой выход предлагают авторы учебника? Прочитайте. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва». - Знаете ли вы молитвы? - Прочитайте задание1 на стр.53 молча. -Ответим на вопрос, поставленный вначале урока. Что объединяет эти два произведения? - Что хотел сказать Лермонтов этими стихотворениями? Одиночество - самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать. И не только самому, но и помогать другим, уметь контролировать свои эмоции, « не опускать руки» - Достигли ли мы цели урока? - Решили поставленные задачи? -Подведём итоги: На уроке я узнал... Было интересно... Я понял, что... Теперь я могу... - Желаю вам удачи!  |  				М.Ю.Лермонтов «Утёс». Предположения детей. - В «Толковом словаре» Ожегова. -Тучка, утёс. 1 группа. Разложите карточки в 2 группы. Докажите свои мысли: «Что олицетворяют герои?» Тучка М Утёс о маленькая о великан д золотая л старый и молодая о задумчивый н весёлая д грустный о беззаботная о одинокий ч легкомысленная с е т с ь т в о - Маленькая, потому что тучка, а не туча. - Золотая, от цвета луны. Молодая. - Ночевала. - На груди. Ей было плохо, тревожно. А утром она умчалась. - Нет, она была беззаботная, легкомысленная. - Молодость. - Большой, великан. Старый, задумчивый, грустный (плачет, остался один) - В пустыне. - Тучка улетела, и для утёса ничего не осталось, только одна пустыня – пустота. - Он любил, оберегал тучку, заботился о ней. - Великан. - Старый утёс. Человек становится старым, когда он одинок. -Об одиночестве. - Чтобы мы не бросали стариков, одному плохо. Человек становится старым, когда он никому не нужен. - Бабушек и дедушек. - Утёса. Это название стихотворения. Группа 2. - Прочитайте стихотворение и найдите средства художественной выразительности. 
 Группа3. Обозначьте паузы. Выразительно прочитайте стихотворение. Группа 4. Заполните пропуски и сделайте вывод. Я прочитал стихотворение________________. В этом стихотворении автор показал________________________. Поэт сумел передать____________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне __________чувство, потому что____. Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________. - Одиночество. - «Молитва». - Человек обращается к Богу в ту минуту, когда не находит опоры в себе, в жизни; когда ему трудно, не от кого ждать помощи. - Молитва – у верующих : установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым. - Одиночество поэта. - Да, мы познакомились с творчеством Лермонтова. - Выявили душевное состояние поэта.  |  				Регулятивные, познавательные, коммуникативные Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Регулятивные, личностные, коммуникативные Регулятивные, личностные, коммуникативные  |  			|||||||||