12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Рыкова Наталья Викторовна2249 Россия, Тверская обл., Тверь Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок математики для обучающихся с ОВЗ на тему «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд» (6 класс)
карточкиDOCX / 30.93 Кб
/data/files/t1706812240.docx (карточки)
презентацияPPT / 4.13 Мб
/data/files/t1706812301.ppt (презентация)Технологическая карта урока по математике
«Решение примеров задач на сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд».
Учитель | Рыкова Наталья Викторовна | Учебный предмет | Математика | |||||
Класс | 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Тип урока | комбинированный | |||||
Задачи: | образовательная: | выявить уровень усвоения темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»; закреплять навык решения задач на сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | ||||||
воспитательная: | воспитывать интерес к математике, показать практическую направленность задач на сложение и вычитание ; воспитывать уважение к героическому прошлому страны и родного края; воспитывать самостоятельность и правильную самооценку; воспитывать чувство коллективизма через выполнение общекомандных заданий. | |||||||
коррекционно-развивающая: | коррекция и развитие зрительных восприятий, образно-логического мышления и внимания посредством упражнений: «Собери слово», пространственного диктанта «Путь танка», «Найди лишнее»; корригировать непроизвольное внимание и память посредством работы с просмотренным слайдом « Танкисты»; развитие мелкой моторики и внимания посредством задания «Начерти танк» | |||||||
Технологии | Технология коррекционно-развивающего обучения Худенко Е.Д.; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). | Межпредметные связи | С предметными областями: –история при решении задачи и работе с видеороликом, -ручной труд – при работе со сборкой и наклеиванием танка | |||||
Опорные понятия, термины | Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность | Новые понятия, термины: | Калибр – размер снарядов различных орудий. Трофеи - оружие и другая добыча, захваченная при победе над неприятелем. | |||||
Планируемый результат | ||||||||
Предметный (ПР): | закрепят навык сложение и вычитания целых чисел, научатся анализировать текстовые задачи , научатся контролировать правильность выполнения действий с числами. | |||||||
Личностный (ЛР): | Обучающиеся имеют мотивацию к учебной деятельности | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: мультимедийный комплекс, Дидактический и раздаточный материал: Презентация к уроку , карточки с задачами , карточки в форме снарядов, карточки для выполнения графического задания «Танк», разноцветные звёздочки для рефлексии. |
Организация деятельности на уроке | ||
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
Оргмомент. | Учитель с улыбкой произносит) Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовёт геометрическую фигуру.
-Ребята, какой праздник наш город отмечает в ближайшее время? |
Примерный ответ. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, луч, точка и т.д.
Примерный ответ: 16 декабря – день освобождения Калинина). |
«Математическая разминка» | - Сегодня мы с вами проведём урок-игру, посвящённую тем героическим событиям. Вы на некоторое время станете … А вот кем вы станете, вы должны выяснить сами, расставив следующие числа в порядке возрастания: Проверка.
88 120 246 502 520 616 661 808 Т А Н К И С Т Ы
Слайд выключается
-Какого цвета бала на экране буква «Т», «А», «К» (Развитие непроизвольной зрительной памяти) | Обучающиеся выполняют задание на листочках или устно (кому как удобно).
Примерный ответ. Буква «Т» была красного цвета, буква «А» - синего, буква «К» бала написана зелёным цветом.
|
Проверка домашнего задания. «Боеприпасы» | -Стать настоящим танкистом может только тот, кто правильно выполнил домашнее задание. На карточках-снарядах, расположенных в разных местах класса, написаны ответы примеров вашего домашнего задания, но есть числа, которые не встречаются среди них. Эти снаряды не подойдут нам по калибру. Найдите и уберите эти снаряды. Калибр – размер снаряда.
(Коррекция внимания) | Примерный ответ.
Обучающиеся ищут лишние снаряды на и снимают их.
|
Решение примеров ( работа в парах)
| - Но какие же вы будете танкисты, если у вас нет танков? Поэтому в следующем задании вам нужно будет сложить себе боевую машину из деталей, на которых записаны примеры на сложение и вычитание. Вы, каждый, решите по 8 примеров. А танк соберёте и склеите вместе с соседом по парте из тех деталей, ответы которых написаны на деталях карточки. | Обучающиеся решают примеры и наклеивают соответствующие детали на карточку «Танк» |
Просмотр видеоролика об истории освобождения города Калинина. | Вы выполнили первое задание, собрали свою боевую машину .А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Примите удобную позу и посмотрите небольшой ролик об истории освобождения города Калинина в декабре 1941года. - Ребята, вы слышали, как стремительно наступали на Калинин наши дивизии. А немецкие войска при отступлении от нашего родного города понесли очень большие потери в технике. Я предлагаю вам решить задачу по реальным данным о вражеских потерях. | Обучающиеся смотрят видеоролик.
|
Решение задачи «Посчитай трофеи» | - Ребята, задача, которую вы сейчас решите, составлена по реальным данным 1941 года. Вы посчитаете трофеи, которые захватили советские войска во время боёв за освобождение Калинина. А как вы понимаете слово «трофеи»? | Примерный ответ. Трофей — оружие и другая добыча, захваченная при победе над неприятелем.
Обучающиеся читают текс задачи (текст на экране, дублирующий индивидуальный вариант на каждой парте). В ходе боёв за освобождение Калинина советскими войсками было захвачено 1000 немецких автомашин, миномётов – на 840 единиц меньше, чем автомашин, танков – на 129 боевых единиц меньше, чем миномётов. Сколько боевой техники было захвачено советскими войсками?
|
Учитель осуществляет фронтальный опрос по тексту прочитанной задачи: | Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос: | |
Вопрос 1. О чём говорится в задаче?
| Примерный ответ. В задаче говорится о военной технике. | |
Вопрос 2. Какую технику захватили советские войска? | Примерный ответ. Автомашины, танки и миномёты. | |
Вопрос 3. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
| Примерный ответ. Сразу нельзя ответить на вопрос задачи, потому что неизвестно количество миномётов и танков. | |
Вопрос 6 .Сколько действий будет в задаче? | Примерный ответ. В задаче будет 3 действия. | |
|
| |
«О подвиге экипажа танка Т- 34 под командованием Степана Горобца» | -Ребята, мы не случайно сегодня говорим именно о танкистах, потому что осенью 1941 года именно танкисты совершили героический прорыв по оккупированному немцами городу. Сейчас ребята расскажут, как это было. - Слушайте внимательно, после рассказа, я задам вам несколько вопросов.
- Сколько дней продлилась оккупация Калинина? - Назовите дату оккупации Калинина. - В каком году погиб Степан Горобец? - В каком году установили памятник экипажу танка Т-34? (Развитие произвольной слуховой памяти) | Обучающиеся слушают одноклассников, которые читают следующий рассказ: 17 октября 1941 года Калинин уже был занят немцами. Оккупация продлилась 64 дня. Однако за все это время они так и не смогли почувствовать себя полноправными хозяевами города. Этому помешали подвиги его защитников. Легендарный танк Т-34 под командованием старшего сержанта Степана Горобца совершил невероятный рейд по улицам оккупированного Калинина, почти заставив фашистов поверить в то, что в него ворвалась целая танковая бригада. Не сразу в немецком штабе поняли, что донесения, поступающие из разных районов, рассказывают об одной единственной боевой машине. Без какой-либо поддержки танк прошел с боем до Элеватора, уничтожая живую силу и технику противника. В составе экипажа, которым руководил Степан Горобец, было три человека - Федор Литовченко, Иван Пастушин и Григорий Коломиец. Несколько месяцев спустя, в феврале 1942 года, Степан Горобец погиб под Ржевом. 5 мая 1942 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Горобцу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. При въезде в наш город стоит памятник танку Т-34. В ноябре 2011 года подвиг экипажа легендарного танка Т-34 был увековечен монументом в сквере на Комсомольской площади Твери. Именно здесь в 1941 году проходил рубеж обороны города. В Твери есть улица, названная именем Степана Горобца. Спустя 27 лет, в мае 1968 года трое членов экипажа оставшиеся в живых - Федор Литовченко, Иван Пастушин и Григорий Коломиец – снова встретились в Калинине. Примерные ответы. Оккупация продлилась 64 дня. 17 октября 1941 года. В 1942 году. Памятник был установлен в 2011 году. |
Самостоятельное решение задач | Учащимся предлагается самим выбрать себе задачу по уровню сложности. Задачи напечатаны на карточках разного цвета. 1 вариант. В первый день танк преодолел 244 км, а во второй на 16 км меньше, а в третий день - на 27 км больше, чем во второй день? Какой путь прошёл танк за три дня ? 2 вариант. В первый день танк преодолел 245 км, а во второй на 27 км меньше. Какой путь прошёл танк за два дня ?
Самостоятельная запись решения задачи. Проверка. - Какой ответ получился в задаче у 1варианта? – 2варианта?
| Обучающиеся самостоятельно выбирают карточку с вариантом задач и решают её. Для слабых учеников выдаётся карточка- подсказка.
Примерный ответы. -727 км прошёл танк за 3 дня. -463 км прошёл танк за 2 дня. |
Подведение итогов
| -Чему учились на уроке? Какую тему закрепляли? - Что особенно понравилось? Оценка работы учащихся, выставление отметок.
| Примерный ответы. -Складывали и вычитали с переходом через разряд. -Решали задачи. -Клеить танки, видеоролик, собирать снаряды и т.п.
|
Рефлексия
| -Вы выполнили все задания и наш урок заканчивается. Но день освобождения Калинина ещё впереди. В нашем городе в этот день пройдут митинги с возложением цветов к памятникам героям ВОВ, праздничные концерты. В этот день на обелиске победы зажигают большой вечный огонь, а вечером устраивают красивый салют. Те, кому на уроке было интересно, прикрепите свои звёздочки на доску, кому не очень - оставьте на партах. У нас тоже получился небольшой салют. | Обучающиеся прикрепляют к доске разноцветные звёздочки, которые образуют брызги салюта
|
Организация деятельности на уроке | ||||
Этапы занятия | Оформление доски, наглядность | Методы, приемы, техники | Формы работы | Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества) |
Оргмомент. | На интерактивной доске Урок математики | Словесный, активизация мыслительной деятельности | Фронтальный опрос | Учатся слушать одноклассников, учителя. |
«Математическая разминка»
| На интерактивной доске изображение: | Демонстрация, интерактивный | Индивидуальная | Учатся слушать одноклассников, учителя. |
На слайде Затем буквы убираются | Демонстрация, интерактивный | Упражнение на коррекцию внимания и непроизвольной памяти | Тренируется внимание и непроизвольная память. | |
Проверка домашнего задания. «Боеприпасы» | На слайде В разных местах класса развешены карточки в виде снарядов, на которых написаны числа – ответы примеров из домашней работы. | Демонстрация | Контроль и самоконтроль | Развивают навыки самоконтроля и контроля. Тренируется внимание. Активизируются группы мышц шеи и туловища, которые не задействованы в ходе занятия. |
Решение примеров
| На слайде | Практический | Индивидуальная (при решении примеров) и парная (при сборке и приклеивании танка) | Закрепляют навык сложения и вычитания. Происходит коррекция внимания и мелкой моторики. |
Просмотр видеоролика об истории освобождения города Калинина. | На экране демонстрируется видеоролик об освобождении города Калинина | Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Групповое наблюдение | Отдыхают. Расширяются знания об освобождении Калинина от немецко-фашистских захватчиков 14-16 декабря 1941 года. |
Решение задачи «Посчитай трофеи» | На слайде После анализа задачи на экране остаётся краткая запись Для проверки правильности решения на экране решение и ответ | Интерактивный, словесный
Практический
| Фронтальный опрос
Упражнение | Учатся слушать одноклассников, учителя.
Закрепляют навык сложения и вычитания Учатся находить необходимую информацию в краткой записи, анализировать информацию, делать выводы. |
«О подвиге экипажа танка Т- 34 под командованием Степана Горобца» | На интерактивной доске | Словесный, интерактивный | Фронтальный опрос | Происходит коррекция и развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Происходит коррекция и развитие связной устной речи посредством ответов на вопросы. |
Самостоятельное решение задач | После самостоятельного решения задач на слайде | Практический | Упражнение | Закрепляют навык сложения и вычитания Учатся находить необходимую информацию в краткой записи, анализировать информацию, делать выводы. |
Подведение итогов | На интерактивной доске | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Обладают умениями оценки работы и работы одноклассников. |
Рефлексия | Праздничный салют. На партах у учащихся разноцветные звёзды. | Рефлексия | Индивидуальная | Развивают умение анализировать свою работу и оценивать эмоциональное состояние. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ
1