Урок литературного чтения «Природы и мы» (4 класс)
Тема урока: «Природа и мы»
Тип урока : обобщение и систематизация знаний
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Природа и мы».
Образовательные задачи:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу.
2) проверить умение составлять монологические высказывания с опорой на текст.
Коррекционно –развивающие: Развивать речь, творческие способности.
Воспитательные задачи: Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить воспитывать доброту, формировать ценностное отношение к природе.
Формы контроля: фронтальный, самоконтроль на этапе рефлексии.
Средства обучения: индивидуальные карточки, магнитофон .
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке: доступности, принцип комплексности, коррекционной направленности, воспитывающего развивающего обучения и связи обучения с жизнью.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок литературного чтения.
-Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
1) Орфоэпическая минутка
-Но прежде, чем мы приступим к теме урока, мы проведем с вами орфоэпическую минутку. Посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте написанное про себя. Что вы прочитали, что это такое?
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
У:- Прочитайте текст про себя. Что вы прочитали?
У: - Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении?
Д: (любите, храните, не жгите, не ломайте, не сыпьте, даст)
У: - А теперь прочитаем это стихотворение выделяя голосом глаголы.
- Как вы понимаете смысл данного отрывка?
- Почему именно его я взяла для нашего урока?
У: -Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы».
Урок «Обобщение»
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать
2) Определение темы и цели урока.
А с какой целью мы проводим этот урок?
- А как вы думаете, что мы
-вспомним на уроке
-обобщим
-закрепим
- Цель нашего урока, показать, какими внимательными, думающими читателями вы были.
Дети: Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.
Учитель: Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения.
Объясните мне название раздела.
Что объединяет произведения, включённые в раздел?
Можно ли его назвать иначе? Почему?
Сегодня мы проведём конкурс на лучшего знатока этого раздела в форме игры «Дерево знаний». Выполняя задания, мы будем подниматься вверх, к вершине знаний. За правильные ответы вы получите жетончики.
Конкурс «Дерево знаний».
1 сектор «Найди пару».
-Соедините фамилию автора с названием его произведения. (Запись на доске).
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
2 сектор «Назови произведение».
-Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
-В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»).
-Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»).
-Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»).
-Они были разными, но дружба их – крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»).
-Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
3 сектор «Бюро находок».
-Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов).
Норка (« Стрижонок Скрип»).
Рога («Кабан»).
Хвост («Выскочка»).
Миска («Барбос и Жулька»).
Лодка («Приёмыш»).
Метла («Кабан»).
4 сектор «Угадай-ка».
-Ребята, какие средства художественной выразительности вы знаете?
Автор какого текста: художественного или научно-познавательного – будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворение при описании природы, животных, птиц и растений? С какой целью он будет их использовать?
-Угадайте героев произведений. (Дети зачитывают описания героев).
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Серый журавль из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь из рассказа «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка).
Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха из рассказа В.П. Астафьева» Стрижонок Скрип»).
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка из рассказа «Выскочка» М.М. Пришвина).
Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
-Что помогло вам быстро догадаться, о каком герое идёт речь? Приведите примеры.
5 сектор «Секрет здоровья».
Физкультминутка:
На лужайке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
На цветочки засмотрелись,
Песенки распелись (артикуляция речевым аппаратом без звука).
У берёзки встали,
Бодро танцевали (танцевальные ритмические движения).
Вот здоровья в чём секрет-
Всем друзьям физкульт – привет!
V. Итог урока . Рефлексия .
- Послушайте , пожалуйста , притчу :
Кабан заметил , что люди неправильно питаются , переедают , и это вредит их здоровью .
Кот считает , что человек часто бывает неаккуратен , не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью .
Тигр отметил , что люди не верят в свои силы , в себя , не работают над своим телом , и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми .
Высокая стройная берёза ответила , что люди мало заботятся друг о друге , часто бывают жестокими и неблагодарными . Они убивают животных , наносят вред растениям , а жестокость – это путь к болезни и гибели .
- Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой . И будьте здоровы !
- Наш урок подошёл к концу .
- Какой вывод вы сделали для себя ? Кому было интересно ?
- Подсчитайте свои жетончики . Началась весна . Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд .
Прикрепите листочки на ту ветку , которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке .
На данном уроке я применяю следующие технологии:
Технологию дифференцированного обучения :
При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета . Дифференцированный подход состоит и в том, что слабым ученикам предлагаются для самостоятельного выполнения задания на уровне требований учебной программы, но более простые, разбитые на отдельные дозы, этапы; устранение пробелов в знаниях; создание условий для переживания школьниками успеха, стимулирование даже элементарных успехов.
Технологию индивидуализированного обучения - для организации учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Технология сотрудничества на данном уроке нужна для совместной деятельности участников учебного процесса, направленная на достижение единых целей.
Здоровьесберегающие технологии позволили одновременно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.